5 урок по посланиям Петра: ЖИЗНЬ ДЛЯ БОГА
5 урок по посланиям Петра: ЖИЗНЬ ДЛЯ БОГА
Этот урок коснется окончания третьей главы письма, и он поможет понять, какой образ жизни апостол Христа ожидает от верующих.
Проблемы проведения урока:
В уроке есть несколько проблем, которые усложнят его проведение. Прежде всего – объем текста. Автор пособия вновь выдает нам больше главы достаточно сложного текста, который не так просто будет охватить и сходу вычленить из него главное во время урока. Зато вот в следующем уроке у нас будет всего лишь восемь текстиков, а через урок мы свободно растечемся мыслью по древу, рассуждая вообще не о тексте посланий, а о том, каким же автор увидел Иисуса в 1 письме и во 2 письме (которое мы к тому времени еще не пройдем). Мягко говоря – это странный подход. Грубо говоря – так делать нельзя. Убрав из пособия тематические первый, последний и восьмой уроки, мы смогли бы проходить за раз где то по 10-12 текстов, и тогда бы мы просто больше понимали из Библии. Большой объем текста хорош при чтении Войны и мира (и то в рамках школьной программы), но не при чтении Библии. Объем не дает тебе задуматься, поэтому Бог не может на тебя повлиять и проговорить.
Поэтому мы решили исправить ситуацию хотя бы с этим и следующим уроками – мы разделим их текст примерно поровну. В этом мы дойдем до конца третью главу, а в следующем пройдем четвертую. Так мы сможем немного исправить ситуацию.
Ну и главное – автор не понимает общую тему того, что пишет Петр, поэтому идет самым легким путем, хватаясь за знакомые слова (про единомыслие, пьянство, секс и тп.). Таким образом мы ловим не мысль Петра и не то, что он (а за ним – Бог) хочет сказать. Мы вспоминаем все про пьянство, все про секс и тп. Так урочник становится не текстовым, а тематическим. Библию изучают не так. Прежде всего, в ней нужно постараться понять, что хочет сказать автор, откуда и к чему он ведет. Было бы весьма странно, если бы мы взяли ту же Войну и мир, и прочитав про то, как Болконский смотрит на небо, начали вспоминать, что облака на небе бывают кучевые, перистые, дождевые и тп. Было бы такое прочтение Толстого бредом? Конечно да. Но не это ли мы делаем с Библией?
Главный вопрос: Какой образ жизни предлагает нам вести Петр? Что из перечисленного в прочитанной главе для меня является самым сложным?
Ломка льда: Когда в последний раз вам удалось удачно разрешить конфликт? Что это было? С кем вы ругались и чем все закончилось? Что бы вы посоветовали человеку, который хочет разрешить ссору?
- Бесконфликтность. Текст 1 Петра 3:8-13 (с. 175 НЗ)
Первый отрывок письма касается своеобразного стиля поведения, который предлагают вести верующим. Как вы можете заметить, нам рисуют идеального человека, который обладает всеми качествами, чтобы погасить конфликт и зло. Он старается быть на одной волне с другим человеком (единомыслие, дружелюбие и тп в т.8). Он становится огнетушителем возникающих проблем, просто не отвечая и даже внося в проблемную ситуацию позитив (9). Именно поэтому результатом жизни такого человека являются долгие добрые дни (10) – так как сохраняются нервы такого человека. Да и количество его врагов будет статистически меньше – число желающих зла доброму, бесконфликтному человеку ничтожно мало (13).
Не нужно понимать 13 текст как гарантию полной защиты от зла, мы знаем, чем закончилась земная жизнь Иисуса, Иоанна Крестителя и апостолов – тут говорится несколько о другом. О том, что в случае, если мы гасим зло, число наших врагов меньше. Такой описывается община первых христиан, которая порядочное время была «в любви у всего народа». Так же описывается Тавифа, которую чуть ли не на руках носили ее вдовицы, и именно они, кстати, добиваются ее воскресения. В Ветхом Завете такой рубаха-парень – Вооз, а ведь он мог вести себя по-другому, гоняя пришельцев, язычниц и многочисленных бродяг.
Естественно было бы посмотреть на то, как мы исполняем эти слова – ведь наш стиль жизни совершенно не в бесконфликтности. Мы известны не этим. Мы прежде всего протестанты, и любому человеку, обратившемуся к нам, мы выразим своей протест. По поводу праздников, субботы, свинины, одежды, фильмов, косметики, чего угодно. Нам не нравится все, все вокруг не по Божьему (точнее, не по нашему). Плюс к стилю жизни протестующего у нас добавляется непрекращающаяся Великая Борьба, за всем мы видим какую то подоплеку, подозрительность, конспирологию, вокруг сатана и его агенты, которые пропитывают даже наших братьев и сестер сатанинским духом. Какой результат выдают такие учения? Фанатизм, нетерпимость и вражду. Почитайте любую книжку по истории церкви АСД и обратите внимание на то, как много там внутренних дрязг, борьбы и конфликтов между самыми великими пророками. Может быть, наши протесты и борьбу уже пора заменить на что-то более евангельское, доброе и любящее?
Практика: Я конфликтный человек? Когда в последний раз я уклонился от зла? Могу ли я попробовать погасить зло? Моя церковь сделала меня добрее или нетерпимее ?
- Стрессоустойчивость. Текст 1 Петра 3:14-15 (с. 175 НЗ)
В этих двух текстах речь идет как раз об исключениях. О моменте, когда твой настрой на доброту не помогает, и человек (или государство, церковь, кто угодно) ведет себя агрессивно и приносит зло. Это как раз те случаи, когда Даниила завистники бросают львам, юношей в печь, Павла лупят палками и тп. Беды случаются, и Бог нигде не обещает, что Он обязательно охранит тебя или же однажды устроит с обижавшими тебя кровавую разборку, отомстив всем по первое число, все это — из области христианских фантазий.
В тексте бросается в глаза состояние христианина, на которого обрушилась агрессия. Его не удается напугать, чтобы он стал вести себя неадекватно (14). В ответ на нападки от него исходит кротость и уважение к обидчику (15). Похоже, что дело здесь во внутреннем счастье (блаженстве 14), в том, что человек зависит не от того, как к нему относится тот или другой друг, враг или предатель. Его самочувствие зависит от Того, кто живет в его сердце (15).
Это интересная тема, потому что наше самочувствие полностью и целиком зависит от людей – получать счастье от Бога мы так и не научились. Это Стефан видит Иисуса и снисходит к бросающим в него камни. Это Иосиф чувствует Бога и говорит братьям, что они ни при чем, за всем – Божья рука. Это Иисус совершенно спокойно реагирует и на стражников, и на смывшихся апостолов, и на толпу, и на разбойников – Его сердце занято Другим. Мы – не такие, наши локаторы направлены на окружающих, а ни на какого ни на Бога. Я не буду ни есть, ни спать, ни радоваться, пока какой-нибудь человек из моего окружения не станет вести себя по-другому.
Соответственно и наши эмоции и наша реакция, да и в целом все наше счастье или не-счастье построены на поведении других. Агрессору, предателю, сделавшему несправедливое мы ответим по заслугам, и никакой Бог тут не поможет. Дело тут не в терпении и не в сдерживании себя в нужный момент. Дело в том, что наполняет наше сердце, от кого мы ждем счастья и удовлетворения. И это то, чему нужно учиться, потому что это и есть настоящая вера. Не доктрины, а зависимость от Бога.
Практика: Кто из окружающих мог бы принести в мою жизнь счастье? Что он или она должны сделать для этого? Что произойдет, если они не сделают того, что мы ждем – до конца нашей жизни? Был ли я хоть раз в жизни счастлив от отношений с Богом?
- Чистая совесть. Текст 1 Петра 3:16-22 (с. 175 НЗ)
Заключительный отрывок содержит в себе историю так называемого «сошествия Христа во ад», и вы, возможно, понимаете, что растолковать этот отрывок интересно и удобовразумительно не удавалось еще никому. Петр будет упрекать Павла за некую сложность (2П3:16), но у него самого хватает таких сложностей. Мы рекомендуем не пускаться в толкование этих текстов и не переходить на рассуждения об аде и состоянии людей после смерти. Петр приводит эту историю, чтобы сравнить потоп как суд над духами, с нашим крещением как свидетельством властям. (Эту же историю он вспомнит, но только как суд «водою» в последней главе 2 письма). Но вам лучше не браться за толкование этого отрывка на уроке, если только вас не прижмут к стенке. И даже тогда не стоит этим заниматься 🙂
Общая тема отрывка другая. Он начинается (16) и заканчивается (21) доброй совестью, то есть внутренней чистотой. Человек может перенести что угодно, и пройти через любые страдания, когда он будет понимать, что он прав, он не сделал злого (17). Верующий – праведен, и это Бог может прекрасно использовать для Своей благой цели. В этом заключается главный принцип отрывка, мы можем повлиять на окружающих, если будем добрыми и попадемся под лавину гонений (или просто несправедливости). Праведник должен страдать за неправедных: так делал Иисус, спасая нас (18). Такая же судьба у учеников Иисуса – невинный страдает для того, чтобы повлиять на современных неверующих (16).
Мы, конечно же, не спасители, но кое-какая польза от таких страданий есть. Распятая, поруганная и втоптанная в грязь доброта может резануть чью-то совесть, именно таким образом «кровь христиан была семенем». Не только Иисус привлекает все к себе, то же самое происходило и вокруг мученика Стефана; страдания Иосифа очень сильно повлияли на совесть братьев; Даниил в яме не дает уснуть царю. Получается, что у Бога есть механизм очистки совести людей, их встряски. Для этого нужно два элемента – наша доброта и наши страдания. Со 2м все в порядке, как насчет первого?
Практика: Как я реагирую, когда вижу несправедливость по отношению к чьей-то доброте? Это перезагружает мою совесть? Могу ли я в миниатюре повторить подвиг Учителя? Хочу ли я этим заниматься хоть для кого-нибудь?
Вывод. Чтобы исполнить предназначенное им Иисусом, верующим нужно:
— максимально быть миротворцами, а не создателями конфликтов;
— зависеть от отношения к ним Христа, а не окружающих;
— согласиться на то, чтобы их доброта была ругаема – влияя на совесть других.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10