4 урок про покой: ГРЕХ И БЕСПОКОЙСТВО (Цена…)
4 урок про покой: ГРЕХ И БЕСПОКОЙСТВО (Цена…)
В истории инцидента между Давидом, Вирсавией и Урией мы увидим пример того, как страх перед обнародованием плохих проступков заражает нас тревогой.
Проблемы проведения урока:
Эта часть урока нужна не для того, чтобы поиграться критикой или показать свое высокомерие, как кажется влюбленным в церковную систему людям, она нужна совсем для других целей. Первая – понять, что такое структура урока, и увидеть, что пособия не помогают, а мешают в этом плане, не выдавая вообще никакой методики, и вместо этого просто путая всё мутными мыслями. Вторая — увидеть пропаганду в уроке и не повторять её. Учителя слишком часто повторяют вслед за урочником ложь о новозаветной десятине, о «руководителях» церкви, о святилище на небе и прочих небиблейстких вещах, ну а остальные проглатывают пропаганду, «на позитиве» повторяя её и даже не думают, что являются участниками преступления. Третье, упоминая о происходящем в церкви (и в т.ч. в урочнике) мы применяем библейский принцип к реальной жизни. Поэтому наши уроки выходили, выходят и будут выходить с этой частью, если она не нравится, не мучьте себя и читайте уроки пропагандистов в пособии (только не лгите себе и другим и не закрывайте глаза на то, как там критикуют неверующих, инаковерующих и образованных) и унижают их.
Главный перл нынешнего урока – «мы вбиваем еще один гвоздь в руки Иисуса» (пн). Казалось бы, что это простая манипуляция необразованных проповедничков, но нет, за этим стоит богословие законничества, хотя сперва оно не заметно. Суть в том, что если мы не будем грешить, то поможем Иисусу. И никто не обратит внимания, что грех уже искуплен, никакой гвоздь никуда ты не забиваешь, зачем лгать? Но как же сделать урок без неправды? Например, посмотрите на первые строки воскресенья, где «обеспокоенный царь Давид разгуливал по крыше». С какой стати он обеспокоенный? Зачем безбожно врать? Для того, чтобы подтянуть историю к своему уроку? Библия вообще не упоминает никакого беспокойства в проснувшемся к вечеру царе. «Позитивные» проглотят эту ложь урока, а читающие Библию – нет.
Главный вопрос: Как наши плохие дела влияют на наш покой? Что можно сделать, чтобы минимизировать их последствия?
Ломка льда: Вы лечите зубы сразу, когда только чувствуете какую-то проблемку, или откладываете лечение? Почему?
1. ПРИЧИНА ТРЕВОГИ Текст 2 Царств 11:1-5 (с. 337 ВЗ)
В этом отрывке (как и в последующих) нам важно не поругать Давида, и не рассказать, как мы, адвентисты, не похожи на него, потому что у нас в церквях есть семейные отделы. Нам нужно увидеть тот шаблон, который повторяется как в нем, так и в любом из нас. Мы видим, что Давид впервые задумывается и начинает переживать не в момент искушения, не в момент совершения неправильного поступка, а только тогда, когда на горизонте забрезжили последствия. Сам поступок крайне редко вызывает тревожность, человек начинает ёрзать, только если возникает угроза публичности. В этой истории шевеление начинается, лишь когда странная беременность женщины, чей муж на войне, поставила бы вопрос о том, кто же в этом виноват. И тогда для грешника наступает этап борьбы с публичностью (п.2).
Получается, что плохие дела внутреннего покоя особо не нарушают, точнее, в этот момент мы легко справляемся с угрызениями совестью и заставляем её замолчать. Нам важно прикрыться позже, когда дело вылезет на свет Божий. Адам с Евой не сидят, расстроенные, возле своих огрызков – они включают режим безопасности лишь увидев, что куда-то делась одежда и услышав чьи-то шаги в вечерней прохладе. До этого момента человек либо легко оправдывает себя (на разбирательстве окажется, что у них уже откуда-то припасены ответы), либо же просто не придает значения дискомфорту, применив какой-то из способов защиты, о которых мы говорили в прошлом уроке.
На этом этапе нам нужно признать, что неблаговидные проступки добавляют беспокойства в нашу и так не сильно спокойную жизнь, — и добавляют не в момент, когда мы их совершаем, а когда возникает угроза раскрытия того, что мы – плохие. К сожалению, мужик перекрестится только тогда, когда грянет гром, и ни секундой раньше. Идеалом было бы более раннее осознание того, что происходит, как у какого-нибудь Иосифа с его пониманием, что перед Богом и хозяином хорошо, а что – плохо. Но на нас большее впечатление производит не присутствующий рядом Бог или люди, с которыми надо обходиться по-человечески, в большинстве случаев на нас влияет только лишь угроза последствий. И из-за этого мы боремся только с последствиями, а как именно – мы увидим во втором подпункте.
Практика: Я замечал, что мне важнее не то, сделал ли я что-то плохое, а то, открылось ли это? Мне знакома тревога за последствия проступка? Как я с ней борюсь? Я могу сделать плохое – и не заметить этого? Что тут можно сделать?
2. БОРЬБА С ПОСЛЕДСТВИЯМИ Текст 2 Царств 11:6-13 (с. 337 ВЗ)
В отрывке мы прочитали практически большую часть того, что делал наш главный герой – и ни одно из совершенных действий не касалось того, чтобы раскаяться, признать проблему или каким-то легальным образом решить ситуацию. Все перечисленные дела касались лишь того, чтобы правда не вылезла наружу. Почему-то у человека создаётся ошибочное впечатление, что он может контролировать разоблачающую информацию о себе: до сих пор мы видим, как замедляют интернет, затыкают журналистов или людей с «негативом», как их называют адвентисты. И это происходит не только в быту или обществе, в церкви тоже говорят о том, что нельзя выносить мусор из избы, надо хранить его внутри и никому не рассказывать, любое обсуждение проблемы запрещено и моментально осуждается как «не тот дух», нужен «только позитив, не критика». Любой честный пастор со времен противников Елены Уайт до современных проповедников благодати, а не святилища, будет уволен. У нас не решают суть проблемы, все стараются заткнуть говорящих о ней.
В нашей истории предприняты две попытки споить и подставить мужа Вирсавии, и мы понимаем, сколько времени главный герой провел, рассчитывая, как и что надо сделать и что сказать, чтобы Урия пошел туда, куда нужно. А затем проводится еще большая операция с вовлечением военачальников и потерей не только Урии, но и других солдат, – и все лишь ради того, чтобы прикрыть свою слабость. Здесь налицо чрезмерная деятельность, в которую вообще не стоило вовлекаться, но вот именно здесь, (а не гуляя по крыше, как лжет нам урочник), и проявляется тревога Давида, и здесь отображается, какую огромную цену он готов платить, чтобы быть в покое.
Поэтому нам всем нужно перестать бороться с информацией о том, что мы – не самые лучшие. В конце концов, любой критик или освещатель проблемы лишь повторяет слова из Библии о том, что у нас грешная природа, и мы испорчены донельзя. Поэтому потратить свою жизнь на рассказы, что у нас – лучшая семья, безгрешная церковь и идеальное государство будет безумием, нам надо спокойнее воспринимать описание того, что и где у нас не так, не убивая современных Урий, и не вырезая им языки. Проблема не в них, а в нас.
Практика: Почему мне так некомфортно, когда показывают мои слабости? Я всегда агрессивно воспринимаю критику или способен выслушать её без реакции? В моей общине выносят мусор из избы, или зарастают им изнутри до потолка?
3. ЗАПОЗДАЛЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Текст 2 Царств 12:7-14 (с. 338 ВЗ)
В 27 тексте прошлой главы мы видим, что Бог вмешивается в историю не так быстро, спустя долгие месяцы. Мы пропустили историю от Нафана, чтобы перейти к самой сути: оказывается, Бог все знает (9), и спрятать от Него понаделанное не получается, то есть все приложенные усилия были напрасными. И теперь, спустя все это время, после всех этих событий, лечиться будет гораздо сложнее: хотя грех с нашего героя снят (13), но Бог предусматривает какие-то терапевтические действия, которые мы не понимаем полностью, но есть то, что Он объясняет. Похоже, что теперь Давиду придется пройти через то, через что он проводил других: он тоже потеряет своих жен, которых возьмут другие (11), переживет потерю родственника (14), и поймет, что такое враги и меч (10). Мы видим здесь перевернутое золотое правило, когда для исправления человеку приходится пройти через то, что он устраивал другим.
Но ведь всего этого можно было бы избежать, если бы наше герой раньше пошел по пути признания проблемы и сделал это не спустя месяцы и после жертв, а сразу. Чем раньше ты начинаешь лечиться, тем меньше лекарств тебе понадобится. В конце концов, если бы Давид остановился на моменте своего желания, в самом начале, то Бог в 8 тексте говорит, что прибавил бы ему жён и без той, что он увидел с крыши. Таким образом, нам надо сделать вывод, что самый лучший способ борьбы с последствиями своих поступков – это не прятки с Богом, а признание того, что мы сделали. Как бы не больно было сознаваться в том, что мы – негодяи, это нужно делать, вспомните фразу, с которой начинаются Евангелия, вложенную и в уста Иоанна Крестителя, и самого Иисуса: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство».
Раскаяние — это единственное, что может «приготовить путь Господу». Хотя оно противоречит нашей природе, настроенной на самозащиту, но Библейские примеры показывают, что никто не трогает предавшего и раскаявшегося Петра, понявшего свою проблему Закхея и имеющего свое кладбище Савла. На самом деле это гораздо более безопасный путь, чем то, как решаем проблему мы.
Практика: Мой Бог наказывает меня за проступки? Если да, то как? Если нет, то почему? Было ли, что мой Бог оставил мой грех без последствий? Почему раскаиваться так сложно? Как в этом могут помочь братья и сестры в общине?
Вывод. Чтобы с наименьшими последствиями решить проблему греха, нам надо:
— понять, что главное в грехе – не то, будет ли он открыт перед всеми;
— не тратить свои время и силы на попытки его спрятать;
— как можно раньше признаться в нем перед Богом.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10