4 урок по посланиям Петра: СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

4 урок по посланиям Петра: СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

4 урок по посланиям Петра: СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ  

В уроке по тексту из половины 2-ой и половины 3-ей глав Письма Петра мы пройдем принцип повиновения, который Иисус предлагает использовать своим ученикам.

Проблемы проведения урока:

Возможно, главная сложность этого урока заключается в том, что его разбор слишком сосредотачивается на деталях, упуская из вида главное. За большим отрывком 2:10-3:7 стоит один принцип, который применим и к господам, и к императору, и к мужьям, и к язычникам, и вообще ко всем. И его главная идея описана в самом конце 2й главы, это перенимание у Христа Его поведения — незаслуженного повиновения (повиновения тому, кто этого ни капельки не заслуживает). Понимание этого принципа ведет к тому, что все христиане – и рабы, и не рабы – не применяют против окружающих то, что могли бы сделать.

В урочнике же нас тыкают в частности, и пытаются сделать из них кодекс поведения жен, граждан империи или еще какой-то группы людей. Это явная ошибка, Петр не пишет правила для разных социальных групп населения, ему интересно совершенно другое. Он показывает Иисуса, и христиан, похожих на Иисуса на своем месте.

Почему нам предлагают сосредоточиться на деталях? Потому что таким становится восприятие Библии при ее чтении урывками – тогда никто не думает о главной мысли книги или хотя бы главы или отрывка. Библия воспринимается как набор соврешенно не связанных друг с другом текстов, которые надо подбирать из 66 книг, чтобы доказать точку зрения твоей церкви. Поэтому в теме среды и четверга автор добавляет в урок дополнительные тексты Библии, все, что он вспомнит на эту тему из когда-либо прочитанного. Наше чтение Библии превращается в доказательства.

Учителю же важно сделать другое: передать понимание главной мысли, которая была у Петра, чтобы слушатели смогли увидеть, о чем это письмо. Именно по такому принципу и построены наши уроки. На них мы читаем не урочник, а Слово.

Главный вопрос: Почему Иисус желает того, чтобы мы смирялись в ответ на  незаслуженное отношение, как делал и Он? Какую пользу это может принести?

Ломка льда: Что вы обычно делаете, когда слышите неправду о себе? Вы быстро забываете это? Вы хотите вмешаться и рассказать, как все было на самом деле? Когда такое было в последний раз и что вы тогда сделали?

  1. Принцип: смиренная реакция на зло. Текст 1 Петра 2:11-18 (с. 174 НЗ)

Главная мысль отрывка заключается в том, что обычно по отношению к ученикам Иисуса – христианам – складывается неправильное, злое отношение. Окружающие наговаривают на них, как на злодеев (12), и полностью удовлетворяют в отношении к ним свою не-интеллигентность и испорченную природу, зовущую к враждебности (15). Это нормальное отношение безблагодатного человека по направлению к непохожему не него (особенно, к более слабому). Для церкви естественно такое же отношение в виде вражды, агрессивности и распускании слухов, когда кто – то не похож на нас, адвентистов (от плохих православных, «которые даже Библию не читали, а взялись нам «Христос воскрес говорить!» до просто ужасных иезуитов, рушащих нашу церковь изнутри). Это просто говорит, что человек не обращен.

Но только Петр предлагает нам воспринимать это отношение необычно. В первом тексте отрывка (11) он говорит, что у любого человека вполне может возникнуть естественная (плотская) реакция на несправедливость. Обычно мы защищаем себя всеми доступными средствами, не повинуемся враждебно настроенным начальникам, тихо ненавидим тех, на кого не можем повлиять, а при случае пытаемся восстановить справедливость всеми подручными средствами. Петр с мечом, Иаков с Иоанном с огнем с неба, и старший сын с бойкотом – из этой сферы.

Но в тексте предлагается другой, немного странный путь – послушание тем, кто этого не заслуживает. Господа, по идее, не имели права владеть людьми как рабами, императоры были тиранами, ворами и убийцами, то же касалось и других правителей времен Петра (да и наших времен). Но нам предлагают не проявлять на них свою агрессию, но повиноваться (13, 18). Для чего? Тут упоминается, что если христиане будут продолжать свою наполненную благодатью спокойную и не реагирующую на раздражители добрую жизнь, то А) людям будет нечего сказать плохого (15) и Б) это добро может стать каналом благодати к ним, поводом для встречи с Богом (12). Проблема здесь в том, что мы по сути своей не добрые, и вместо благодати все, раздражающие нас, получают по первое число, попробуй только тронь адвентиста. И тогда люди с полной уверенностью и правом могут заявлять, что в христианах нет добра точно так же, как нет добра в них.

Практика: Что я делаю, когда слышу неверное мнение о христианах? Как я реагирую на него? Как реагирует моя церковь? Я сам говорю неправду о других христианах и религиях? Моя церковь? Как мне не срываться в момент несправедливости?

  1. Причина смирения: Иисус. Текст 1 Петра 2:19-25 (с. 174 НЗ)

Следующий отрывок является центральным в нашей сегодняшней теме – здесь от частностей Петр переходит к причине, по которой нам нужно вести себя по-другому. В прошлом уроке Иисус брался как образец для служения людей, которых коснулась благодать. Теперь Иисус упоминается, как невинно пострадавший, и предложивший нам эту дорогу (21). Перенесение нами несправедливостей даже названо «угодным Богу» (19), что при честном прочтении может разрушить нашу картинку Бога, который только и ждет, чтобы нас благословить и защитить от плохих людей и событий.

Вообще здесь говорится о том, что Иисус всегда оставался Собой. Он был добр в хороших обстоятельствах, и Он оставался таким же, когда обстоятельства стали неблагоприятными – Он не стал лебезить религиозникам, чтобы избежать вреда Себе, и Он не перешел в наступление на них (22-23). Поэтому и нам стоило бы перестать воинствовать, и просить Бога о том, чтобы мы пропитались благодатью на постоянной основе —  а не только в момент, когда нам хорошо.

Похоже, есть причины, которые не раскрываются нам, но о которых можно только догадываться. Если бы Иисус взялся «злословить взаимно», мы бы не любили Его так же, как любим сейчас. Если бы Он стал защищаться, нашего спасения бы не состоялось. Если бы Стефан и первые христиане добивались справедливости камнями и палками, защищаясь от гонителей, юношу Павла прибили бы еще до того, как он стал апостолом. Поэтому некоторые причины того, почему Иисусу «угодно» наше смирение перед несправедливостью, нам не открыты, но они есть.

Кроме прочего, здесь можно поднять одну очень важную для христиан тему, описанную Петром в т.20: христианин может страдать из-за себя, а не из-за Христа. Он не умеет ладить с людьми, завистничает, строит козни, а любое наказание за свои поступки считает «страданиями за Бога». Это гнусно, но вместе с тем широко распространено – слухи о забранных у людей квартирах, о нетерпимости к другим конфессиям и распространении лжи о них, слухи о бестолковом поведении служителей и обычных христиан часто не являются сплетнями, а вполне обоснованы.

Практика: Мне больше нравится смиренный Бог или умеющий за себя постоять? Бог защищающий своих или бросающий? Иисус привлекает меня смирением и добротой, или другим? Я хочу быть похожим на него в отношении к несправедливости?

  1. Более глубокий уровень повиновения: семья. Текст 1 Петра 3:1-7 (с. 175 НЗ)

Последний отрывок переносит нас в семьи, которые в те времена были несколько другими – главенствующую роль почти всегда играл муж, поэтому в отрывке о женах 6 текстов, а о муже лишь 1. В наше время эти тексты можно рассматривать по отношению к обоим супругам, потому что роли уже поменялись.

Отрывок строится на том – же самом принципе незаслуженного послушания. Муж неверующий, ест свинину, работает по субботам и курит с мужиками, поэтому, по мнению верующих, он не достоин нормального отношения. Если бы он был другим, тогда и я была бы другой. Естественно, что это просто показатель внутренней злобы, а не любви к близкому человеку. Слово предлагает здесь ту же идею повиновения, но на более глубоком уровне (и оно обещает бОльшую награду). Так как в семье все, как на ладони, здесь будет мало того молчания, которого обычно хватает нашим начальникам (тем более, что всю злость на них мы срываем дома). Здесь предлагается быть добрым и пропитанными благодатью до сокровенного сердца и духа (4). В семье не притворишься, и не сфальшивишь, поэтому от верующего ожидается, что он на самом деле будет хорошим. И как награда тут обещается «приобретение» человека для Бога (1). Может быть, и не приход в церковь, но, по крайней мере, другое, лучшее отношение к Иисусу.

Масштаб влияния прекрасно показан в ВЗ историях об Есфири и Данииле. Одна живет в другом дворце и призывается к царю раз в год (и тогда даже нет времени узнать о религии жены), а другой постоянно выслушивает сердечные переживания царя, являясь его советником. При этом Артсеркс не обращается, а вот Навуходоносор становится христианином. Из-за более серьезного вовлечения человека, которого коснулась благодать, в его жизнь. Тот же масштаб влияния разобран и в 3 главе: искреннее желание добра в ответ на несправедливость может сделать человека другим, или хотя бы дать ему импульс. Это и будет «возвещением совершенства Призвавшего нас», передачей благодати. И фальшивка тут не пройдет.

Практика: В семье я добр или позволяю себе «расслабиться» от доброты перед чужими? Или я делаю наоборот? Откуда взять доброту, если во мне ее нет? Мои ближние – враги мне или нет? Что нужно поменять, чтобы передавать им благодать?

Вывод. Чтобы смиренно реагировать на несправедливое отношение, нам нужно:

— увидеть, что это было правилом для Того, кого мы любим – Иисуса;

— понять, что это может изменение мнение неверующих о Боге;

— пропитаться благодатью настолько, чтобы даже в семье были видны перем

Похожие записи
Комментарии