4 урок по письму Галатам: ОПРАВДАНИЕ ТОЛЬКО ВЕРОЙ
4 урок по письму Галатам: ОПРАВДАНИЕ ТОЛЬКО ВЕРОЙ
Этот урок по самому главному отрывку письма Галатам покажет роль Бога в нашем спасении и то, как мы пытаемся забрать эту роль себе.
Проблемы проведения урока:
Нет сомнений в том, что предложенное нам пособие, по которому многие проходят письмо Галатам, отличается от предыдущих повышенной степенью академичности. В нем постоянно вспоминаются раннесирийские переводы, труды Данна и Крэнфилда (конечно, в меньшем объеме, чем Уайт, но все же это прогресс в сторону библеистики, изучения текста). Трудность же всего пособия (как и нашего текущего урока) в том, что мы продолжаем копаться в древних временах, думая о том, чем занимались Павел и его оппоненты, и делая из этого выводы о происходившем тогда. Но при этом практически не перенося эти выводы на наше время. Кстати, перед нами один из редчайших урочников, содержащий выводы, обычно авторы не удосуживаются подытожить то, о чем они говорят – здесь же вы можете начинать чтение с последнего абзаца, чтобы понять, насколько урок будет актуален для вашей аудитории. Так что мы можем использовать все написанное, если оно будет соответствовать нашей теме, но только применение прочитанного к нашей жизни нам придется делать самим – никто не осмелится на весь мир заявить, что в нашей церкви (как и во всех остальных) происходит то же самое, с чем столкнулся Павел.
Что касается сложностей самого библейского текста, в данном случае он перенасыщен темами и нам будет нужно вновь набраться смелости отсечь лишнее – потому что охватывать все темы нельзя, люди просто не воспримут ту информацию, что мы на них вывалим. Поэтому, если вы выберете нашу линию проведения урока, то не стоит сильно погружаться в то, что такое оправдание, или в доказательства Павла о том, что вера не приведет ко греху. Это все важно и хорошо, но для того, чтобы идея осталась в голове слушателей, нам нужна только одна тема, проходящая через весь отрывок. Для данного урока мы выбрали три слова «не»: идею о том, что для спасения делает Бог, и что у него хотят отнять люди.
Главный вопрос: Где в христианстве мы можем забрать у Бога Его место? От которой из трех перечисленных Павлом вещей больше всего страдаем мы?
Ломка льда: Когда в последний раз вы не позволили кому-то сделать работу за вас? Почему вы так сделали? Он мог все испортить? Вы были бы ему должны?
- Не дела, а вера. Текст Галатам 2:15-16 (с. 230 НЗ)
Во всех трех отрывках, которые мы прочитаем, Павел пытается с чем-то бороться и что-то отрицать. Похоже, что «евангельская истина», которую он проповедовал, была чем-то затенена, и ее стоило расчистить от наслоений. В данном случае в первых двух текстах говорится о моменте оправдания, или спасения человека. Евангелие говорит о том, что это делается Богом, оправдание основано на вере в то, что сделал Иисус. Что искажает в данном случае человек? Он говорит, что спасение происходит благодаря тому, что он выполнил какие-то правила.
Под делами закона здесь можно подразумевать что угодно – любые правила: для галатов это были обряды типа обрезания и еврейских праздников (которые пропагандируются противниками Евангелия в нашей среде до сих пор), для средневековых христиан это были паломничества и монашество, для современных адвентистов это может быть и Божий закон (10 заповедей – типа спасения потому, что я не работаю в субботу по 4й заповеди), и какое-нибудь мелочное правило, типа отказа от танцев. Дело закона – это любая связанная с религией вещь, которой, как я думаю, я угодил Богу и заслужил спасение. Даже прекрасные и полезные в принципе для моего духовного роста дела, типа посещения богослужений общины, молитвы или чтения религиозных книг могут стать для меня делами закона – если я зарабатываю этим свое спасение. Если бы такое не было распространено среди верующих, Павел бы и не упоминал об этой страшной штуке – когда жертва Иисуса внезапно уходит в тень, а на первый план выходят мои старания.
По сути своей «спасение делами» – это обычная языческая сделка с богом: я даю ему что-то, а он забираем меня на небо. При этом богу зачем-то нужны мои посещения храма, деньги и отказ от еды, а мне нужны блага, которые он продает за мои дела. Так совершались все греческие подвиги и принесение в жертву детей у язычников. В христианстве же совсем другой подход – мы не можем дать Богу ничего, мы слишком грешны и испорчены. Это Он дет нам все, включая решение нашей проблемы греха. Поэтому спасение евангельскому сотнику дается не потому, что он построил синагогу, а потому, что он был способен принять, какой Бог. Нам нужно убрать себя из центра христианства, там должен находиться Спаситель.
Практика: Что я обычно считаю моим угождением Богу, лишением ради Него? Что самое сложное мне приходится делать в христианстве? Ради чего я этим занимаюсь? Когда я в последний раз предлагал Богу договор? Я сегодня оправдан Иисусом?
- Не я, а Христос. Текст Галатам 2:17-20 (с. 230 НЗ)
Следующий отрывок больше по объему, но вряд ли стоит сильно углубляться в то, как Павел пытается доказать, что вера не провоцирует грех, хотя это любимая фишка многих адвентистов – они считают, лишь убери заповеди со стены – и все рванут грешить и отрываться. Нам важнее другое противопоставление, которое делает автор, описывая спасение, а точнее, жизнь спасенного.
В 19 и 20 текстах он говорит, что христианин в каком-то символическом смысле умер. А полноценная жизнь в нем начинается, когда он позволит жить в себе Христу. Это ужасно нелегко объяснить слушателям, которые живут автономно от Бога, и таких в вашей аудитории может быть большинство. Наша церковь предлагает после спасения странный путь: совершенствуй характер, избегай ловушек сатаны, следи за собой, будь осторожен. Апогеем этого «освящения» будет идеальная, но опять же, автономная жизнь перед Пришествием без Бога. Новый Завет говорит, что у тебя ничего не получится, христианство – это когда ты позволяешь себя вести, когда ты даешь Богу в тебе жить, и Он совершает хорошие поступки в тебе. Совершенно не ради того, чтобы освятиться и сделать свою жизнь более христианской Закхей «развивает» свою жертвенность, раздав имущество. Это поступок, идущий изнутри, от Духа Божьего, а не из-под палки. Из-под палки будет у Анании и Сапфиры, которые видели, как поступают все христиане вокруг, терпели, не хотели, но в конце концов им пришлось тоже «развить в себе жертвенность». С весьма трагичным концом.
В этом и заключается проблема освящения «через колено» — когда мы после спасения берем все в свои руки и совершенствуем свой характер, как нас призывают различные 5-ти и 9-ти томники, получаются все то же завуалированное «спасение делами». У Нового Завета другой взгляд: спасение сейчас (или освящение, как мы привыкли говорить), совершаем тоже не мы. Мы не способны ни на что хорошее. Все хорошие и правильные поступки совершает в нас Бог. Все хорошее, что у нас есть – не наше. Поэтому все усилия христианину нужно бы направить не на хваленое «совершенствование характера», а на развитие связи – чтобы в нужный момент услышать, как Бог хочет проявить Себя в тебе, и чтобы позволить это.
Практика: Когда я в последний раз совершал какой–то поступок, потому что я – христианин? Это было мое желание? Я замечал в себе вещи, которые не характерны для меня, но, похоже, их подсказывал сделать Бог? Я освящаюсь делами или Им?
- Не из-за приказа, а из-за благодати. Текст Галатам 2:21 (с. 230 НЗ)
Третий отрывок говорит уже не о моменте спасения и не о последующей христианской жизни, как пункты 1 и 2. Он о мотивации, о том, почему я стал христианином, и почему продолжаю им оставаться. И здесь главную роль играет благодать, которую можно принять или отвергнуть, и противоположный ей закон, то есть, правила. Получается, что есть два подхода к Богу, вере и религии.
Первый – это подчинение правилам. Из-за страха, из-за уговоров окружающих, из-за какой-то интеллигентности, из-за желания спастись и попасть на небо в золотой город, из-за чего угодно. Старший сын именно так подчиняется отцу, он отца совершенно не любит и ему не благодарен. Он послушен потому, что так нужно, Бог есть Бог, и куда от Него деваться. Второй подход связан с благодатью. Тут человек ошарашен хорошим отношением Бога к нему, и за это готов положить даже всю свою жизнь. Это купец с жемчужиной и крестьянин с кладом – то сокровище, что ему досталось, не идет ни в какое сравнение с тем, чем он обладал раньше. Упомянутый нами прежде Закхей, блудница, которой подарена жизнь, бесноватый, освобожденный от бесов – все это характерные примеры такого подхода к религии. Бог подарил мне незаслуженную милость, и я хочу вприпрыжку бежать за Ним.
Первый, безблагодатный подход, отличает практически полное отсутствие чувств (помните адвентистское высказывание, что любовь – это не чувство, а принцип?). Здесь ты тянешь лямку, постоянно думая, а стоит ли оно того? И опять же, ты здесь полностью автономен, и в принципе, такая религия спокойно может жить без Самого Бога и связи с Ним. А второй полностью основан на отношениях с Богом, всю мотивацию здесь дает именно стремление к Нему.
Как вы можете увидеть, все три пункта сегодняшнего урока – о центральной роли Бога в нашем спасении, и том, как мы отнимаем у Него и оправдание, и освящение, и сами мотивы, из-за которых человек становится христианином. Получается, что христианство может стать человекоцентричным, совершенно потерявшим Бога.
Практика: Почему я сейчас – христианин? Из-за любви к Богу или из-за чего? Что обычно побуждает меня оставаться им: друзья, родители, дети, небеса, страх? Я считаю веру «драгоценной жемчужиной» или отцом, «не дающим мне и козленка»?
Вывод. Для того, чтобы мы не исказили суть спасения, нужно:
— помнить, что с Богом не заключается сделка: Он дает нам все бесплатно;
— позволять Ему действовать в нас, а не совершенствовать характер самим;
— проверять, какие чувства у меня вызывает Иисус.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10