3 урок о Святом Духе: БОЖЕСТВЕННОСТЬ ДУХА
3 урок о Святом Духе: БОЖЕСТВЕННОСТЬ ДУХА
В текстах Писания, касающихся взаимоотношений между человеком и Богом – Святым Духом мы увидим причины, почему мы мешаем Ему жить в нас.
Проблемы проведения урока:
Главная проблема урока, который нам предстоит разобрать, заключается в том, что нам предстоит разбавить сухую доктрину. К сожалению, какой бы замечательной не была доктрина о небесном святилище, она не прибавляет ни капельки пользы обычному человеку. То же самое касается пониманию того, что случится до, во время и после 1000-летнего царства. От путаницы в этом вопросе христианину ни холодно, ни жарко, это не применимо в современной жизни. И, положа руку на сердце, даже если мы утвердим божественность Духа и докажем, что Бог вездесущ, всемогущ и вечен, на сегодняшнюю жизнь наших слушателей это повлияет мало. А точнее, не повлияет вообще. Поэтому перед учителем этого урока предстоит дело по применению этой доктрины к реальной жизни, для этого мы взяли из урока только тексты, которые говорят о взаимоотношениях Духа с людьми. И в них косвенно мы заодно попробуем коснуться и Божественности, но практика – главнее.
К другим, более мелким трудностям, относится обращение автора с Библией. Те, кто внимательно читают пособие, заметят, что некоторые тексты урочника вообще не говорят о заявленной теме, и иногда они – вообще не о Духе. Ну а другая сторона того, что автор наполняет урок десятками текстов, заключается в том, что уже сейчас, в третьем уроке квартала, он начинает повторяться. Пример – текст из 2 Коринфянам 2, на который мы уже смотрели на первом уроке. Зачем, при огромном Библейском материале для темы Духа, топтаться на одном и том же? Почему бы не взять по паре-тройке текстов за урок и не изучить их по нормальному, чтобы через них начало говорить Слово? К сожалению, мы опять видим «статистические» доказательства текстом, когда из Библии берут не смысл, а количество мест, где что-то там встречается. Мы попытаемся избежать этой опасности, обращая главное внимание не на то, что мы вкладываем в текст, а на то, что он говорит нам.
Главный вопрос: Как мы можем помешать работе Святого Духа? Какие Его качества вызывают в нас самую большую неприязнь?
Ломка льда: Вспомните человека, который вам сегодня очень неприятен. Почему вы к нему так относитесь? Что именно вам в нем не нравится?
- Святость Духа вызывает в нас агрессию. Текст Исайя 63:10-14 (с. 732 ВЗ)
Это единственный отрывок на сегодня из Ветхого Завета, и в нем мы встречаем краткий обзор истории выхода из Египта, сделанный с точки зрения пророка Исайи. История Исхода, которую мы, читатели Библии, в принципе должны знать, описана в текстах 11-14 – тут подчеркнуты действия Духа. Он руководил достаточно успешным вождем (11), охранял и делал чудеса (12), и желал людям самого лучшего (14). Крайне интересно, что все это руководство избавлением израильтян от смерти в Египте и по дороге названо делом Духа, а не Отца или Сына.
Но наша тема не об этом. Она о том, как реагируем на Бога мы. И здесь описано, что после всего хорошего, что случилось, произошло превращение. На очередные Божьи действия пришла совершенно поразительная реакция: люди огорчили Духа. Они возмутились Его действиями, и он для них стал не другом, они восприняли Его как неприятеля (10). Скорее всего, здесь имеются в виду истории путешествия по пустыне, когда Бог продолжал подтягивать людей к Себе, ожидая от них доверия (включая победу над хананеями и др., избавление от змей, жажды и тп. – когда они вместо игры по Божьим правилам начинали роптать и злиться на Него).
Именно в этом отрывке мы видим то качество Духа, о котором никогда в жизни не задумываемся, произнося его тысячи раз. Дух – Святой. И именно это Его качество нам ненавистно до агрессии. Мы хотим Его помощи, но не святости. Его подчинения нам, а не нашего подчинения Ему. Поэтому, когда Он хочет подтянуть нас повыше к Себе, наша любовь превращается в ненависть, и начинается война. Он нужен нам только для точечного вмешательства, не больше. Мы не хотим, чтобы такое существо вмешивалось в нашу жизнь больше, чем мы Ему позволим, потому что Ему и нам нравится разное, у нас разная природа. Мы не хотим ни расти, ни учиться, ни избавляться от того, что Он считает неприятным. Мы хотим, чтобы Он защищал нас, когда мы будем служить своим золотым тельцам. И пусть Он только попробует отобрать их у нас – в ответ он получит полномасштабную войну. Со слушателями можно поговорить о том, что стоит за нашим нежеланием учиться, расти и приближаться к Богу – ведь все очень легко объяснимо. Нам не нравится, во что Он хочет нас превратить. Мы не хотим быть святыми. И это – проблема.
Практика: Когда я говорю, что Дух – «Святой», я задумываюсь, что это значит? Если быть честным, я хочу быть святым (похожим на Него)? На какие Его действия я согласен, а на какие – нет? Когда в последний раз я не дал Ему подрастить меня?
- Нам не удобна божественность Духа. Текст Деяния 5:1-11 (с. 135 НЗ)
Второй отрывок Писания немного неприятен нам по нескольким причинам. Прежде всего, сегодня мы бы нисколько не возмутились, встретив в церкви людей с нечистыми мотивами, мы даже нахваливаем таких (включая себя), когда они дают деньги или делают что-то ради увековечивания своей гордыни или того, чтобы превознестись над кем-то. Цель оправдывает средства. В современной церкви все были бы счастливы, если бы человек принес дары, сказав, что это полная сумма от продажи чего-то. Ложь для нас – никакой не грех. Ну и реакция Бога поэтому нам кажется весьма странной, слишком жесткой, излишне идеалистичной.
Этот отрывок говорит нам о присутствии Духа с нами, и здесь стоит говорить уже не о любимой адвентистами фразе «Духа можно обидеть — значит, Он живой» (она уже сильно набила оскомину за десятки лет). Лучше поговорить о том, что подчеркнул апостол, упомянув Духа в разговоре с семейной парой. Анания с Сапфирой и понятия не имели о том, что Бог находится рядом. Их договор друг с другом происходил совершенно без свидетелей, Бога там не должно было быть. Ожидалось, что Он не будет так уж явно присутствовать и с апостолами. Да, мы все верим в Бога, но в того Бога, который сидит в коробочке и без разрешения оттуда не вылезет.
Оказывается, что Бог ближе, чем нам кажется. Он знает больше, чем бы мы позволили Ему знать. И в этом смысле Он – угроза выдуманному нами миру лжи. Такой Дух нам не нужен. Герои отрывка оказались шокированными тем, что их мотивы, оказывается, известны. Слуга пророка, собравший с Неемана подарков, был рад этому еще меньше. А положил начало иллюзии о ничего не знающем и не присутствующем нигде Боге еще Каин, который «понятия не имел», где его прибитый брат. Мы живем так же, как все эти герои, в неудобный момент «выключая» живущего в нас Святого Духа, потому что некоторые вещи из нашей жизни Он видеть вообще не должен. Именно в эти моменты всеведение, вездесущность и проницание Бога нам совершенно не нужны. Почему? Потому что Он должен знать Свое место, которое к нашей построенной из лжи жизни не имеет никакого отношения.
Практика: Что последнее я сделал «без присутствия Бога»? А когда наоборот, я понимал, что Он рядом? Я управляю присутствием Бога своим сознанием? Я не всегда рад Ему? Как можно изменить ситуацию к лучшему?
- Мы подчиняемся только одному Богу — себе. Текст 1 Кор 3:12-17 (с. 206 НЗ)
Последний отрывок Писания – самый сложный, так как взят не из повествования, это не история, а богословский трактат. Да и наша зацикленность на здоровом образе жизни заставила нас исказить этот текст до неузнаваемости для подтверждения своей доктрины. Здесь нет и понятия о папиросах, водке и свинине, которые мы так любим вчитывать в отрывок. Павел имеет в виду совершенно другое. Как и в двух прошлых отрывках, мы видим не статичное описание качеств Бога, а очень драматическую историю про то, как мы сопротивляемся Духу из-за Его качеств.
Изображенная в отрывке картина рассказывает о жилье для Бога, которое мы строим (или не строим) в самих себе. Павел говорит о верующих, поэтому строят, вроде бы, все христиане. Только кто-то лепит потемкинскую деревню, в виде картонного или соломенного фасада, а кто-то занят фундаментальным строительством здания, на которое он не жалеет материалов. Эта история похожа на Иисусовы «дома на камне и песке», возможно, оттуда она и берет свое начало. Суть ее в том, что мы либо созидаем уютное место для Духа, либо разоряем его.
Отрывок подчеркивает некоторое притворство при работе. Надо отметить, что созидается место для Духа совсем не тем, что мы привыкли делать. Дело не в числе прочитанных глав и вызубренных тестов, не в статистике посещений богослужений и произнесенных на собрании молитв. Дело в качестве: в проявленной хоть изредка вере; честности, с которой я признаю перед Ним ошибки; том, включаю я в свою реальную жизнь хоть какие – то принципы христианства. Обрядом тут не поможешь, это постоянно подчеркивается в Библии, что вместо жертв и богослужений Бог ждет искреннего сердца и христианства в повседневной жизни. Поэтому Бог предпочитает пир с отбросами общества встрече «в религиозных верхах», где Он молчит. В первом случае Дух может жить внутри людей, во втором они защищены броней. Мы обманываем Духа и себя, притворяясь, и проблема здесь в том, что мы не считаем Его Господом, не собираемся Ему подчиняться и не видим в этом никакой проблемы. В нашей жизни только один Бог – наше «я», и только ему то и будем мы служить.
Практика: Что последнее я вложил в свою духовность? Почему мне не так легко подчиняться голосу Духа? Что Он должен сделать, чтобы я захотел Ему повиноваться?
Вывод. Чтобы перестать сопротивляться Святому Духу, нам нужно:
— согласиться, что то, к чему Дух зовет нас – правильно и полезно;
— понять, что мы выдумываем ложный мир, которым заменяем реальность;
— признать, что в нашей жизни почти нет реального вклада в духовность.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10