2 урок по посланиям Петра: НЕТЛЕННОЕ НАСЛЕДИЕ
2 урок по посланиям Петра: НЕТЛЕННОЕ НАСЛЕДИЕ
В этом уроке мы прочитаем всю первую главу 1-го письма Петра и посмотрим на то, как Бог совершает спасение человека, превращая его в похожего на Себя.
Проблемы проведения урока:
Конечно же, главная проблема этого урока – неожиданно большой объем текста, который придется прочитать за одно занятие. Всего в двух письмах Петра у нас восемь глав, и поэтому было бы вполне реально разделить эти главы на меньшие отрывки, в которые входило бы примерно по три четверти главы за 13 уроков. Так мы могли бы вчитаться в Слово посерьезнее, ведь меньший по объему материал воспринимается легче – мы более сконцентрированы. Вместо этого мы уже потеряли первый урок, и потеряем последний, который выделен для свободного плавания по письмам. Поэтому было бы более логично и гораздо легче для наших слушателей проходить письмо немного по-другому, облегченно, но разве мы ищем легких путей?
Раз объем нашего текста достаточно большой, и сделать с этим мы ничего не можем, нужно просто следить за тем, чтобы на уроке не совершить ошибок. При изучении книги Иова мы брали и по три главы, но старались не рассеивать внимание. Главное здесь – четко выделить основные мысли отрывков, и работать с ними, не уходя на рассуждения о второстепенном. Да, можно помусолить слово «апостол», или «избранные», как это делает урочник – но результатом будет то, что мы не поймем основную мысль всего отрывка целиком. Поэтому учителю нужно набраться смелости и следовать к главному, безжалостно отрезая попытки уйти в сторону. Тогда выстрелы достигнут цели, а не будут похожи на дробь, летящую во все стороны, но только не в мишень.
Более того, мы посчитали правильным взять вместе с 1 главой и три текста из следующей. Это делается для того, чтобы логически завершить мысль апостола, ведь заканчивается она не там, где письмо было разделено на главы, а немного подальше. В следующем уроке эти тексты не несут особенной нагрузки, так что мы прочитаем их сегодня.
Главный вопрос: Как, согласно 1 главе послания Петра, происходит спасение? Что Божья благодать меняет в человеке?
Ломка льда: Была ли у вас в детстве мечта, кем вы хотите стать? Сейчас вы занимаетесь делом своей мечты? (Вопрос нужен для обсуждения перемены стремлений человека).
- Возрождение человека. Текст 1 Петра 1:1-9 (с. 173 НЗ)
Как можно отметить, несколько раз прочитав отрывок, его главная идея заключается в действиях, которые Бог производит в верующих людях. Он – главная тема приветствия (в т.2 упоминаются все три Лица, каждый из них со своим действием). И Его дела расписаны в последующем отрывке. Там говорится, что Бог зарождает в человеке интерес и желание стремиться к небесному, хотя прежде он был совершенно далек от вечного, он был «мертв» по отношению ко всему этому (т. 3-4). Это действие называется в Послании «возрождением», а в других местах Библии «рождением свыше», и даже «воскресением». Оно начинает наше спасение, которое затем сам же Бог своей силой сохраняет на протяжении нашей земной жизни (5). И апогей этого интереса заключается не в стремлении «попасть в вечность», «быть спасенным» или «оказаться на небесах», как часто мы говорим. Самое лучшее воплощение этих новых интересов описано в конце изучаемого отрывка – мы хотим встретиться с Иисусом (7), которого любим и который приносит нам радость даже при мысли о Нем (8).
Главная трудность, с которой сталкивается в своей христианской жизни искренний адвентист, заключается как раз в том, что он не переживает вот этой смены интересов. Может быть, после первого интереса к новым возможностям «выросли тернии», или «налетели птицы», и ему интересно другое: Иисусу он не рад, и небеса для него уже не привлекательны. Либо же, что еще хуже, человек просто притворяется, что смена желаний у него произошла, и в церкви он обязательно даст правильный ответ, хотя, будь он честен, он бы сказал, что он на самом деле ценит и от чего радуется. Поэтому любому верующему было бы неплохо остановиться и проанализировать, что с ним происходит при упоминании об Иисусе. Он действительно рад Ему и готов лезть на смоковницу, бежать по воде и плыть к костру Ему навстречу? Или же бежит, лезет и плывет он за совершенно другими вещами.
К сожалению, в бессилии нашего христианства виновата как раз наша неискренность. Мы нехотя выполняем ежесубботние (или ежедневные обряды), слушаем, читаем, и имитируем христианскую жизнь. Но желаем то мы совершенно другого, земного, и поэтому даже со стороны очевидно, что церковь для нас – больше игра, хобби.
Практика: Я пережил возрождение? Сейчас я в том же состоянии? Я не притворяюсь? Или радости от встречи с Богом уже нет? Или ее никогда не было? К чему я на самом деле стремлюсь? Как мне сегодня пережить возрождение?
- Влияние благодати. Текст 1 Петра 1:1-21 (с. 173 НЗ)
Следующий отрывок очень большой, но у нас нет выбора при его прочтении – в его первой половине говорится о действии благодати, а вторая, довольно объемная половина текста рассказывает, как же запустить эту благодать в дело.
Итак, Писание говорит, что в прошлом пророки предвкушали какой-то особенный дар благодати (10-11), а теперь эту необычную мощь можно, сосредоточившись, получить через проповедь (12-13). Она дает желание стать святыми, чистыми, похожими на Отца (14-17). И то, что вызывает это желание, записано в т. 18-21 – это искупление человека кровью невинного Агнца (кстати, обратите внимание, от чего нас искупают – вопрос даже не столько в грехе, сколько в любви к суетной жизни!).
Говоря простым языком, святыми нас делает Иисус. Заражая желанием стать похожим на Него. Это происходит, когда мы слышим проповедь о Его любви, или когда мы думаем о Нем. Влюбляемся в Него. И все это совершенно противоречит нашим взглядам на святость. Если церковный человек начинает думать о святости или борьбе с грехом, то он приходит к тому, что надо усиленно пахать, чтобы «победить грех». Надо «узнать стратегию сатаны» во всех деталях через 9 томов свидетельств и видео в «одноклассниках» и противостоять ему, вставая ни свет ни заря и вымаливая у Бога защиту от дьявола на день. Надо поступать не как хочется, а как тебя научили – желательно, пожестче ведя христианскую жизнь – от сильных ограничений в еде до ограничений в отношениях с неверующими. Другими словами, как путь к святости нам проповедуют этакое «протестантское» монашество. Благодатью там и не пахнет, и Бог там – это требовательный деспот, который ждет, как бы сделать посложнее жизнь верующих. Похоже, наша практика имеет мало общего с Евангелием. В послании Петра святость человеку приносит благодать.
Здесь нужно заметить, работает ли (или может быть, работал ли когда то в прошлом) у нас в жизни этот механизм получения благодати. Та доброта, что поразила Петра в лодке или блудницу во дворе храма – она влияет на меня или я ее не чувствую? Вполне возможно, что проблема в том, что предлагаемое Богом мне и не нужно.
Практика: Когда в последний раз я чувствовал Божью незаслуженную доброту? Это вообще было хоть раз? В своем христианстве я борюсь с грехом или хочу быть похожим на Иисуса? Или я далек и от одного и от другого? Я ощущал благодать?
- Новые взаимоотношения. Текст 1 Петра 1:22-2:3 (с. 173 НЗ)
Завершающий отрывок очень похож на Павловы слова о «снятии старого человека и одевании на себя нового человека», но только здесь наш автор использует другие сравнения. Это рождение от плоти (быстро пропадающей) или от Божьего Слова (вечного) (т.23-25). В конце первой главы показаны результаты жизни возрожденного и невозрожденного христианина для вечности, а в 1:22 и в начале второй главы более подробно раскрывается жизненная практика. Тут говорится, что влияние благодати очевидно – полюбившие Слово любят от чистого сердца и других. Ну а если благодать тебя не коснулась, ты на людей злишься в разных формах.
Это самый верный способ проверки того, как обстоят дела нашего христианства, но и с этой проверкой можно «нахимичить». Ведь все обличения, исключения, увольнения, вытеснения и уничтожения людей (и прочие проявления зависти, коварства и лицемерия) в церковной среде делаются не иначе, как «из любви». Поэтому христианину с промытыми мозгами бывает даже сложно заметить, что его община – никакая не община, а сборище людей, борющихся за власть и возвышение друг над другом. И он сам делает вещи, которые любовью и не пахнут, тем более, что в адвентизме любовь – это не чувство, вы уже должны были это слышать, и возможно, неоднократно. Поэтому важно обнаружить, как мы «угрызаем и съедаем» друг друга, чтобы у нас была причина остановиться и умолять Бога о возрождении.
Это не происходит в первый раз – такими были общины в Коринфе и Галатии, первые ученики все 3,5 года рвались к власти, Бог видит такое состояние верующих не впервые. Главное здесь – поймем ли мы, что у нас проблема, или мы будем по-прежнему называть черное – белым, коварство – борьбой с грехом, зависть – очищением церкви от мира и тп. Если да, то у нас есть шанс. Остановиться, увидеть проблему ужасных отношений в церквях (или уже мертвого холодного равнодушия), и просить Бога о благодати. Рецепт принятия благодати повторяется здесь уже в третий раз – нужно вкусить, как благ Господь (2:3). Это может принести исцеление.
Практика: Кого из людей я по-настоящему люблю? Сколько их? А со сколькими я соперничаю? Я «прикрываю» проявления своей злости христианством? Как обстоят дела в моей общине? Если она не-братолюбивая, то что можно сделать?
Вывод. Чтобы благодать Божья могла нас спасти для вечности, нам нужно :
— проверить, рождены ли мы свыше, по нашим отношениям с окружающими;
— увидеть чрезвычайно доброе отношение Бога к нам;
— согласиться на изменение Богом нашей системы ценностей.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10