11 урок по посланиям Петра: ЛЖЕУЧИТЕЛЯ
11 урок по посланиям Петра: ЛЖЕУЧИТЕЛЯ
В этом уроке мы пройдем 2ю главу письма и посмотрим на то, что представляет из себя следование за лжеучителями в христианстве, и чем оно угрожает нам.
Проблемы проведения урока:
Самой главной трудностью предложенного нам урока является его (не) применение. Подавляющее большинство текста урочника посвящено рассказам о том, как ранняя церковь боролась с внутренним грехом в виде Иуды, как ученые ломают головы, с какой же ересью боролся Петр, и нет в урочнике только самого главного – его применения к нашей жизни. Есть ли сегодня та ситуация, о которой говорил Петр, или церковь адвентистов чудесным образом избавлена от нее (видимо, из-за ее умения разоблачать стратегию сатаны, которой мы так хвалимся?). Лишь в конце темы за среду дается намек, что это есть в некоторых общинах, которые терпят какие то «едва уловимые грехи» и отказываются возрождаться и преобразовываться.
Действительно, сложно разбирать библейский текст, ясно говорящий о проблемах, и при этом совершенно не касаться проблем современных. Ведь даже их упоминание может грозить тебе потерей твоего места, поэтому нам предлагается идеальный способ читать Библию, при этом совершенно не применяя ее к современной церкви. Просто углубитесь в истории, вдруг кто то из слушателей подзабыл, кто такой Валаам или чем занимались жители Содома. Глядишь, сорок минут прошло, урок проведен, можно спокойно посапывать на проповеди, в полной уверенности, что ты «не сказал ничего лишнего». Это и есть те «позитивные» уроки, которые ждут очень многие, и автор показывает нам мастер – класс по их проведению. В уроке не хватает лишь одного приема, который бы завершил его финальным аккордом: оказавшийся проблемным вопрос нужно закончить словами «ну это для личного рассуждения, как-нибудь подумайте об этом дома».
В этом уроке прекрасно все, кроме одного. Ни один из слушателей СШ не задумается о современном лжеучителе, за которым он сейчас идет. Или которым он является.
Главный вопрос: Кто такие лжеучителся и лжепророки? Чем, по мнению апостола Петра, они занимаются в христианских общинах?
Ломка льда: Вспомните что последнее вы скопировали у другого человека? (Посадили рассаду, купили такую же швабру, приготовили торт) Почему вы это сделали?
- Замена Христа. Текст 2 Петра 2:1-9 (с. 178 НЗ)
Первый отрывок, который мы прочитали, представляет нам лжепророков, говорит, что они будут осуждены Богом, и дает надежду, что Бог может спасти христиан от их влияния. Зачем Богу писать такое, если у нас все в порядке и в нашей церкви лжеучителей не было, нет, и не будет? Ошибается либо Петр (и заодно Стоящий а ним), либо мы, оценивающую современную обстановку слишком «позитивно». К этому ведет вал положительных новостей и полное заметание под ковер всех неблаговидных историй, случающихся в нашей церковной среде. Ясно, что ответственные хотят создать имидж церкви, но при этом они не дают христианам учиться на ошибках, случающихся вокруг. В этом заключается беда «позитива».
Мы сосредоточимся в этом пункте на 2 тексте, потому что в нем закладывается проблема всего сегодняшнего урока, он — центральный.
Во-первых, это масштаб проблемы. Петр говорит не о маленькой группке людей, переставших верить в какую-то доктрину. Здесь говорится о многих, настолько многих, что даже поверить, что тебя это не затронет, трудно. Петру приходится приводить Библейские примеры (4-8), чтобы убедить нас в Его способности нас избавить и вернуть все на свое место (жаль, что только во время суда) (т.9).
Во-вторых, это суть, главная причина пути за лжеучителями. Все предыдущее письмо Петр говорил, что надо копировать Христа. В Его страданиях, любви, смирении, во всем остальном. Здесь пишется, что люди копируют уже не Его. Они «последуют за поведением» как раз вот этих учителей. Само их поведение мы рассмотрим во 2 пункте, пока лишь нужно сказать, что это мирские ценности. Похоже, что Бог именно для предотвращения заражения этим демонстрирует историю Анании и Сапфиры, которая на некоторое время сделала прививку первой церкви от более легкого пути. Любой влиятельный человек в общине может продемонстрировать, как добиваться власти, славы, чего угодно нехристианским путем, и постепенно это заражает церковь гораздо сильнее, чем любая доктринальная ересь. Мы видим, что это (слухи, давление, суждение, самопревозношение и тп) реально работает, в отличие от Божьих методов, которые нужно ждать. И бежим не за Христом.
Практика: Что для меня лжеучения – неправильные доктрины или не христианское поведение? Я верю, что лжеучительство и лжепророчества есть вокруг меня? Я никогда их не приму? Мне легче копировать человека, которого я вижу, или Иисуса, о котором только читал? Почему земные ценности и методы кажутся более рабочими?
- «Дела плоти» в церкви. Текст 2 Петра 2:10-16 (с. 178 НЗ)
Хотя этот отрывок можно воспринять просто как обзывательства Петра в адрес еретиков, за ними стоит нечто большее, даже когда он называет их «животными» (12). В этих текстах раскрывается суть лжеучительства и ересей, угрожающих христианским общинам. Главная проблема здесь в том, что лжеучителя ищут обычные плотские ценности и несут в христианство вполне земные вещи. Текст говорит, что эти люди любят (обогащение т.2, желания плоти 10, комфорт 13) и что они делают (льстят 2, презирают и злословят 10, обманывают 13 и тп.) Иными словами, мы видим людей не с христианскими, а с совершенно земными желаниями и способом добиваться желаемого.
В этом и заключается главное лжеучительство в истории христианства, знакомое всем нам не понаслышке. Это не отвержение Троицы и не празднование воскресенья, это вообще не касается понимания доктрин. Это отказ меняться. Ты просто прикрываешь христианскими одеждами свои мечты и способы их достижения, и благополучно живешь и учишь среди христиан. И все принимают твои дела как дела верующего. Так современники Иисуса собирают советы, как погубить Кого-то, живущего по Писанию, обзывают Его, пускают о Нем слухи, находят против него лжесвидетелей. Разве в церкви что-то изменилось с тех пор? Так фарисеи крутят пальцем у виска, когда Иисус говорит о том, что не надо искать славы и богатства, примерно то же самое делают самые великие христиане любой конфессии, на самолетах прилетающие на «недели возрождения» к бабушкам, которые счастливы видеть их прекрасные лица. Можно говорить о выборах и том, как рвутся к власти люди как в больших объединениях, так и в маленьких затухающих общинках, о злословии непохожих на нас, как внутри, так и снаружи церкви, об осуждении других христиан, вознесенном даже в церковную доктрину, несмотря на слова Иисуса.
Но лучше, конечно же, поговорить о том, чтобы мы не были ввязаны в эти грязные игры. Мир входит в церковь не сережками, не накрашенными ногтями и не женскими брюками, его вношу я, когда стремлюсь в моей общине к земному и земными способами. Это и есть суть лжеучения и лжепророчества.
Практика: Какие люди добиваются своего в моей церкви – любящие, прощающие и служащие или властные, наглые и любящие управлять другими? Какой я сам? Какие вещи мне нужно бы убрать из моих «христианских» методов добиваться цели?
- Видимый результат. Текст 2 Петра 2:17-22 (с. 178 НЗ)
В конце главы Петр подтверждает идею о сути лжеучительства, что мы разбирали во 2 пункте урока: это возвращение назад, к тому, что верующие делали в миру. И в этом же развитие идеи Петра. Он говорит о результате христианства, пораженного лжеучительством, когда ты побежал не вслед за Христом, а за ребятами, которые кого-то там отправляют в ссылку в Австралию, кого-то в отместку перед всей церковью выставляют виновником пожара в Баттл-Крике ит.п. Когда ты влез не в преобразующее жизнь благочестие, а в игры, выборы, политику и «инициативы».
Идея Петра заключается в очевидном обмане. Люди только-только зажглись вечностью, только где то в сердце у них загорелась звезда, как их вернули назад (18). Источник оказался сухим, в облаке не оказалось воды (17), реклама оказалась пустословием (18). И все это – о христианстве! Более того, Петр считает, что теперь все испорчено практически безвозвратно. Если раньше человек был неверующим и у него был шанс обратиться и спастись, то теперь все хуже в миллион раз. Человек, примиривший христианство с своими злыми желаниями, не понимает, что он не спасен и что ему нужно обращение. Он сам с кафедры будет рассказывать о тех, через какую харизматическую музыку, снижение моральных стандартов и прочие происки «сатана вошел в нашу церковь». Для него практически нет шансов, если только не случится чудо (20-21). Как ведущий Христа к обрыву, так и презирающий Иисуса за то, что Того коснулась грешница, одинаково не просто лучшие христиане, но эксперты в вере, по их собственному мнению, «отстаивающие истину».
Получается, что Петр предупреждает о проблеме, в которой может оказаться любой. Твое христианство может оказаться бесполезным. Ты можешь делать все абсолютно то же, что делал всю жизнь, но считать это не ересью, а верой чистой воды. Вместо перемен и жизни «по-Божьему» ты можешь манипулировать людьми, создавать общее мнение, выдавливать непохожих, пользоваться людьми – как в церкви, так и вне ее, и при этом думать, что все хорошо. Но Бог может это изменить, Он умеет «избавлять благочестивых от искушения» (9). Если только благочестивый захочет.
Практика: Как узнать, не попал ли я в ситуацию, описанную Петром? Кто мог бы честно сказать мне об этом? Какие признаки говорят что все в порядке? Что я живу «по плоти»? Я возмущаюсь кем – то для того, чтобы заглушить проблему в себе?
Вывод. Чтобы мы не оказались затронутыми лжеучением, нужно:
— несмотря на искушения, копировать не поведение других христиан, а Иисуса;
— сосредоточиться на том, чтобы наши желания и отношения были измененными Богом;
— анализировать, не прикрываем ли мы отсутствие перемен высокими словами.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10