10 урок по письму Галатам: ДВА ЗАВЕТА
10 урок по письму Галатам: ДВА ЗАВЕТА
В этом уроке мы обнаружим конфликт, существующий в христианской церкви, и попытаемся понять, что делать, когда мы становимся его участниками.
Проблемы проведения урока:
Главным плюсом нового урока, изложенного в пособии, является скромное упоминание о существовании гонений внутри церкви. Оно выражено всего лишь в паре предложений, и совершенно без привязки к тому, что законники обычно гонят живущих по духу, без упоминания о том, что это суровая реальность в церкви адвентистов (это, по словам урочника, иногда случается среди единоверцев). Но все же для автора это настоящий прорыв в проговаривании правды о том, что является реальностью для человека, захотевшего идти за Богом, а не за системой правил.
В целом же урок повторяет то, для чего он предназначен, и что необходимо вложить в уши людей, чтобы они остались в мейнстриме наших традиций. Например, разве можно провести очередной урок и совершенно не упомянуть о том, что соблюдать закон обязательно? Мы видели, как эту фразу вставляли в прошлый урок, где Павел говорил о своих с Галатами взаимоотношениях, а закон не упоминался в тексте вовсе. Но авторы умудрились вставить то, что Павел не сказал ни разу. Обошелся ли этот урок без этой замечательной идеи об обязательной необходимости соблюдения закона? Нет, что вы. В подтеме за среду нам еще раз говорят, что Павел не отменяет закон, это супеблаго для людей. Это произносится, прописывается, проповедуется раз за разом каждую субботу и не только субботу, чтобы в момент, когда ты подумал о законе, или тебе что-то сказали о нем, единственной мыслью, которая возникала бы в твоем оставшемся мозгу, была: «закон все же надо соблюдать!» Такая методика, при которой к делу или не к делу тебе говорят об одном и том же, называется промыванием мозга. Угадайте, что первое скажет встретившийся вам адвентист о законе – и сможет ли он из-за своей традиции понять весть Слова?
Так «обрабатывают» и в других церквях, но мы находимся в нашей, и такие методы обучения людей печальны. Зачем заменять свободу насаждением законничества?
Главный вопрос: Почему возникает конфликт, о котором Павел упоминает в очередном отрывке своего письма? Что делаете вы, выступая на своей стороне этого конфликта?
Ломка льда: Вы миролюбивый или легко возбуждающийся человек? Когда в последний раз вы были вынуждены вступиться за справедливость? Что это было? Чем закончилось?
- Две стороны конфликта. Текст Галатам 4:21-28 (с. 232 НЗ)
Мы прочитали львиную долю отрывка, в котором Павел пускается в нелегкие для нас иллюстрации своей мысли, которые, возможно, были ясны для его слушателей, но однозначно далеки от любого из слушателей нашей субботней школы. Поэтому задача учителя здесь даже не объяснить весь маршрут мысли автора, нам нужно упростить все до понимания главной мысли. Ведь важнее, чтобы люди не разбирались в аргументах, а в том, чтобы хоть немного применили ее на практике.
В нашем отрывке не говорится о двух Божьих заветах, и не стоит пускаться в рассуждения о заветах и их происхождении вообще. Идея автора заключается в противопоставлении двух сторон христианства (или религии ВЗ). Одна сторона здесь – потомки Авраама, появившиеся по принципу: «Сейчас я постараюсь, и позабочусь о своем будущем, родив сына». В эту кучу автор сваливает связь с Агарью, тех, кто думал, что Бог ждет только соблюдения Синайских предписаний (и церемониальных, и 10 заповедей, и любых правил), и сюда же Павел относит своих современников из земного Иерусалима (возможно, христиан – «непрошеных гостей», заходивших к Галатам). Сегодня сюда можно смело отнести современных насаждателей правил, которые пытаются заставить окружающих соблюдать их прихоти. Они могут выражаться в чем угодно, от запрета на сережки и современный стиль музыки до насаждения общих постов и молитв в 5 утра, якобы приближающих Пришествие.
Другая сторона в христианстве – это другие, настоящие потомки Авраама. Тот, кто родился по Божьему обещанию, когда ничего не должно было получиться. Хватавшиеся не за то, что требует Бог, а за отношения с Ним. (В этом Моисей, с просветленным лицом разговаривающий с Богом, противоположен израильтянам, думающим, как бы им удовлетворить Бога). Живущие мыслями о небесном. Они названы «свободными» в отрывке потому, что их не надо в каждом уроке тыкать носом в закон, как делает наш урочник и те, кто за ним стоит. Они и так, через свои отношения, понимают, чего хочет Бог и живут, любя Его.
По сути, разница между сторонами в движущих силах, «моторчике», мотиве человека. Одни обожествляют правила и служат им, сравнивая что там я (а чаще всего, другие) – еще не сделали. Другие ценят Бога и служат Ему напрямую.
Практика: К какой из сторон в христианстве отношусь сейчас я? Когда я был на противоположной стороне? Сегодня я жил по правилам или из любви к Богу? Или вообще как хотел, сильно не задумываясь?
- Законники побеждают рожденных от Духа. Текст Галатам 4:29 (с. 232 НЗ)
В этом отрывке мы касаемся всего лишь одного текста, где говорится, что рожденные по плоти гонят и преследуют рожденных от Духа. (В учительском комментарии эта мысль извращена до противоположной, там в разделении церкви обвиняют живущих по Евангелию, но к счастью, мы изучаем не его, а Писание). Принцип, который здесь поднимает Павел, заключается в том, что агрессорами являются именно ревнители правил. Они захватывают власть в общинах, они уничтожают всю свободу, и людям, слушающим Духа, приходится несладко.
Возможно, историю этой агрессии можно начать с Каина и Авеля, в которой выполнивший все, что ему казалось нужным человек обнаруживает лучшие отношения с Богом у другого. Но самый яркий пример подобного – это, конечно же Сам Иисус, пострадавший за нарушение правил. За то, что соблюдал субботу не по правилам фарисеев и даже адвентистов (мы бы Его за такое соблюдение 4 заповеди, возможно, всего лишь исключили бы и прокляли). За то, что Он был слишком открыт к проклятым неверующим и язычникам и сидел за столами с водкой. За то, что не осуждал нарушителей закона: блудниц, мытарей, геев, римского папу, иезуитов и тп.
Обратите внимание, как во всех этих случаях традиционалистов бесит свобода другого человека. Все-таки внутри грешника очень сильно сидит желание довлеть, поглощать волю другого человека, ему нужно заставить другого поступать, как грешник хочет. Все должны быть похожими! Все должны бухаться на колени! Все дерзкие унионы должны подчиниться нашим высосанным из пальца правилам! За этим стоит восприятие себя как Бога, и неподчинившийся мне получит наказание и суд прямо сейчас, не отходя от кассы.
Отметим, что, как в пророчестве о «севшем в храме Божьем как Бог и установившем там свои правила» говорится о чрезвычайном успехе этого человека, это же, за редким исключением, происходит в любом церковном сообществе. Там не будут слушать адекватных детей Божьих, там при власти будет поборник «правил», подавивший собой всех остальных под благим предлогом «заботы о них».
Практика: Мне хочется, чтобы окружающие слушались меня? Что я делаю, если они не подчиняются? Когда в последний раз я заставлял другого соблюдать христианское правило? Зачем я это делал? Он послушался меня? Если нет, как я «усилил напор»?
- Сопротивление. Текст Галатам 4:30-31 (с. 232 НЗ)
Проблема живущих по духу в этой борьбе заключается в другом отношении к людям – эти люди слишком ценят свободу другого, и сами слишком кротки, чтобы пойти на конфликт. Поэтому чаще всего послушных Богу выгоняют из синагог (как случилось с Самим Христом, Его учениками и такими случайными последователями, как исцеленный слепорожденный). Их оговаривают и портят им репутацию (незаконнорожденный, друг пьяниц, обжора, беззаконник). И при возможности их стараются уничтожить полностью (смерть Иисуса), либо сделать их жизнь невыносимой (преследование Павлом верующих). Если где-нибудь на Кавказе появится слишком свободный от лжи традиций пастор, дело не ограничится его увольнением. Перед современными агрессорами будет стоять задача уничтожить его полностью: очернить репутацию, распустить слухи, перессорить общину, даже разогнать ее, лишь бы добиться своей цели. Происходит ровно то же, что уже было со всеми, кто любит Бога. Плотской гонит рожденного от Духа.
Но Павел говорит о том, что мы должны вступить в борьбу. Раба нужно изгнать – прежде всего, из себя самого, прекратив свои законнические выходки и обретя свободу. Даже это будет огромной помощью настоящим детям Божьим (без нашей агрессивности общины сами бы преобразились, и стала бы заметна отсутствующая ныне любовь, замененная идолом несуществующего в Библии «Бога порядка»).
Но, видимо, от детей Божьих ожидается и другое, более активное действие. Пример этого – личное противостояние Павла введению законничества в церковь Петром (2:11) и само письмо, которое мы читаем. Если бы главной целью Павла было единство, то он должен был бы проглотить все случившееся, как бы далеко от Евангелия в закон не ушли Галаты. Но, похоже, что вот этот наш вечный конфликт между «строгими» и «нестрогими» имеет более серьезное значение. Здесь затронуто само Евангелие, суть спасения. И человек, освободившийся из рабства правил, должен занимать более активную позицию, судя по словам Павла.
Практика: Когда допустимо противостать чему-то в общине? Когда кого-то в моей общине подавляют законники, что я делаю? Я должен молчать, когда дело касается меня и вступаться, когда притесняют других? Или лучше не противостоять – во имя единства?
Вывод. Чтобы конфликт между рабами и свободными в церкви был решен правильно, нам нужно:
— увидеть, что существует два разных взгляда на спасение – по закону, и по благодати;
— понять, что в большинстве случаев грешные люди насаждают лжерелигию;
— активно распрощаться с поклонением правилам самому и защищать от этого общину.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10