10 урок о Святом Духе: СВЯТОЙ ДУХ И МОЛИТВА
10 урок о Святом Духе: СВЯТОЙ ДУХ И МОЛИТВА
Этот урок поможет нам посмотреть на молитву глазами Евангелия: мы увидим, что ожидает от наших молитв Сам Иисус, и что Он хотел бы исправить.
Проблемы проведения урока:
Для того, чтобы этот урок стал более Библейским, мы решили сменить изучаемые тексты, оставив от урока только тему. Дело в том, что именно урок о молитве почему то претерпел наибольшие поражения от авторской мысли: в нем зачем-то борются с медитацией и созерцанием (а как же слышание голоса Божьего, если молитва, по любимому утверждению адвентистов – это разговор с Богом, а не монолог ?). В нем утверждают, что Духу нельзя поклоняться больше, чем Иисусу (откуда вообще взялось это странное утверждение?) И этого мало – с какой то стати автор заявляет, какие молитвы будут отвечены, а какие – нет, выдавая нам условия, на которых Бог нас услышит и ответит. В Писании Бог отвечал на самые нечестивые и не соответствующие никаким условиям молитвы, и не отвечал на самые благочестивые просьбы святых людей. Поэтому нам не нужно вгонять слушателей в прокрустово ложе наших церковных традиций, которые и учением то церкви не являются.
Из упомянутых в уроке текстов можно было бы взять одно предложение про пребывание на Лозе, но на это есть более интересная евангельская притча. То же самое касается отрывка из Иакова, который можно заменить более ясной историей, рассказанной Иисусом. Да и мотив «молитвы о Святом Духе», стоящий в подтеме за пятницу, взятые автором библейские тексты не поддерживают, а опровергают – там то в обоих случаях о Духе никто не молился, Бог Его выдал безо всяких молитв. Тут тоже лучше взять историю, где Иисус прямо рассказывает притчу, упоминающую Духа как ответ на молитву. Именно по этим причинам мы заменяем библейские тексты урочника на более понятные людям и более ясно раскрывающие темы, которые хотели поднять составители. Да и к тому же, оттолкнувшись от слов Иисуса, а не от громких заявлений автора, что он считает в молитве приемлемым, а что – нет, мы услышим Бога, написавшего Евангелие. А не того, кем автор восхищается больше, чем Библией, судя по восклицательным знакам.
Главный вопрос: Что можно изменить к лучшему в нашей молитве? Какие трудности сегодня больше всего ухудшают мою молитвенную жизнь?
Ломка льда: Если бы вы описывали «условия» для хорошего разговора с другом, что бы вы включили в них? Как нужно «попросить», чтобы друг ответил на нашу просьбу?
- Отсутствие всяких шаблонов. Текст Лука 18:9-14 (с. 88 НЗ)
Мы возьмем лишь только три притчи Иисуса из двух глав, первая из которых всегда упоминается нами в несколько ином ключе, мы же хотим посмотреть на историю фарисея и мытаря с другой точки зрения. На наш взгляд, эта история перечеркивает половину, если даже не все условия отвеченной молитвы, перечисленные в пособии.
В рассказе Христа мы видим одного человека, который, как раз, придя к Богу, перечисляет Ему все, что он выполнил – сделав все нужные религиозные вещи, которые были приняты в его церкви. И контрастом с ним идет другой герой, который не выполнил ничего, и если бы он прочитал сегодняшний урочник, где автор ставит слова Давида в Пс 65:18 (про наличие беззакония в сердце) как условие, у него бы не было шансов. Ему надо было забыть о Боге. Беззакония не видел именно фарисей. И, похоже, не видят современные авторитеты.
Если взять эту историю и посмотреть на нее с точки зрения молитвы, то мытарь не выполняет никаких условий. И они вообще для Бога не требуются. Твое сердце может быть переполнено грехом (не обманывайтесь, у вас все именно так), но Бог тебя слышит и отвечает. Твой эгоизм может перехлестывать через край, ты можешь не разбираться, кого можно превозносить, а кого, по мнению руководства, нельзя. Ты можешь вообще быть далеким от богословия и религии, но Бог тебя услышит. Единственное, что можно назвать условием – это желание придти к Богу и вступить с Ним в отношения, обратиться к Нему. Кстати, у мытаря просьба была, а у фарисея в этой истории – нет. Это как раз был монолог, без созерцания и ожидания оправдания. Мытарь же получает то, чего просит. В Деяниях Павел тоже говорит, что Бог находится рядом, в ожидании, что мы начнем Его искать, безо всяких шаблонов.
Именно в них и находится наша главная трудность, которой мы забиваем мозг верующим, которые к нам прислушиваются. Мы учим их не связи, а шаблонам, условиям, ненужному. От слова «аминь», которым почти никогда не заканчиваются молитвы в Писании, до требования нужных поз, или же, что еще хуже, условий, которые нужно выполнить. Это – проповедь спасения по делам. Я сделаю, а потом Бог меня услышит. В Евангелии все не так. Я обращаюсь – а Он делает меня годным. И никак не наоборот.
Практика: Я верю, что молитва должна быть по шаблону? Как она должна начинаться\ кончаться? Как я должен быть одет? Если я обращусь не по уставу, Бог разозлится? Не ответит, пока я не выполню все? Я разговариваю или веду монолог?
- Предмет просьбы в молитвах. Текст Лука 11:5-13 (с. 78 НЗ)
Этот текст является прямой параллелью Мф 7:7 из урочника, но только мы берем его вместе с вестью Евангелия, то есть, с контекстом. В этом отрывке (как и в следующем) Бог не сравнивается с героями – заспанным соседом и злым судьей, Он им противоположен, Он гораздо лучше. Это не притча сравнения, а притча противопоставления. И главная идея истории, таким образом, заключается не в том, что Бога надо умолять и упрашивать. Ему не надо предъявлять выписанные на бумажке Его обетования и тыкать носом в них. Странно, насколько в нашей церковной субкультуре развита эта идея брать Бога «за грудки» и доказывать, что Он что-то кому-то обещал. Неужели люди думают, что Бог подзабыл, и будет счастлив, что мы Ему напомним – тем более, что для «обетований» берутся более, чем сомнительные тексты, типа того же Пс 65:18. Возможно, нам стоило бы перейти от молитв «по обетованию» к молитвам веры, более евангельским по своей сути и более развивающих отношения а не ультимативный подход. Из рабов давно пора бы превращаться в друзей, которые не бегают друг за другом с бумажками.
В Евангелии содержится более добрая весть, которая приносит облегчение и освобождает. Бог НЕ такой, как сосед или судья. Он даже лучше отца ребенка (11-12), потому что, в отличие от людей, Он не злой. Он рад дать нам ответ. Только ответ этот будет даянием благим (13). То есть, нам нужно бы сосредоточиться на предмете наших просьб. Не просить змей, камни и скорпионов, от которых мы пострадаем. Доброму Отцу Небесному этого давать не хотелось бы. В тексте притчи Он хочет дать самый большой подарок, который только можно представить – Он дает Святой Дух. То есть, Самого Себя. Свое присутствие. (Которое является самым большим благом на свете, и которое замещает собой удовлетворение всех остальных нужд. Именно об этом Давид говорил, что лучше быть ласточкой во дворах Твоих, чем привольно жить в шатрах).
Главный принцип здесь заключается в том, что мы обращаемся к Богу не за благим даянием. Нам стоило бы оценивать предмет наших просьб. И, может быть, понять, что самое благое для нас – это Его присутствие. Которое дается всем без вопросов.
Практика: Когда я в последний раз упрашивал Бога? Я ставлю Ему ультиматумы? Тыкаю тем, что Он обещал в Писании совершенно не мне? Я считаю Его самым большим подарком? Мне с Ним хорошо и больше ничего не надо?
- Укрепление веры молчанием. Текст Лука 18:1-9 (с. 88 НЗ)
Эта история идентична прочитанной про плохого соседа, но она усугубляется Иисусом, чтобы Его слушатели могли сказать: «Ну, наш Бог точно не такой». Причина отсутствия ответа на молитву, как и в прошлом пункте, тоже записана в последнем тексте. Бог мог бы быть другим, и наши отношения с Ним могли бы быть более безоблачными, но тогда сбудется сказанное им в т. 8: мы потеряем веру.
Мы встречаемся с принципом, который в свое время удачно описал Пушкин еще в Евгении Онегине, говоря о любви. Чем легче нам достается что-то желанное, тем меньше мы об этом думаем и ценим. Исав готов продать свое первородство за тарелку роллтона, а вот Иаков всю жизнь думает об этом, проходит через перипетии и становится ближе к Богу. Такая же разница видна между теснящей Иисуса толпой, и не могущими пробиться к Нему женщиной с кровотечением или Закхеем. То, что всегда рядом, воспринимается по-другому. Жителям Назарета, жившим с Иисусом на одной улице, Он совершенно не нужен. А волхвы идут к Нему за 1000 км.
Иными словами, человек, исцеленный от боли, забывает все обещания, которые давал Богу, чтобы эта боль прошла. А тот, чья молитва не отвечена – погружается в себя и занимается самоанализом, думает, что у него не так с Богом, внимательнее смотрит на происходящее вокруг него, он ищет ответы, и в конце концов становится ближе к Богу. Поэтому просьбы, оставшиеся пока что без ответа, — это замечательная среда для того, чтобы мы узнавали Бога и себя лучше, чтобы наша вера не угасла.
Похоже, из-за нашей греховной природы нам гораздо полезнее находиться в таком состоянии некоторого сомнения, если хотите, некоторой «пришибленности». Тогда наши глаза и уши открыты, и мы ищем Бога. Когда же мы «на волне», знаем все про Божьи условия, где, кто и что делает неправильно – именно это состояние играет с нами злую шутку. Так что нам стоит не сильно прислушиваться к шоуменам от религии, которые лгут нам про свои успехи на поле молитвы, а воспринимать состояние неотвеченности как вполне нормальное и даже полезное для спасения.
Практика: Когда в последний раз я не получал ответа на молитву? Когда в последний раз получал? Что было для меня полезнее? В каком состоянии я больше думаю о Боге и себе? Готов ли я «потерпеть» такое состояние? Сколько?
Вывод. Чтобы наши молитвенные отношения с Богом улучшились, нам стоит:
— приходить к Богу любыми, не обращая внимание на преграды, поставленные людьми;
— серьезно задумываться, что для меня будет самым большим благом;
— понимать, что отсутствие ответа делает нас лучшими людьми.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10