Как насчет инакомыслящих?

Как насчет инакомыслящих?

А как насчет инакомыслящих?

Гарольд Вейс

Статистика, говорящая о сохранении в церкви недавно крестившихся людей, выглядит не очень обнадеживающе. На протяжении года или двух после грандиозных крещений в Латинской Америке, лишь немногие из них по-прежнему остаются членами церкви. В Соединенных Штатах Америки, где нет такого понятия, как «большие крещения», именно молодые люди уходят из церкви. Почти все сыновья и дочери адвентистов принимают крещение в возрасте от девяти до двенадцати лет, но большая часть из них покидает церковь к двадцати пяти годам.

В то время как в прошлом те, кто уходили из церкви, просто оставались сами по себе, то уже сейчас большинство из них становятся членами других христианских конфессий или удовлетворяют свою духовную жажду в небольших группах единомышленников. Однако, многие из тех, кто остается в церкви, по тем или иным причинам чувствуют себя неуютно, но думают, что немногое приобретут, меняя религиозную принадлежность, так как у всех конфессий есть какие-то слабые стороны – доктринальные, литургические или административные.

Некоторые адвентисты осуждают диктаторские злоупотребления определенных церковных администраторов. Но вместо того чтобы дискредитировать, таких людей часто даже повышают по должности. Некоторые жалуются на скудность и отсутствие воображения на богослужениях, которые лишены органической целостности и не создают атмосферу благоговения. Часто они становятся средством развлечения, прикрытым религиозностью. В основе наших богослужений – проповедь. Иногда паства покидает собрание в разочаровании, так и не услышав Слова Божьего. Когда, например, проповедь была повторением урока субботней школы, изложением предрассудков или предположений пастора или серией рассказов для детей. В самом худшем случае, в богослужениях не встречается ничего, кроме церковной агитации.

Есть адвентисты, которые сожалеют об анти — интеллектуальности и доктринальной парализованности, на которых сконцентрировалась церковь, оглядываясь на «славное» прошлое девятнадцатого века. Хотя вера святых первого века — это та же вера святых двадцать первого, но учения, по возможности, должны адаптироваться к историческому периоду, в котором эти святые живут. Первые христиане ничего не знали о наличии двух природ в личности Иисуса или о триединстве Бога. Они ничего не слышали о первородном грехе или о доктрине свободы выбора. К тому же, они воспринимали вселенную как двухэтажный дом с подвалом, то есть как небеса вверху, землю внизу и воду ниже земли.

На станицах Нового Завета сохранились свидетельства о больших доктринальных различиях среди первых христиан. В то время, как некоторые хотели воспринимать христианство как еще одну еврейскую секту, другие желали радикально по-новому интерпретировать их еврейские традиции. В то время, как некоторые понимали состояние человека в апокалиптических терминах, другие воспринимали его в эллинистических понятиях. Пока некоторые соблюдали субботу в седьмой день недели, другие соблюдали все дни недели как субботу. В то время, как некоторые желали установления церковной иерархии, другие отстаивали духовную свободу всех верующих.

Доктринальные и космологические различия всегда присутствовали в христианстве, и их до сих пор можно найти во всех христианских конфессиях. Понимая это, авторы 27 основополагающих доктрин адвентизма в предисловии ясно написали о том, что они не создали вероучение и что этот документ нельзя использовать для того, чтобы судить о правильности веры членов церкви. Когда была добавлена двадцать восьмая доктрина, во всеуслышание объявили, что доктрины носят временный характер. Доктрины могут изменяться. К сожалению, некоторые думают, что церковь состоит из доктрин. Они считают, что двадцать восемь доктрин, напечатанных в Церковном Руководстве — безупречные и неизменные. Многие намеренно забывают о предисловии или не включают его при перепечатке. Но только Господь безупречен и неизменен. Доктрины всегда могут изменяться и будут изменяться, ведь они способны ввести в заблуждение. Вера, которой мы воспринимаем Бога, и доктрины, с помощью которых мы объясняем себе Бога – совершенно разные вещи.

В нашей церкви есть те, кто верят, что каждая страница Библии была продиктована самим Богом и те, кто считают, что Слово Божье было написано людьми, вдохновленными Святым Духом, но имеющими свои недостатки. Есть те, кто верят, что перед Вторым Пришествием на земле должен быть народ, настольrо чист и праведен перед Законом, как сам Иисус, и те, кто считают, что только любовь и вера на самом деле важны. Есть как те, кто учат, что на небесах расположено святилище с двумя отделениями и что 22 октября 1844 года Христос вошел туда, так и те, кто считает, что со времени вознесения Христос восседает одесную Бога и управляет Вселенной. А третьи считают, что оба предыдущих описания небесной деятельности Христа – метафорические, что это притчи, способствующие пробуждению нашего воображения.

Есть также те, кто считает, что невозможно верить в Бога, сотворившего все сущее, и воспринимают всерьез единодушные выводы ученых, сформулировавших теорию эволюции, а некоторые даже считают, что такая идея не только имеет право на существование, а даже необходима. Есть и те, кто защищает бессчетное количество абортов в адвентистских больницах в Соединенных Штатах Америки, и те, кто борется с самой мыслью об абортах. Есть те, кто предоставляют правительству право налагать и исполнять смертную казнь для тягчайших преступлений, и те, кто считают, что заповедь “не убей” касается и уголовного правосудия. Исходя из этого, есть те, кто отказывается носить смертоносное оружие, и те, кто идут добровольцами, и готовы убивать. Ни одно из этих различных мнений нельзя назвать незначительным, но все же те, кто их придерживается, протягивают друг другу руку дружбы.

Хорошо известно, что есть те, кто думают, что организационная структура нашей Церкви — это совершенная модель, что отсутствие у нас литургии достойно восхищения и что только наши доктрины — истинно христианские. Такой самообман и излишняя гордость, без сомнения, приводят к плачевным результатам, превращая некоторых из нас в «охотников на ведьм». На данный момент «охотники» скачут по лугам Университета Ла Сьерра. Но кавалькады такого рода затаптывали в прошлом и другие луга.

Поняв, что ты – «инакомыслящий», нелегко решить, что же делать дальше. Мои размышления на эту тему были вызваны статьей Ричарда К. Гааза, напечатанной 11-18 мая 2009 года в журнале “Ньюсуик”. Гааз раскрывает свое несогласие с решением администрации Джорджа Буша начать войну против Ирака, в то время, когда он был начальником Управления планирования политики Госдепартамента. Думая, что Ирак обладал оружием массового уничтожения, что, как и в предыдущей войне в Персидском заливе, Соединенные Штаты пойдут на войну с серьезной международной и внутренней поддержкой, и с достаточной военной силой и разумным планом, Гааз говорит, что он был на 60 % против войны. Он решил не уходить в отставку, но остаться и пытаться влиять на как можно большее на внешнюю политику своей страны. Делая небольшое отступление, Гааз говорит, что если бы он в 2002 году знал то, что знает сейчас, он был бы на 90% против войны. Но он не строит догадки о том, что бы он в таком случае делал.

Гааз оканчивает статью такими словами:

«Тех, кто ищет конкретных и быстрых правил действия на случай, если он оказался инакомыслящим, я должен разочаровать. Иногда лучше противостоять, а иногда разумнее обойти эту тему. Иногда лучше уйти, а иногда – остаться. Когда дело касается инакомыслия, правильных ответов нет. Тем более нет одной правильной схемы действия у всех ситуациях. Вот почему это – дилемма».

Я считаю, что это соображение также относится и к тем, кто оказался инакомыслящим в своей церкви. Пока мы живем во плоти, среди нас будут инакомыслящие.

Инакомыслящий, решивший все же оставаться в церкви, вынуждает церковь пересмотреть свою сущность, а для некоторых это – серьезная угроза. Но для других, наоборот, осознание изменчивости своей идентичности — лишь часть поиска правды и путь к усовершенствованию и приближению к идеалу. Приковать себя доктринами, и надеяться таким образом защитить нашу идентичность — это не путь служения Богу, Который создал Вселенную неограниченной и постоянно развивающейся. Инакомыслящий, делящийся с нами своими размышлениями, может помочь нам возрастать в вере. Он не должен пробуждать разрушительные споры среди нас. Молодежь, принявшая крещение в возрасте девяти лет, уходит из церкви в возрасте двадцати именно потому, что обнаруживает то, что церковь живет прошлым, готовыми идеями и зафиксированной идентичностью. Молодые люди хотят жить для будущего и быть открытыми для сюрпризов, которые Божья любовь постоянно стремится для них приготовить.

Когда я учился в Адвентистской богословской семинарии в городе Такома-Парк, в 1956-58, достаточно часто доктор Эдвард Хеппенстолл опаздывал на занятия потому, что его задерживали на следственных встречах с руководителями Генеральной Конференции в здании по соседству. Он был вынужден защищаться от обвинений, выдвинутых против него некоторыми из наших сокурсников. Хеппенстолл был гласом вопиющего в пустыне, он учил нас любви к Богу и праведности по вере, а не перфекционизму, следственному суду, гневу Божьему, или апокалиптическим космическим сражениям. Слава Богу, что он решил остаться и учить нас вечному Евангелию.

Гарольд Вейс – почетный профессор в колледже Санта Марии, Нотр-Дам, штат Индиана. В течение двадцати лет он является профессором Нового Завета в Северной Семинарии, в западном пригороде Чикаго. Он является автором книги «День радости: Суббота среди иудеев и христиан в древности»

Похожие записи
Комментарии