Адвентисты только по названию?
Адвентисты только по названию (АТПН)?
Марк Гатмэн, 30 ноября 2014
Более консервативные представители Республиканской партии в США называют либеральных республиканцев «РТПН» (на английском – RINO). «РТПН» – сокращение от «республиканцев только по названию». Тех, кого называют подобным прозвищем, обычно обвиняют в том, что они не верны линии партии в ключевых вопросах. «Если республиканцы не подпишут петицию Грувера Норквиста против налогов, или будут протестовать против абортов в любых обстоятельствах, или заявят, что эволюция – это миф, а глобальное потепление – обман, то он или она должны быть отмечены как «РТПН», или еще хуже, как умеренные». (Из публикации издания республиканской партии).
Некоторые адвентисты тоже склонны считать других «АТПН», адвентистами только по названию. То, что происходит в политике, происходит и в религии. Более консервативные люди не хотят входить в одну группу с более либеральными. «Если для меня это неприемлемо, это не подходит для всех членов церкви». «Я в это не верю, и ты тоже не должен». Каким же стандартом руководствоваться в определении кого-то как «АТПН»?
28 принципов вероучения, несомненно, будут хорошей отправной точкой для такого определения. Но далеко не каждый адвентист, сидящий на церковной скамье (или уже и не сидящий на скамье), согласен со всеми 28 пунктами. Во сколько пунктов из 28 должен верить человек, чтобы он считался подлинным адвентистом? Даже если у него есть проблемы с 1 из 28, это возмутит людей, которые ведут такое наблюдение. Даже если республиканца, который намного больше республиканец, чем демократ, называют «РТПН», тем более адвентиста, который адвентист гораздо больше, чем пресвитерианин или невоцерковленный человек, обязательно будут классифицировать как «АТПН». Алден Томпсон отмечает желание некоторых людей считать каждую доктрину имеющей решающее значение. Если ты не согласен хотя бы с одной – ты не адвентист. С другой стороны, есть люди, которые не хотят делать никакую доктрину определяющей твой адвентизм, разве что они считают, что суббота и второе пришествие важны для такого определения.
Возможно, что кто-то согласен со всеми 28 доктринами, но у него есть вопросы по некоторым частям этих пунктов вероучения. Церковное Руководство не позволяет исключать человека, который не посещает церковь (часть п.11), или не возвращает десятину (часть п.21). Многие члены церкви или не понимают, или открыто не соглашаются по крайней мере с парой аспектов доктрины о святилище (п.24). И они остаются членами церкви, даже если это кого-то и огорчает.
Насколько уверенным в 28 доктринах должен быть человек, чтобы остаться в безопасности? Большинство членов церкви, согласных с 28 пунктами, не на 100% уверенны в каждом из них. Какой процент уверенности должен быть у нас в важнейших доктринах? 90%? 50%? Люди очень сильно меняют взгляды из-за своего настроения. Член церкви Иванов вчера верил в какую-то доктрину на 90%, но сегодня у него болит живот, и его уверенность упала до 60%. Завтра ему полегчает, и Иванов вернется в церковь, и его 60% превратятся в 95%. (Ваши товарищи тоже влияют на вашу веру, как и на сомнения).
Формулировки принципов вероучения полезны, но как определители того, кто «настоящий» адвентист, а кто нет, они имеют ограничения. Какие пункты имеют решающее значение? Скольким процентам каждой доктрины нужно верить? Сколько уверенности в ней нужно? До сих пор в этом обсуждении мы пытались судить по чему-то, напечатанному как критерий в книге. Иисус же, объясняя этот вопрос «экспертам в законе», не упоминал ни о какой из доктрин, которая могла бы стать таким тестом (Лука 10:25-37). Он рассказал историю о сострадательном человеке, который, возможно, провалил бы тест, что намеревались ему предложить эксперты – законники. Этот добрый человек провалил бы испытание по вере в 28 пунктов вероучения. Однако Иисус рекомендовал этого заботливого еретика (самарянина) как пример всем. Иногда внимание к книге вероучений может заставить нас упустить из виду нормальное христианство в реальной жизни.
Я слышал об одной женщине, которая исполнилась ярости, когда адвентистская церковь, к которой она принадлежала, показала доброе отношение к людям нетрадиционной сексуальной ориентации. Она была готова перевести свое членство из этой общины и переехать в другое место, где у людей будут более фундаменталистские взгляды, где они будут более серьезными «адвентистами» и «христианами». Ее ругательства в адрес других, отличающихся от нее, и ее настойчивость в недружеском желании преследовать таких людей, не квалифицируется как ересь. Она не отвергала никакого из пунктов вероучения. То, что человек думает о каком-то пункте, как правило, порождает у людей большую тревогу, чем то, насколько он похож на Христа.
Иисус дал правило, по которому другие могут узнать, что мы его последователи. Оно в том, чтобы мы любили друг друга (Ин. 13:35), так, как продемонстрировали нам Сам Иисус и сострадательный самарянин. Иисус сказал, что любовь – это лучшее удостоверение личности христианина. Иногда в нашем стремлении осудить других, мы забываем, что то, что говорит Иисус, значит больше всего. Факт, что мы являемся адвентистами, не значит, что у нас есть нечто, заменяющее учение Иисуса, и что теперь вполне нормально быть суровыми к окружающим. Как сказала Барбара Браун Тэйлор: «Что я заметила в (тут она использует имя пастора), так это то же, что я замечала всегда, когда люди стремятся решить свои конфликты, обратившись к Библии. Защита высохших чернильных знаков на странице становится более важной, чем защита ближнего. Как правило, можно сказать, что люди никогда не ведут себя в жизни хуже один по отношению к другому, чем тогда, когда они верят, что так защищают Бога». (Барбара Тэйлор, “Покидая церковь: мемуары веры”)
Будут ли люди, которые не знают, к какой конфессии мы принадлежим, привлечены в церковь на основе того, как мы обращаемся с теми, кто смотрит на мир по-другому, чем мы? Члены церкви, которые жестоки к другим, могут стать лидерами в общине, в то время как члены церкви, подобные доброму самарянину, могут быть изгнаны из нее, потому что их посчитают «АТПН». Они, как добросердечный самарянин, могут жить подобно Христу, но получить недостаточно хорошую оценку на экзамене по основам вероучения и им откажут в церковном членстве.
В нашей поместной церкви мы можем выступать за что-то. Мы не должны разрешать людям, которые открыто не соглашаются с важными церковными доктринами (как бы мы их не определяли), рекламировать свое несогласие с кафедры или с места преподавателя субботней школы. Но будет ли нам больно, если мы позволим людям, которые еще не полностью правоверны (по сравнению с нами), наслаждаться нашими богослужениями и разрешим ли мы им задавать вопросы? Мы не способствуем миссии нашей церкви, когда позволяем только согласным с нами подавать голос в церкви. Большинство читателей этой статьи хорошо знакомы с цитатой Елены Уайт из «Советов авторам и редакторам», с. 39. Там она соотносит время, когда «настоящая духовная жизнь приходит в упадок» с тем, что люди «становятся консервативными и стремятся избегать дискуссий». Мы можем быть абсолютно уверены в нашем вероучении без того, чтобы относиться по-доброму и по-христиански к тем, кто не согласен с нами.
В ранней христианской церкви тоже были разногласия. Павел не воспринимал некоторые вещи точно так-же, как это делал Петр. Павел даже публично выговаривал Петру. Тот факт, что между Павлом и Петром были различия, не означает, что Павел воспринимал Петра как «ХТПН» (христианина только по названию). И они не пытались остановить служение друг друга. Никто не может навязывать моральное суждение о чьих – либо взглядах и действиях, основываясь на своем наборе жизненных обстоятельств и учений. «Религиозные люди славятся сложностью при принятии несогласных с ними людей. Когда такое происходит, люди считают, что разногласия должны завершиться отвержением и осуждением». (Бракси Кэйви, «Конец религии: сталкиваясь с подрывной духовностью Иисуса».)
Я могу не соглашаться с вами по некоторым доктринам, но должно быть предельно ясно, что я не хочу делать ничего плохого вам из-за этих различий (и что я не превосхожу вас). Разногласия учат тому, что ты часто не можешь принять несогласных с тобой людей. Живя с несогласными на расстоянии вытянутой руки, ты платишь за шанс того, что твои действия и слова убедят их. Когда же ты наклеиваешь ярлык «АТПИ» на другого, это делает более сложным для вас обоих наслаждение христианским братством.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10