7 урок об образовании: ПОКЛОНЕНИЕ БОГУ (Поклонение…)
7 урок об образовании: ПОКЛОНЕНИЕ БОГУ (Поклонение…)
Три Библейских отрывка помогут нам определить наши проблемы с поклонением Богу, которые встречаются в церковном сообществе.
Проблемы проведения урока:
Возможно, учителя СШ уже поняли, что образование в заглавии пособия по изучению Библии и в самих уроках – слово лишнее. Вы отлично видите, что тема поклонения в образовании актуальна точно настолько же, как тема «Троица в образовании», «Тысячелетнее царство в образовании», или «Покаяние в образовании» — все это бессмысленные словосочетания, которые не имеют ничего общего между словами.
Никто и не думал об образовании, когда составлял эти уроки, всего лишь были взяты стандартные адвентистские темы, которые, хоть и набили оскомину, но зато проверены и одобрены высшим руководством. Куда то было нужно впихнуть трехангельскую весть (чтобы создать впечатление, что она на самом деле является важной темой Библии, а не частью Откровения, которую толком никто не понимает) – вот и родился наш урок. Так же до этого мы пропагандировали буквальное творение, а потом будем повторять и повторять, даже если всем уже надоело до смерти, другие наши отличительные доктрины.
Кстати, в последнем параграфе подтемы четверга урочник прекрасно описывает то, чем он сам занимается все время. Там говорится о «любимых теориях, которым люди поклоняются, обожествляя основоположников этих теорий и искажая Писания под них». Это как раз то, что мы делаем с доктринами, взятыми из Елены Уайт, а не из Писания – типа того же 1844 года, Следственного суда, Духа пророчества, промежуточного воскресения из мертвых, мучительного ада при смерти язычников, 666 и прочих вещей. Можно посоветовать авторам урочника, чтобы они не искали проблем с «любимыми теориями», заглядывая в чужой огород. Обратите внимание на свое поклонение Елене Уайт, которое легко обнаруживается даже по количеству цитирования этой «христианской писательницы» во всех уроках, и конкретно в этом.
Главный вопрос: Каким изображают поклонение Богу наши Библейские отрывки? Что стоило бы поменять в нашей практике поклонения?
Ломка льда: У меня есть представление о том, как должен выглядеть христианин? Почему именно так? Возможны ли исключения?
1. СОДЕРЖАНИЕ, А НЕ ФОРМА. Текст Иоанн 4:19-26 (с. 104 НЗ)
Первый отрывок Библии показывает важную часть отношений с Богом, с которой у людей не все в порядке. Мы видим, что героиня отрывка пытается разобраться в том, где правильнее находиться, когда ты встречаешься с Богом (19), и получает ответ, что поиск формы вообще не относится к отношениям с Богом (21). В них главное другое: истинные поклонники поклоняются в Духе, то есть так, как тебя учит или побуждает Дух. Встреча, присутствие Бога при этом гораздо важнее любых манипуляций, которые люди планируют совершать.
В Библии постоянно так говорится даже о вполне невинных и даже одобренных вещах. Богу становятся не нужны жертвы, которые Он сам ввел и расписал, как их делать, в нескольких книгах Библии. Он говорит, что храм (точно построенный по Его воле) будет разрушен, потому что он стал у верующих фетишем. То же самое происходит с металлическим змеем, который занял в головах людей совсем другое место, чем должен был. И дело касается не только вещей материальных – суббота точно так же стала формой поклонения, которая заняла место выше самого Бога. Из-за её неправильного соблюдения начинаются гонения даже на самого Иисуса.
Мы невооруженным глазом видим, что у людей есть огромнейшая проблема с тем, что они обращают внимание не на главное. Никто не переживает о том, встретился ли человек с Богом, и ощущает ли он присутствие Духа. Все (особенно в нашей церкви) сходят с ума о того, поставили ли они людей на коленки на грязный пол, одернули ли они одетого не так уродливо, как одеваются они, а во всемирном масштабе последние годы церковь тратит ужасные деньги на совещания, где они решают, можно ли женщине в церкви делать то, что делает мужчина – то есть, на форму поклонения Богу.
Нам надо, наконец, прочитать в Евангелии, что Христу нет разницы, где ты молишься, поешь и слушаешь проповедь, в чем, и как. Если ты слышишь Духа Истины, тебе этого достаточно. Поэтому церквям нужно прекратить выпускать официальные и кулуарные инструкции по поведению, им нужно бы озаботиться тем, о чем у АСД нет ни одной доктрины – о личной встрече с Богом. Когда это произойдет, церковь, наконец, выполнит свое предназначение, пока же она вводит людей в заблуждение.
Практика: Я больше обращаю внимание на то, как выгляжу, или на то, что у меня внутри? Моя община проповедует о форме или сути поклонения? В какой доктрине моей церкви говорится о личной встрече с Богом и о поклонении в Духе?
2. ПРАЗДНИК, А НЕ РАВНОДУШИЕ. Текст 2 Царств 6:12-19 (с. 333 ВЗ)
Для того, чтобы подчеркнуть главную мысль текста, мы взяли не текст из 1 Пар, а параллельное повествование из 2й книги Царств, так как там ярче выписана наша тема. В отрывке говорится о внесении ковчега в Иерусалим и о поведении людей при этом. Как ни странно, в этой истории и близко не пахнет адвентистским «благоговением», которым так любят тюкать друг друга члены церквей. Точнее, благоговение в истории есть, но только выражается оно противоположным нашему способом. Мы видим здесь счастливого Давида, который скачет и пляшет (т. 14, привет отрицанию танцев в АСД), кричащий и издающий звуки народ (т.15, привет «соблюдайте тишину и благоговение в храме») и поедающих стейки и шашлыки (т.19, привет адвентистким мензуркам на вечере и ЗОЖ). Мы встречаемся с таким проявлением поклонения, которое вообще не укладывается в наши шаблоны.
Все дело в том, что существует ряд эмоций, которые принято отключать во время богопоклонения. К ним не относятся эмоции враждебности – ты можешь спокойно сидеть и злиться на все окружющих, ненавидеть католиков и недоадвентистов и презирать невозращающих десятины неверных Богу христиан – к вам никто не подойдет и не скажет, что вы ведет себя неправильно. Ни сейчас, ни во время Христа (верующие, хватающиеся за камни в Назарете). А вот если вы радуетесь, то, начиная с Мелхолы и кончая религиозниками наших дней, на вас будут шикать (Он любит вино, сидит на пирах с грешниками, не постится и тп).
Получается, что люди узаконили постный вид и постное самочувствие вместо остального спектра эмоций, превратив поклонение Богу в поминки, которые стали образцом для наших богослужений, в особенности, для Вечери. (Кстати, Вечеря является идеальным примером уничтожения радости – вместо праздничного совместного ужина теперь это «обряд», где каждый шажок регламентирован и где еде, общению, радости места нет и близко). А отношения с Богом включают в себя все эмоции – и не столько скорбь (она проявится разве что во время покаяния и осознания грехов), сколько радость и счастье от Царства, Бога и Его людей. Наше поклонение в этом смысле далеко от библейского текста.
Практика: С какой эмоцией у меня обычно ассоциируется поклонение Богу? В моей церкви царит радость? Страх? Агрессивность? Равнодушие? Когда в последний раз я «успокаивал» себя перед поклонением? Мое христианство вообще радует меня?
3. ЖЕЛАНИЕ, А НЕ НАСИЛИЕ. Текст Даниил 3:13-18 (с. 864 ВЗ)
Последняя история обычно трактуется нами, как правильно и как неправильно поклоняться, как надо быть «верным», и тп. На самом деле мы видим здесь тот принцип, который сплошь и рядом нарушается нами в отношении окружающих, и наоборот. Все отлично понимали, что железяка, поставленная на поле, ничего из себя не представляла, она не была никаким богом. Вопрос заключался в том, подчинятся люди тому, что от них требует царь, или не подчинятся.
То есть, здесь мы видим поклонение из-под палки, когда вся страна просто выполняет то, чего хочет какой-то авторитет. И герои отрывка говорят, что для них это не подходит, они хотят отдавать свое сердце чему-то своему. Все дело в том, что, если ты поклоняешься не от искренности сердца, а выполняешь что-то из-за того, что так сказали авторитеты, ты просто подчиняешься им, с Богом тут никаких отношений нет. Живому Богу никто не поклоняется, все поклоняются Елене Уайт, нацитировавшей тома про «благоговение» (хотя сама падала и билась в экстатических припадках), или пастору, заставляющему рвать колготки на коленках по 8-10 молитв за служение, или просто сердитым родителям, палкой гонящим детей на убийственно скучные и далекие от жизни богослужения.
Как только мы заставляем других выполнять что-то по нашему шаблону, мы встаем на место объекта поклонения. Не Бога, а Неемию боятся все, кому он рвал волосы и выбивал зубы – и о Неемии они думают на богослужениях. Священники в храме, поверив во Христа, продолжают бессмысленное служение, думая о своих начальниках, которые лишат их зарплаты, а не о Боге. Точно на этом же построено насилие зверей из книги Откровения.
Получается, что нам надо поставить на первое место желания людей, и работать с ними, а лучше, позволяя Духу побуждать их. Не стоит прилагать усилий к тому, чтобы наши братья и сестры делали что-то вопреки своей воле, из страха или чувства вины.
Практика: Что сегодня я делаю в христианстве, не желая этого? Что из этого — на богослужениях? Кто влияет на меня, чтобы я этим занимался? Мне это нравится? Кого я принуждаю к тому, чтобы он выполнял какие-то традиции?
Вывод. Для того, чтобы наши встречи с Богом были полезными, надо:
— перестать сосредотачиваться на форме, вспомнив о главном – Его присутствии;
— отказаться от равнодушия и позволить проявиться другим чувствам;
— ни в коем случае не исполнять что-то, когда нас заставляют повиноваться.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10