13 урок о благовестии: ПРИЗВАНИЕ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ (Шаг…)
13 урок о благовестии: ПРИЗВАНИЕ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ (Шаг…)
В последнем уроке мы посмотрим на Библейские истории призвания разных людей, и обнаружим, как выглядит благовестие по-Библейски.
Проблемы проведения урока:
Целью урока, которую ставили старшие братья во главе с М.Финли, было сделать ударение на эмоции. В течение урока слушателям рассказывают про людей, побросавших работу (Матфей, Петр, Павел и тп), а после этого на них наседают, что, раз уж вы не бросали свою профессию, то хотя бы давайте проповедуйте (вт). Ради вас жертвовали, давайте жертвуйте и вы (пн). Вы отрекались от Христа, как Петр, давайте идите проповедуйте, пока Бог от вас еще не отрекся (ср). И весь урок построен больше на эмоции вины слушателей перед апостолами, Христом и прочими библейскими героями, снять которую великий адвентистский оратор предлагает, сделав «шаг веры» — начав проповедовать трехангельскую весть. Возникает некоторое недоумение – является ли это «изучением Библии», как громко написано на обложке урочников, или же это просто психологический прием, предназначенный для достижения целей старших братьев.
Кроме этого, в уроке вы опять невооруженным глазом увидите, что адвентистская Библия, состоящая из нескольких листочков, уже закончилась. Текстов у М.Финли больше нету – поэтому один и тот же отрывок из 21 главы Иоанна надо мусолить целых три раза, читать, читать еще раз, и читать еще раз (ср, чт). Возможно, авторам и редакторам кто-то должен показать, что, кроме любимых текстов АСД, есть и другие тексты, в Библии целых 66 книг! Не нужно мурыжить одно и то же из урочника в урочник, так делают только при зомбировании людей. Хотя о чем это мы, возможно, это как раз та цель, которую хотят достичь авторы.
Если говорить не об этом уроке, а подводить итоги всему квартальному пособию, то нужно сказать, что от напечатанного ни начинать проповедовать, ни продолжать не захотелось. Урочник был сделан для галочки (и для повторения доктрин), не больше.
Главный вопрос: Что нужно сделать, чтобы откликнуться на призвание Бога что-то сделать для Него? Как выглядит благовестие по-Библейски?
Ломка льда: Вспомните случай, когда вы перестали разговаривать (общаться) с каким–то человеком? Почему так случилось? Чем всё закончилось?
1. КАК ПРОИСХОДИТ ПРИЗВАНИЕ. Текст Деяния 9:10-18 (с. 141 НЗ)
В 9 главе книги Деяний все обычно смотрят на обращение Павла, которое кардинально поменяло всю его жизнь. Но мы обратим внимание на другого героя, призвание которого ближе всем нам по масштабу, потому что он – обычный человек, и Бог зовет его сделать заурядное дело. Анания живет, не собираясь делать ничего великого, обычной бытовой жизнью – и прямо там Бог просит его сделать кое — что.
Интересно, что человек слышит Божий голос, и между ним и Богом происходит даже целый диалог. Как и в любом призвании, Богу нужно что-то, что тебе будет крайне неудобно: пойти в руки того, кто является прямой угрозой твоей жизни, нормальному человеку не хочется. Мы в ответ на такое обычно поступаем, как Иона или богатый юноша, то есть, обрываем любую связь с Богом, отворачиваемся к стенке, делаем вид, что не расслышали голос совести, занимаем ум чем-нибудь другим: развлечением, работой, музыкой в наушниках. Наш персонаж делает совершенно по-другому, он вступает с Богом в переговоры вместо того, чтобы пойти с ним на разрыв. И в течение этих переговоров определяется, что главная проблема, по которой ввязываться в Божьи дела не хочется – это страх. А Бог, в свою очередь, убирает этот страх тоже в процессе общения: тем, что обещает, что Павел – уже «наш», обращенный, тоже избранный, и это облегчает самочувствие Анании. Кстати, когда в своем деле жизни засомневался Иоанн Креститель, он тоже решил не закрываться от Бога, а общаться с ним, разбираться в ситуации.
И в отрывке есть еще важная вещь: Божье призвание происходит в идеальное время, Он создает что-то необыкновенное, соединяя нуждающегося и того, кто может помочь. Мы уже упоминали об этой теме книги Деяний раньше, потому что благовестие – это не ковровые бомбардировки городов книжками, желтыми газетенками «СС» и прочими ДВД-малыми группами. В Писании Бог сам (!) готовит Павла (вельможу, сотника, народ языками огня) и потом зовет сходить к нему и сказать пару слов Ананию (Филиппа, Петра, апостолов). Смысл проповеди по-Библейски не изменился и сейчас: Бог готовит какого-то человека, а потом побуждает тебя что-то для него сделать – сказать – поддержать. Нигде и близко нет намеков, что этот метод Бог как то отменил. Все осталось прежним, нам надо слышать Его голос.
Практика: Когда я обижаюсь на Бога, я высказываю Ему, что думаю, или перестаю с Ним разговаривать? Как правильно себя вести, когда Он зовет к опасности? Я хоть раз попадал в ситуацию, когда Бог сводил меня с кем-то, кто во мне нуждался?
2. ВНИМАНИЕ НА СЕБЯ. Текст Иоанн 21:17-22 (с. 129 НЗ)
Как и в прошлом отрывке, в истории Петра будет интересно посмотреть не на её центр, а на эпизод, случившийся после призвания. Здесь зафиксирован разговор Петра с Иисусом о том, что его не должно было касаться. То, что приготовлено Богом другим людям, лучше не трогать, надо заниматься своим делом.
Дело в том, что при сравнении своего призвания с другими очень легко испортить себе жизнь. Даже здесь, обнаружив, что Иоанн спокойно закончит свою жизнь в старости доброй, насыщенный днями, или даже доживет до Пришествия (как могло показаться Петру), он обязательно сравнил бы это с тем, что его самого будут таскать куда он не хочет и еще и распинать. И тут запросто включается грешная природа, которая заставляет тебя завидовать другому, сожалеть о своем несчастье, злиться на Бога, так любящего других и так не любящего тебя.
Ничего хорошего от сравнения с делом и судьбой других не рождается. Посмотрите, как злится на всех, включая Иисуса, Марфа, когда она чувствует, что Марии в данный момент живется полегче. Или как ученики обнаруживают, что парочка хитреньких апостолов выхватила самые теплые (по их мнению) места справа и слева от трона. Нам легко узнать в этом самих себя – ведь, не существуй нашего странного интереса к легкой жизни окружающих, мы бы переносили все трудности гораздо легче. Да и не тратили свои силы на то, что только тебя отвлечет (иногда кажется, что вот это наше высматривание происходящего за чужими заборами как раз нам и нужно, чтобы мы не занимались своим делом и не «следовали за Ним, это такая операция по отвлечению самих себя от главного в жизни).
Иосифу нет дела до того, как хорошо жили его братья, когда он прозябал по тюрьмам да по рабствам – для него главное, куда его послал Господь, и выполнением Его дела там он и занимается, готовя место для своих родственников и параллельно спасая кучу народа. И это идеальное исполнение своего предназначения, получается, что такая не-наблюдательность и позволила ему пережить тяготы, которыми сопровождалось его призвание.
Практика: Кому я сегодня завидую? Чья удачная жизнь расстраивает меня больше всего? Мои отношения с Богом хоть раз ухудшались из-за того, что мне была приготовлена судьба хуже, чем у других? Как это можно исправить?
3. СТРАННАЯ РАДОСТЬ. Текст Лука 5:27-29 (с. 68 НЗ)
Завершающий текст крайне интересен тем, что происходит после избрания Богом некоторых людей. Мы не до конца понимаем, почему так происходит, но, тем не менее, мы зафиксируем эмоцию, сопровождающую нашего героя. После того, как Матфей (Левий) теряет работу таможенника — налоговика, выгодную хоть в те, хоть в наши времена, он почему-то не расстраивается! Более того, он устраивает настоящий серьезный пир с большим угощением и кучей приглашенных – что точно говорит о его радости. Это, повторим, странная эмоция, которую сложно объяснить – мы делаем так только в случае, когда наконец, можно уйти с опостылевшего места, уехать из страны, которую ты ненавидишь, или бросить общаться с человеком, который тебя достал. Так счастлив бежать за Иисусом одержимый легионом бесов, который был бы только рад покинуть место своего позора. Но здесь нет этого фона – более того, в Писании есть целая группа таких людей. Например, богач Елисей, даже во времена голода имевший 12 пар волов, после призвания слугой (!) пророка тоже радуется, пирует, и пускает на шашлыки целую пару своих животных.
В большинстве же случаев мы видим совсем другую картину, которая больше напоминает нашу борьбу с Богом. Возьмите, к примеру, Моисея – который тысячу раз отнекивается, что он не умеет выступать и не хочет никого водить, потом он 40 лет тянет эту лямку как на нелюбимой работе, и только раздражается и злится от своего предназначения, да еще и срываясь в самом конце. К сожалению, мы иногда не можем отказаться от того, что просит Бог – понимая, что сейчас с нами начнется, как с Ионой. И поэтому мы выполняем сказанное Богом, но вот так безрадостно: пиром, праздником и радостью от нас и близко не пахнет.
Есть разные варианты изменения ситуации, но, прежде всего, нам важно увидеть наше несчастье от вмешательства Бога в жизнь – и спросить самих себя, что происходит. Скорее всего в центре жизни остаются наши планы, которые являются нашими богами. От них избавляются в пользу Божьих исключительно возрождением.
Практика: Я больше похож на Матфея или на Моисея? Почему? Я счастлив исполнять Божьи повеления? Какие из них мне не нравятся? Как добавить радости в моё христианство? Как помочь другому «не тянуть лямку», а получать удовольствие?
Вывод. Чтобы выполнить свое предназначение от Бога, нам нужно:
— позволить Ему сводить нас с теми людьми, которых Он уже подготовил;
— перестать копаться в «более легких» жизнях других людей;
— захотеть радоваться пути, который Он нам дает.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10