Вечеря как праздник
Каждый раз, когда люди собираются в церкви на Вечерю Господню, они понимают, что сегодняшнее событие — особенное. Такое ведь случается не каждый день, и не каждую субботу, а раз в квартал, и вести себя нужно соответственно. Но как? На что человеку стоило бы настроиться?
Хотя первая Вечеря, проведенная Самим Иисусом, и сопровождалась налетом некоей печали, вызванной грядущей Гефсиманией и Голгофой, да и ученики тоже были в какой-то растерянности и в предчувствии тревоги, но совсем не обязательно, чтобы эта печаль и гнет сопровождали нас каждый раз, когда мы собираемся для этого обряда. Сегодня же существует серьезный, легко заметный перекос в эту сторону.
На самом деле, основа Вечери Господней – освобождение, объединение и радость. Речь о смерти Иисуса идет лишь постольку, поскольку она была необходима для нашего блага. Речь о наших грехах идет лишь постольку, поскольку они прощаются. Не в них заключается центр события.
Это богослужение было создано Спасителем для того, чтобы мы с благодарностью могли перевести взгляд с наших слабостей на вмешательство Иисуса в нашу жизнь. Почувствовать спасение, подаренное нам. Порадоваться Его присутствию среди любящих Его. И понадеяться на Его возвращение (помните: «доколе Он придет»). С горем или скорбью тут вообще нет ничего общего.
Почему же тогда в любой общине Вечеря больше похожа на траурное мероприятие? Почему мы вспоминаем и говорим только о смерти Христа, и о наших грехах и слабостях? Направляясь на праздник, мы вдруг попадаем на официальное торжество. Хмурые лица, медленные движения и темные костюмы участвующих напоминают любому скорее о похоронах, чем о празднике. Честно говоря, если считается, что этот праздник предвкушает (или изображает) счастливую небесную жизнь, то некоторые начинают всерьез подумывать о другом варианте будущего.
Иисус хотел, чтобы мы совершали Вечерю «в Его воспоминание», но нигде не написано, что он имел в виду только воспоминание о Его смерти. Скорее, было бы лучше вспомнить то, что мы пережили вместе с Ним. И кроме воспоминания о последнем ужине Иисуса с учениками, у христиан были другие похожие воспоминания: о Его пирах с ними во время служения (у Закхея, Матфея, многочисленных грешников и не столь многочисленных фарисеев), и совместные обеды были даже после воскресения – тут можно вспомнить учеников в Эммаусе и последнюю удачную рыбалку апостолов.
Речь идет о присутствии с нами рядом живого, воскресшего Христа, которого мы склонны забывать. И Его желании праздновать «возвращение блудных сыновей» в их родной дом. Это праздник.
В Вечере много смыслов, да благословит нас Господь не сосредотачиваться только на одном из них, лучше воспользоваться всей полнотой.
Пастор Церкви Евгений Герасимов
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10