О черных списках
Что объединяет книги «Кентерберийские рассказы», «Скотный двор», «Алису в стране чудес», «Код да Винчи» Брауна, «Декамерон» или «На западном фронте без перемен» Ремарка? То, что все они когда то были в особенном списке книг. Том, что носит название «черного». Иными словами, в разных странах их запрещали печатать, читать и владеть ими. (А кое-где — запрещают до сих пор, как, например, Библию сегодня нельзя иметь в Саудовской Аравии, на Мальдивах или в КНДР).
Если не вдаваться в лишние подробности, касающиеся причин запретов, а взять только принцип, то он достаточно прост. Кто-то ответственный опасается, что человек, прочитавший книгу с неправильными идеями, подхватит их, увлечется, и мы получим нового вольнодумца, экстремиста или даже маньяка. Поэтому лучше, чтобы люди не смотрели, что посажено «по ту сторону забора». Так их разум останется незамутненным, и они не испортятся.
В христианстве эту же идею подтверждают текстами о том, что помышлять нужно «лишь о том, что истинно честно, что добродетель и похвала», и созданные в общинах черные списки гораздо длиннее. Если говорить о книгах, туда могут попасть не только все нехристианские авторы, но и произведения христиан, которых угораздило принадлежать к другим конфессиям, да и «слишком вольные» книги из своей церкви. Чтобы никто случайно не заразился неправильным. Бывают случаи, когда цензуре подвергаются даже неудобные тексты Библии, чтобы люди случайно не вычитали из них чего-то противоречащего тому, верить во что — правильно.
Это может показаться странным, но идея о «заражении» прекрасного человека извне — не очень Библейская. Иисус говорил о том, что внутри тебя уже сидит достаточно зла, столько, что тебя даже не надо никому портить книжками, телепрограммами или чем-то еще. Из сокровищниц твоего сердца ты либо достаешь хорошее, либо, что случается гораздо чаще, оттуда выходят гадости. То есть прежде, чем идея из телевизора или интернета попадает в твое сердце, там уже давно гнездится плохое. Ты уже полон злобы, до просмотра безумного ток шоу. Или наоборот, и тогда она не найдет в тебе пристанища, какой бы зловещей и запрещенной она не была.
Вы сами можете быть свидетелями, как верующий в поколениях похотливо хихикает над стихами из Песни Песней, или как язычник и не догадывается допустить нехорошую мысль, читая тот же Декамерон. Нужно ли здесь запрещать как слишком пикантную эту книгу Библии? Похоже, нет. Бороться надо не с раздражителями. Бороться надо с собой. Павел очень правильно сказал об этом: «Все мне позволительно». У него не было черных списков, но был правильный взгляд на себя.
Пусть Господь благословит помнить: зло не приходит к нам извне. Его достаточно внутри. Не нужно сваливать вину на внешние раздражители, ведь не будь в нас зачатков зла, мы бы не бежали за ними, высунув язык. Давайте просить Бога о том, чтобы Он сохранил нас от зла, не забирая из мира – а наполняя нашу внутренность Духом.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10