СШ 2/15 Христос как Господин субботы
5 урок «Христос как Господин субботы»
В этом уроке мы посмотрим на три отрывка Евангелия Луки, в которых Иисус показывает, каким бы он хотел видеть наше празднование субботы.
Методика проведения:
По теме субботы сложно сказать что-то новое, ведь стандартное пособие по изучение СШ будет обязательно содержать этот вопрос, какую бы книгу или тему мы не проходили. И естественно для абсолютно всех авторов доказывать адвентистам, что «практика соблюдения первого дня недели не находит подтверждения». Преподавателям стоит понять, что на 99,9% их слушатели согласны с ними, и им не нужны доказательства того, что 4я заповедь говорит именно о субботе, и Иисус соблюдал ее, как и первые христиане. В очередной раз встречаясь с учителем, излагающим эти поднадоевшие аргументы, слушатели чувствуют, что учитель сомневается в их адекватности, раз повторяет одно и то же тысячный раз. Кроме этого, повторение вызывает отрицательные эмоции, поэтому мы не рекомендуем вам доказывать, что субботу нужно соблюдать, если только ваши слушатели – не вошедшие с улицы новые люди, считающие святым воскресенье.
К тому же, занимаясь этим, мы извращаем смысл субботней школы. Она должна стать изучением Библии, а убеждая в своей доктрине, мы «выбираем» из Луки выгодные нашим убеждениям места, чтобы что-то доказать. Лука, как и многие другие авторы, вообще не ставил в своей книге вопрос доказательства празднования субботы, и поэтому гораздо более честно будет подойти к нему по-другому. Нужно задаться вопросом, что Лука хотел сказать, упоминая субботние конфликты в своем Евангелии? Что он хотел сказать этим об Иисусе? О том, как должна соблюдаться эта заповедь и проводиться этот день? Давайте мы перейдем от привычки вкладывать в Библию то, чего там и близко нет, к честному чтению Божьего Слова. Оно должно направлять нас и давать нам тему, а не мы должны использовать эту книжку как сборник «хороших адвентистских текстов» (по словам автора), которыми мы что-то доказываем, и сборник нехороших для адвентиста текстов, которые мы даже не читаем (типа притчи о богаче и Лазаре). Библия предназначена не для выхватывания доказательств, она для того, чтобы Бог говорил нам.
План урока:
Главный вопрос: Какие ошибки в праздновании субботы показывает Иисус? Что мне лично нужно изменить, чтобы этот день стал благословенным Богом для меня?
Ломка льда: Были ли у Вас праздники без праздничного настроения? Когда в последний раз? Что сделать, чтобы праздник на самом деле стал праздником?
1. В субботу мы служим не ей самой, а Богу. Текст Лука 6:1-5 (с. 69 НЗ)
Во всех трех пунктах мы посмотрим на то, что Иисус хотел бы видеть в субботе, и то, во что ее превратили верующие (и Его, и нашего времени). Первый отрывок, который Лука посвящает субботним конфликтам Иисуса, и которые сопровождаются Его комментариями, касается двух историй про еду – колосьев и хлебов. Верующие вокруг Иисуса считали, что суббота гораздо главнее потребностей человека, и, соответственно, она – господин человека, служить нужно ей, и никак не человек, и не сын человеческий – ее хозяева. Ради нее стоит поголодать до завтра, ничего с вами не случится. Нужно признать, что сегодня в нашей субкультуре отношение к субботе сохранилось именно таким, фарисейским. Поменялись только детали: запреты носить матрас, срывать колоски и лечиться сейчас заменены на запреты по субботам готовить салаты, играть в мячик или даже принимать душ или ванну (в зависимости от общины). Главной проблемой так и остается восприятие субботы как отдельного бога, а точнее идола, который устанавливает свои правила, и разрешает или запрещает делать что-то. А ведь главный в субботе – все-таки Иисус (5), а суббота – всего лишь средство отношений с Ним, высвобождение времени для Него. Поэтому целесообразность всех правил и запретов запрашивать нужно не у субботы, а у того, повлияет ли это на мою связь с Иисусом, помешает ли это Встрече.
В отрывке Иисус очень смело приводит пример использования «освященного» хлеба для голодных воинов Давида, что также весьма кощунственно для нас, ведь мы даже под страхом смерти не отдали бы хлеб с Вечери голодному. Наши «святыни» не служат людям, люди вынуждены служить им. Они никакое не средство, они – цель. В христианстве мы умудряемся сохранять многобожие. Поэтому, говоря о субботе, будет правильно переоценить ее из дополнительного объекта поклонения и песнопений ей — в средство встречи со Спасителем, которое само должно служить человеку. Суббота должна не отягощать жизнь, а облегчать ее. Если такого не происходит, она — наш идол. Когда перед нами возникает спорный вопрос, нам стоит думать не о «святом дне», «месте поклонения», «священном обряде» или чем-то подобном. Нужно, чтобы Господином той же субботы, церковного помещения, да и всей жизни стал Тот, Кто один достоин создавать правила. Служить нужно Ему.
Практика: Суббота для меня легкий день или тяжелый? Что или кто приносит в нее тяжесть? Какие субботние правила мне не нравятся? Думаю ли я о ее правилах отдельно от того, чтобы думать об Иисусе? Не стала ли она мне отдельным богом? Что я могу сделать, чтобы суббота меня не отягощала?
2. Не сохранение прежнего положения дел, а перемены. Текст Лука 13:10-16 (с. 82)
Следующий отрывок говорит о другой детали в соблюдении субботней заповеди. Если Иисус сосредоточен на том, чтобы облегчить участь частично парализованной женщины, освободить ее от недуга, сделать, чтобы ей было лучше, у верующих мы наблюдаем совершенно другое желание – отправить нуждающихся людей подальше, просто «перетерпеть» этот день (14), и оставить всех «привязанными» к тому, о чем они переживают (15). Мы видим, что высшей ценностью проведения субботы начальник синагоги и его друзья считали внешнее спокойствие и отсутствие происшествий, спокойствие от нарушающих правила. Мы бы назвали эти ценности современным термином, который так любят применять к субботнему богослужению современные адвентисты: «нам нужно сохранить благоговение». Иисус с тещей Петра, побежавшей служить; исцеленным у купальни Вифезда, потащившим свой замызганный матрас; этой женщиной, вылеченной прямо на сцене (а не где-то в уголке дьяконской или котельной, как сделали бы мы, чтобы сохранить дух благоговения) совершенно не вписывался в благоговейное соблюдение заповеди фарисеями, да и честно говоря, нами. Наше благоговение перед Богом по субботам заключается именно в тишине, не нарушении устоявшихся традиций, молчании, консервировании существующего положения и отправлении людей с вопросами и проблемами подальше с наших благоговеющих глаз, чтобы никого не смущать (14).
Что касается Иисуса и Его ценностей, Он правильным поведением перед Богом в субботу считает исцеление человека, обретение им свободы и получение изменений в его жизни. Порой это шумно (допущенные дети или калеки в очищенный храм), порой плохо пахнет (Вифезда), нарушает порядок богослужения (эта история), но все это — празднование субботы Иисусом. Мы говорим не о том, что в субботу обязательно нужно взбудоражить всех вокруг, мы говорим о том, что сохранение прежнего не радует Иисуса, Его радуют наши перемены. Это Его ценность, в честь освобождения из рабства суббота была установлена (Втор. 5:15), и именно этим и следовало бы заниматься сегодня вместо консервирования этого рабства.
Практика: Что я считаю «удачной субботой» — спокойный день или день, в который Бог поменял меня? Когда в последний раз суббота принесла мне хорошие перемены или освобождение? Как переключиться с моей ценности «покоя» на ценность обретения свободы? Могу ли я попробовать провести так эту субботу?
3. Не средство проверки других, а время подумать о себе. Текст Лк 14:1-9 (с. 83 НЗ)
В последнем отрывке описан субботний обед, в котором участвует Иисус, и на котором очень ярко показано то нехорошее дело, которым всегда искушаемы и мы. Напротив Иисуса (новый перевод) был посажен заболевший (2), им верующие проверяли, насколько Христос правоверен (1). Суббота – это идеальный метод, которым люди научились определять истинность веры другого. Если на время отложить изобретенные адвентистами проверки субботней одеждой, косметикой, сданной казначею десятиной и не покупанием свиной колбасы, то этот метод определения качества веры унаследован нами со времен Луки. Люди точно также смотрят на не появившихся на служении в рабочую субботу как на отступников, с удовольствием рассказывают друг другу, кого они видели выходящим в субботу из магазинов с пакетами, и этот вид проверки других кажется нам идеальным. Ведь тут сразу ясно, кто с Богом (мы, не работающие, кто же еще), и кто с сатаной (пошедшие в субботу дежурить, плюс миллионы «других» христиан). Вот только эта наша «безошибочная» проверка посчитала безгрешного Иисуса – страшным грешником.
Интересно, что в 7 тексте Иисус показал, чем бы следовало на самом деле заняться христианам в субботу. Он обнаружил перед всеми, что все мысли верующих в тот день на том пиру были заняты стремлением занять место получше, то есть обычной глупой гордостью. И поэтому Лука специально ставит эти события в одно повествование, чтобы показать: вместо того, чтобы проверять праведность Иисуса верующим стоило бы проверять каждому самого себя. То, что ты не работаешь в субботу – не значит, что ты святой. Тебе велели не работать в субботу именно для того, чтобы посвятить этот день остановке от суеты и попытке задуматься – а нет ли во мне чего-то, что не угодно Богу? Вместо проверки других, которая так и лезет нам на ум, следует заняться проверкой самого себя, покаянием и исправлением. Такая суббота и станет временем, проведенным с огромной пользой.
Практика: Что я думаю о людях, которые работают по субботам? Которые изредка выходят на работу дежурить или на субботники? О себе в сравнении с ними? Как избавиться от оценивания ее нарушителей? Как думать только о себе, а не о них?
Вывод.
Итак, чтобы суббота стала для нас благословенным Богом днем, нам нужно:
-перестать делать ее объектом поклонения, а служить в этот день Иисусу;
— вместо старания сохранить положение вещей стремиться к переменам к лучшему;
— прекратить оценивать по ней праведность других и задуматься о своей чистоте.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10