СШ 1/2015 Под маской
10 урок «Под маской»
Этот урок будет посвящен заявленной в заглавии теме лжи. Мы посмотрим на три отрывка книги и выясним, в чем желание солгать проявляется в нашей жизни.
Методика проведения:
Наш урок, судя по наименованию темы и вступлению, должен касаться вопроса лжи и обмана. То есть, нам стоило бы не распыляться и выбрать из изучаемой части Библии то, что касается нашей темы лжи, и как следует поработать с этим, признав, в каких сферах жизни мы лжем, и попытавшись разобраться, что с этим можно сделать.
К сожалению, в общем пособии (мы никогда не анализируем учительское пособие, тк работаем по тому, что видят обычные члены церкви) вы встретите нечто другое. Это нерешенные тайны жизни (вс), влияние глупых людей (пн), лень (вт), разочарование в друзьях (ср), и только в четверг нам посоветуют опасаться, что нас обманут или обманем мы. Когда урок составлен таким образом, учителю приходится готовить тему совсем не из Библии. Получив такой материал, он вынужден тратить время на то, чтобы догадаться, как связать 4 из 5 подтем пособия с ложью и обманом, чтобы потом подать людям в уроке. В конце концов, у некоторых учителей это более-менее получается, у некоторых нет. Можно ли это назвать изучением Библии? К сожалению, нет. Это изучение мысли автора, и попытка привести его рассуждения под общей знаменатель темы урока. Достойно ли это дело затрачиваемого на него времени, и не заменяем ли мы заявленное в церкви изучение Слова изучением слов человеческих, решать вам.
Поэтому мы и предлагаем вам другую методику, в которой мысли Библии остаются на первом месте. Из пособия берется лишь тема (в данном случае ложь). Затем мы берем тексты для изучения (кстати, в уроке нам теперь предлагают только несколько стихов, а не по три главы, как раньше), из 25-27 глав мы выбираем три самых объемных отрывка про обман, и читаем, что они говорят современному человеку, вычленяя из них полезный принцип. Так, немного сменив методику, мы ставим в центр урока мысль Библии, а не мысль автора, что, несомненно, будет полезнее и честнее перед Богом.
План урока:
Главный вопрос: Что Бог считает лживой жизнью? В каких сферах жизни нам стоило бы перестать обманывать?
Ломка льда: Когда вас в последний раз удалось обмануть? Кто это сделал? Что вы при этом чувствовали?
1. Притворство в самооценке. Текст Притчей 25:2-7 (с. 660 ВЗ)
Первый отрывок Библии поднимает интересную ситуацию, которую легче понять, обратив внимание сперва на конец отрывка. Мы видим человека, который занимает не свое место, величаясь, занимая место великих (т.6), и обманывая, представив себя тем, кем он не является. В тексте такому предлагают оценить себя пониже (7), и вообще, в обязанность правителей тут вменяется оценивать и раскрывать тайну пустоты таких людей (2) и удалять с ключевых мест человека, который, будучи несостоятельным, находится «под маской» (4-5).
Принцип, который стоит за текстами, заключается в нашем постоянном желании оценить себя лучше, чем стоило бы, и занять место повыше. Спустя тысячу лет после Соломона, в 14 главе Луки Иисус в точности повторит этот совет в гостях у фарисея, что говорит об универсальности человеческого желания выдать желаемое за действительное, и показать внешне то, чего нет у тебя внутри. К тому же болезнь фарисеев показывает, что этой проблемы не чужды и люди религиозные. Первое, где мы применяем способность лгать – это в чрезмерной оценке себя, и это притворство чаще называют лицемерием. Мотивом здесь становится недовольство положением, в котором ты находишься, и желание выйти из него не просьбой к Богу о вмешательстве, и не работой над своими качествами (в данном случае – праведности), а включением механизма лжи.
Если говорить об обычной жизненной практике, то каждый желает представить себя правым даже в тех случаях, где ты «наворотил дел», и каждый почему-то считает, что его можно было бы ставить на любое место, вплоть до президента, и выше. Но нас больше всего интересует духовная жизнь, мы говорим о христианах, и здесь главная проблема заключается в том, что в церкви люди выдают себя за безгрешных, таковыми не являясь. Мы перестаем считать себя грешниками, говорим, что последние наши ошибки (мы даже не называем их грехами) были совершены десятилетия назад, еще до крещения. И придя в современную общину, адекватный человек встречает уже не мытарей и грешников как во времена Христа, а множество людей, которые нахваливаются друг перед другом тем, какие они замечательные, как Бог благословляет их за верность, и которые благодарят Бога за то, что они не такие, как «этот случайный грешник, у которого еще сало в холодильнике лежит».
Практика: Доволен ли я своим местом в жизни? Почему? Где в жизни я «прибавляю себе вес»? Делаю ли я такое в церкви? Зачем? Как перестать лгать в оценке себя?
2. Маскировка зла. Текст Притчей 26:23-28 (с. 661 ВЗ)
Во втором отрывке показана другая жизненная сфера, где мы точно так же пытаемся обманывать и себя, и окружающих. Тут говорится о человеке, у которого в сердце появилось зло по отношение к другому (23). Причина появления зла (мерзости т.25) здесь не раскрывается, это может быть что угодно, от обиды до поиска справедливости, в этих текстах правильно показывается то, что человек делает, встретившись с зародившемся в сердце злом по отношению к другому. Он скрывает его и как серебром, маскирует это зло своим языком (23-24), стараясь, чтобы даже объект нашей ненависти ничего не заметил (25). Такое происходит сплошь и рядом, Давид представляется самым заботливым другом Урии, и Иуда целует Иисуса с рукой в кармане, полном тяжелого серебра. Принцип, что хочет показать нам автор – в лжи другим и, больше всего, самим себе, о том, что мы хотим сделать. Бог говорит, что эти замыслы будут наказаны (27), но лучше, чтобы я сам вовремя понял, что я планирую, и остановился, решив свою проблему без момента, когда моя злоба станет ясна всему «народному собранию» (26). Именно об этом Бог безуспешно пытался уговорить Каина.
Проблема этой лжи, заключающейся в непризнании плохого отношения к людям, не обходит христианское сообщество. Сам Иисус говорил, что у его учеников есть враги (которых надо любить, помните?), но у современного адвентиста врагов почему-то нет. Даже под пытками он не признается о желании другому зла, хотя показатель здесь – смакование подробностей о плохой жизни людей, ушедших из церкви (и, таким образом, предавших нас), или описание в «опытах» того, что случилось с начальниками, не разрешавшими отдыхать в субботу и тп. Если я не хочу человеку зла, почему я с таким упоением слушаю и спешу рассказать остальным, что плохого с ним случилось? Что бы мы ни говорили, злые помыслы существуют, они превращаются в реальные действия. И способствует в этом ложь о том, что я люблю всех на свете, и врагов у меня нет. Из-за этого общепринятого в нашей субкультуре непризнания греха он остается не исповеданным, разъедающим христиан изнутри. Количество обиженных, разочарованных, голосующих «против», не здоровающихся друг с другом – это показатель наличия не исповеданной «мерзости в сердце».
Практика: Честно ли я оцениваю свои отношения? Есть ли у меня люди, которых я не люблю? Ненавижу? Желаю им зла? Почему я так к ним отношусь?
3. Выбор окружения. Текст Притчей 27:2-6 (с. 661 ВЗ)
Завершающий отрывок говорит о любви человека к определенной информации. Текст Притчей (мы больше говорим о 2-м и 5-6-м) повествует о том, что совершенно нормально окружать себя совсем не теми людьми, которые делают нас лучше. Нам нравится, когда мы создаем о себе определенную картину (т.2), нахваливая за хорошее, и объясняя неправильные поступки различными удовлетворительными причинами. Те же, кем мы себя окружили (верные друзья, подчиняющаяся нам семья, некоторые христиане и боящиеся нас коллеги) осыпают нас похвалами и поцелуями (т.6), хотя их мнение может быть совершенно другим. Соломон считает, что такая ситуация приносит нам не пользу, а вред, потому что рост нам может придать не ложь, а открытость (т.5). Ложью о нас, которой мы обволакиваем свою жизнь, мы лишаем себя роста, консервируясь в своем состоянии. Преступники, деспоты, безнравственные и жестокие люди, чьи грехи видны всем, имеют близкое окружение, которое нахваливает их, создав этот безопасный кокон, который позволяет жить без изменений дальше.
Такой подход может стать настоящей проблемой для людей, которые по-настоящему любят вас. Даже спокойная жизнь человека, который вам ничего не говорит, но альтернативная вашей, может дорого стоить ему, тем более момент, когда он позволит высказаться о вас. Молчащий, но правильный Авель остается на поле, верный царю Даниил попадает на ужин львам. Иисус, пришедший спасти людей, получает от них пытки и крест. Это большая наша проблема – адекватно реагировать на тех, которые пытаются нам что-то сказать, будь то словами или делами. И религиозное сообщество в этом смысле всегда гораздо нетерпимее и агрессивнее по отношению к людям с альтернативным мнением. Мы не учимся у них, мы хотим уничтожить таких людей. Если не физически, то хотя бы исключением из нашего сообщества или игнорированием. А по Соломону, они для нас полезны.
Практика: Есть ли в моем окружении люди, которые могут сказать мне правду? Что я обычно делаю с неудобными – удаляю из окружения или просто не слушаю? Как мне научиться слушать непохожую точку зрения или мнение о себе?
Вывод:
Итак, чтобы начать жить без лжи, нам нужно:
— не приукрашать свою жизнь обычного грешника;
— решать проблемы злого отношения к другим, а не прятать их;
— разрешить людям безопасно высказывать мнение о нас.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10