СШ 1/2015 Верой, а не видением
6 урок «Верой, а не видением»
В этом уроке СШ из 14, 15 и 16 глав Книги Притчей мы читаем те отрывки, которые указывают на перспективу. Мы посмотрим на неочевидные в этот момент вещи, которые в будущем принесут человеку огромную пользу.
Методика проведения:
Хотя в этом уроке в текстах для изучения заявляется 14 и 15 главы, пожалуйста, не ошибитесь и не пропустите 16ю, потому что следующий урок ее пропустит.
Как вы, возможно, уже заметили, темы «дней» пособия слабо связаны с общей темой заглавия урока. Поэтому преподавателю будет неплохо самостоятельно доработать урок, тем более, что россыпи мудрости Соломона позволяют нам вычленить из них практически любую тему, от языки мимики (16:30) до восстановления справедливости (15:25). Нам, конечно же, нет никакого смысла пускаться в эти ответвления, учителю нужно максимально бережно обойтись со слушателями, которые пришли на ваш урок, поняв из заглавия, что он говорит о принимаемых верой вещах. В то же время те немногие из них, которые все еще «читают урочники», всю неделю пытались понять, при чем «вера, а не видение» в перечислении тех же качеств глупого (вс), мудрого (пн), или Божьего всеведения (ср) и тп.
Поэтому в нашу задачу и входит вернуть разочарованным слушателям мир в сердце и показать, что тексты Писания можно представить по-другому, не так сумбурно и разочаровывающе, так, что их будет интересно читать, и так, что они станут живыми и полезными. В этом мы видим миссию преподавателя СШ и именно для этого мы публикуем наши разборы уроков СШ.
Методика у нас прежняя: мы выбираем из обширного материала глав самые яркие (и самые большие) отрывки текста, которые раскроют тему неочевидного будущего.
План урока:
Главный вопрос: Какие вещи, которые сегодня не кажутся полезными, принесут благословения в будущем? Что мне нужно принять верой?
Ломка льда: Бывало ли, что вы «ошибались в человеке»? И он оказался хуже (или лучше), чем вы думали до этого? В ломке льда мы показываем слушателям, что они могут ошибаться в серьезных вещах.
1. Осторожность в оценке происходящего. Текст Притчей 14:12-15 (с. 650 ВЗ)
Первый отрывок Писания вводит нас в суть всей темы. Он показывает важную вещь, заставляющую нас перестать так сильно надеяться на идол «моего жизненного опыта», который нередко занимает первое место, отстраняя с него Живого Бога. Автор книги говорит о возможности неадекватной оценки человеком будущего, то есть о том, что не все может оказаться так однозначно, как мы ожидаем на основании своих представлений о жизни и том, как мы привыкли воспринимать мир (12). В пример Соломон приводит веселье и развлечение, которое человек привык считать благом для себя, и в результате которого у него прихватывает сердце (13). Можно привести тысячи примеров того, как эти самые представления о «благе» в жизни подводили Библейских героев, можно вспомнить самые яркие: истории о Моисее, закопавшем в песке обижающего соотечественников надсмотрщика, том-же Соломоне, решившем делать политику с помощью многочисленных браков, или Савле, «искренне» уничтожающем людей. Как бы искренне ты не следовал своим убеждениям, это не гарантия того, что ты на верном пути.
В нашем тексте есть и способ решить ситуацию. В конце 15го стиха говорится о благоразумном человеке, который внимателен к своим путям, в новом переводе «осмотрительный думает перед каждым своим шагом», что более ярко подчеркивает необходимость в анализе жизни, которого не хватает любому человеку. В том числе и христианину. Нам нужно сойти с гордого пьедестала с надписью: «я знаю, как жить», и попытаться спрашивать у Христа, «на верном ли я пути» сейчас. Если бы мы жили так, то Богу не пришлось бы корректировать наши пути с помощью многочисленных потрясений, болезней и кризисов. Но только, подумав, обнаружив ошибку или неправильный выбор, нам придется меняться. Иногда перспектива перемен кажется настолько страшным, что человек предпочитает неведение будущего, к каким бы страшным последствиям это ни привело. В случае же проблем он просто объясняет трудности «обстоятельствами непреодолимой силы», а не последствиями того, что он отказался думать.
Практика: Когда в последний раз я задумывался, правильно ли я живу? Корректировал свою жизнь из-за этого? Есть ли у меня клише и предпосылки мышления? Есть ли у меня привычка думать, или я предпочитаю «плыть по течению»? Почему думать тяжело? Я выберу плохие последствия или анализ жизни?
2. Довольство тем, чем ты обладаешь. Текст Притчей 15:13-17 (с. 651 ВЗ)
Второй текст Притчей говорит больше не о преимуществах веселья для здоровья, как мы привыкли читать в наших публикациях (в тексте выше мы читали про проблемы сердца). Здесь ключевой является вторая часть отрывка. В ней, похоже, веселье (или назовем его довольством), противопоставляется стремлению к чему- то лучшему, большему, к тому, чем мы пока что не обладаем. Так, салатик от любящей жены оказывается лучше бефстроганова от ненавидящей тебя женщины (17). А жизнь середнячка без больших рублевых счетов совсем не похожа на дерготню человека, у которого пропала половина его имущества при падении курса валют (16). Здесь Соломон подчеркивает, что мы не понимаем того, что на самом деле нужно ценить. Нам кажется, что «чем больше, тем лучше» — применимо ко всему. К твоему банковскому счету, дороговизне машины, имуществу вообще и даже к величине церкви и твоей известности. А на самом деле гораздо важнее для тебя не внешнее, а твое внутреннее состояние – покой, мир с Богом и любовь хотя бы одного человека. Так что в этом смысле нужно проявить веру в невидимое, а не в видимое.
Проблемой этого принципа является наша зависть, толкающая на обладание чем-то большим. В принципе, все начинается в момент, когда мы вдруг «прикрепляем» свое счастье к чему-то большему, которого нужно достичь. Соломон говорит о лучшей еде и большем, чем сейчас, сокровище, мы же воображаем, что удовлетворение придет в момент, когда я стану кем-то значимым (хоть где – в семье, в церкви, в карьере), когда я окружу себя комфортом, когда я буду жить в достатке. Что касается христианства, то зависть здесь завуалирована, но почти все живут по тем-же принципам. Никто не доволен сейчас, все ждут несбыточного времени, когда «я смогу вставать молиться в 5 утра по два часа», когда «прочитаю всю Елену Уайт три раза», стану такой, «как сестра из санатория рассказывала», «откажусь от молока и огурцов» или даже «перестану грешить». Посмотрите на неприкрытую зависть к тем проповедникам, которые заявляют о своих надуманных подвигах на духовной стезе: «тысячах крещенных», «коленках, отвердевших от молитв», опытах, которые случились с ними (но которые вы потом находите в книжках от другого имени», — и вы увидите, что церковной жизни происходит то-же самое. Мы не хотим услышать, что довольство – у Бога, и его получают сейчас.
Практика: Я связываю удовлетворение с обладанием чем-то, чего сейчас у меня нет? Мои ценности внутренние или внешние? Я доволен своей христианской жизнью? Когда я в последний раз испытывал зависть к другим христианам? Почему?
3. Внимание к духовной жизни. Текст Притчей 16:2-7 (с. 652 ВЗ).
В первом пункте мы говорили о невидимых сейчас последствиях наших жизненных привычек и необходимости постоянно задумываться о том, угоден ли я Богу. Во втором – о стремлении к чему-то большему, вместо довольства тем чем Бог дает нам обладать. Здесь же, в третьем отрывке, есть направленность на духовную жизнь в общем. На практике редко кто задумывается о ней, и подавляющее большинство окружающих нас людей даже и не допускают мысли о вечности, чистоте совести, Боге и отношениях с Ним.
Этой ловушки не избегают и христиане – мы точно так же думаем только о видимом, о том, что у нас прямо под носом, не дальше. Я переживаю о том, что не успел сегодня пообедать, но не о том, что я не успел насыщенно помолиться или что не трогал Библию с прошлой субботы (а когда Бог говорил ко мне лично через нее, я уже и не помню). Я планирую, где проведу летний отпуск с семьей, но не планирую, даже на неделю, что мне нужно сделать в духовной жизни. Я переживаю за отношения с непослушными детьми или разъярившимся начальником, а какие у меня отношения с Иисусом, я даже не задумываюсь, и тем более не думаю, как их улучшить. Я думаю о том, что видимо, а вера принадлежит к другой, невидимой сфере, поэтому любой человек упускает самое важное – практиковать ее.
В тексте автор предлагает заняться этой сферой: включить Бога в ежедневную жизнь (3), заняться избавлением от недостатков и практикой святой и честной жизни (5). Особенно интересен 6 текст, в котором такое проявление доверия Богу вознаграждается компенсацией прочих жизненных трудностей, которые сдвигаются на второй план из-за улучшения отношений с Богом.
Практика: Я больше обращаю внимание на близкие события (экзамен, аврал, отчет, и тп), или на то, что состоится через годы? На каком месте в шкале ценностей у меня стоит спасение? Как я могу поднять его на самое главное место? Как я могу визуализировать, сделать видимыми духовные вещи, чтобы я о них не забывал?
Вывод:
Итак, чтобы в будущем не пострадать от упущенных вещей, нам нужно:
— регулярно просить Бога оценить наши поступки;
— помнить, что удовлетворение приносит не внешние, а внутренние ценности;
— уделять внимание честности, чистоте и спасению.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10