СШ 4/2014 Укрощение языка
7 урок «Укрощение языка»
В этом изучении отрывка из письма Иакова мы обратим внимание на проблему нашей речи, и попытаемся решить три трудности, характерные для христианских «грехов языка».
Методика проведения:
Для того, чтобы урок прошел интересно, и, самое главное, чтобы он произвел в слушателях перемены, преподавателю нужно подготовиться. Мы ошибаемся, если думаем, что кто-то (автор пособия, духовный пастор, чудо-разбор из интернета и тп) сделают работу за нас. В большинстве случаев и «любители урочников», и более «продвинутые» преподаватели просто читают чей-то материал, не адаптировав его для своих слушателей. Наш же разбор предназначен для мыслящих людей, которые знают своих слушателей, и, готовясь, думают о них. Это всего лишь заготовка.
В пособии не хватает того, что преподаватели должны выработать лично, или на встречах учителей СШ. Здесь нет плана, который вытекает из Библии, плана, который обоснован мыслью автора изучаемого отрывка. Как только преподаватель найдет то, что хочет сказать текст, он не пожалеет о потраченном на Библию времени, потому что за ним будет стоять ее авторитет. Мы же на встречах учителей либо пытаемся понять мысль авторов пособий (что маловероятно и что не принесет вам никакого авторитета), либо превращаем встречи в чувственное мероприятие, на котором вместо толкования слова мы делимся, «эта мысль мне понравилось у автора», что является, по сути, тем же самым, что делает автор урока. Это привязывание своих эмоций, случившегося в моей жизни, и посдознательного к тексту урока. Библия же при этом находится где-то в стороне, ее мы точно не изучаем, а порой и не читаем.
Более правильный путь в нашем случае – прочитать текст Библии, и разделить его на несколько подтем, которые покажут, что автор Библии хотел нам сказать.
План урока:
Главный вопрос: Что мне нужно сделать, чтобы «укротить» свой язык?
Ломка льда: Когда в последний раз мне не понравилось с кем-нибудь разговаривать? Почему это случилось? Что ваш собеседник сделал не так?
1. Язык приносит зло, говоря неподтвержденную жизнью правду. Текст Иаков 3:1-2 (с. 170 НЗ)
В тексте Иакова, который мы вновь разбираем последовательно, не кидаясь по Библии, содержится интереснейшее утверждение апостола. Он говорит о «нарекании» со стороны людей (подразумевая, видимо, не христиан). Причем он ссылается не на проблему злых слов, ругательств и сплетен. Он говорит об учительстве, то есть, более-менее публичном провозглашении христианских истин. Что в этом может быть отрицательного, когда мы говорим хорошие, и даже нужные для спасения других вещи? Второй текст объясняет, в чем здесь проблема языка. Она в том, что мы «много согрешаем». Иными словами, наша речь приносит вред и нам, и людям, когда мы говорим хорошее, но это пустые слова, не подтвержденные делами. Такие действия не только приносят христианству дурную славу, они препятствуют спасению людей, которые могли бы оказаться в вечности, если бы мы им не успели «попроповедовать».
Что тут можно сделать? Иаков сталкивает нас к своему любимому вопросу – подтверждению веры жизнью. В каком-то смысле он солидарен с Иисусом, помните, почему Тот предлагал прежде вынуть бревно из своего глаза, а не учить других истине о соринках в их глазах? В нагорной проповеди сказано, что вынув свое, ты будешь знать, как вынуть у брата. Твоя личная практика усиливает твое учительство, и вообще придает ему смысл. Поэтому глупо будет бросить проповедовать, и еще глупее отказаться от служения в церкви. Правильный выход из этой ситуации в том, чтобы заняться подтверждением учения жизнью – хотя бы одно дело в день, или в неделю. Никто не мог сказать и слово воскресшему Лазарю и исцеленному бесноватому – их жизнь говорила громче слов. И вспомните споры учеников с фарисеями, в которых не бывает победителей. Современная христианская проповедь не успешна, и даже порой вредна, именно по этой причине. «Большое осуждение» приходит из-за того, что все мы «много грешим».
Практика: Сколько из пунктов моей веры я подтвердил жизнью? Я говорю только вещи, которые выполнил, или бывает, что я предлагаю людям делать то, чем сам и не собираюсь заниматься? Обвиняли ли меня неверующие в несоответствии моего христианства моей практике? Как это можно изменить? С чего я начну на этой неделе?
2. Язык используется нами, чтобы разделаться с противниками. Текст Иаков 3:3-8
Во втором отрывке Слова описывается другое использование речи. Теперь, в отличие от первого пункта, мы говорим далеко не хорошее. Иаков подчеркивает то, что мы обычно не осознаем, а используем как оружие подсознательно, на уровне интуиции – и это оружие всегда срабатывает на 100%. Как срабатывает речь? Предположим, мы хотим повлиять на какого-то человека, который нам не нравится. Только не нужно здесь включать христианскую лже-скромность, что таких людей у нас нет, Иисус прямо говорил, что у христиан есть враги, а Он не ошибается со знанием человеческого характера. Итак, чтобы повлиять на других, мы не бьем их, не убиваем, как это сделал Каин, мы используем слова. На примитивном уровне – в виде ругательств на кого-то, обзывательств и оскорблений. На более продвинутом – в виде с виду невинных фраз, которые выведут из себя человека, которого мы собрались поддеть, типа используемой в семьях «ты всегда такой». Ну а на самом высшем уровне мы овладеваем искусством еще большего манипулирования другими, когда ты напрямую не общаешься с человеком, но слухами и фразочками делаешь его изгоем общества или в открытую жалуешься на него авторитету (не исключая церковных авторитетов). Все это делается языком, и во всем этом есть цель: уничтожение другого человека. Частичное или полное.
Конечно, можно сказать слушателям, чтобы они так не делали, чтобы они молились, читали Библию и благовествовали, и все пройдет само. Но лучшим будет поднять проблему, из-за которой язык становится нашим оружием, а эта проблема – в том, что я мщу, а не прощаю. Она внутри меня, мне нужно победить человека, и не сделай я это языком, я буду искать другие способы враждовать с ним, или зачахну от чувства несправедливости. Поэтому самым лучшим способом борьбы с языком, когда он ругается, выдает саркастические шуточки или манипулирует будет «отпускание» моего врага без приведения в действие планов, которые я настроил о нем внутри себя. Язык всего лишь выводит наружу мое внутреннее отношение, именно его и нужно побеждать. И Евангелие советует решить это не отмщением, а прощением.
Практика: Когда я в последний раз использовал язык как оружие? На каком уровне владения этим оружием я нахожусь? Получалось ли у меня отомстить языком? Уколоть? Изменить судьбу другого человека? Могу ли я признать, что у меня есть «враги», или это выдумка/ошибка Иисуса, который плохо меня знает? Кого из врагов я могу простить на этой неделе, без пускания в ход своего языка?
3. Язык используется лишь против тех, против кого я позволяю себе. Текст 3:9-12
Текст заканчивается интересным замечанием автора о том, что мы все же умеем сдерживать себя и умеем пускать язык в ход, он живет не сам по себе, но повинуется нашей воле. Именно ее мы не хотим укротить. В примере Иаков говорит, что я почитаю и прославляю им Бога, и в здравом уме никогда не ругаюсь на Него. С людьми же совершенно другая ситуация – их я считаю ниже себя, а не выше. Их я могу полить помоями из своего «источника». Я разделяю действия моего языка по отношению к высшим: Богу, авторитетам, людям, от кого я завишу, и тп, и по отношению к низшим: упомянутым врагам, плохим членам семьи, непослушным детям, непокладистым родителям, правителям на кухне, начальникам издалека, то есть, ко всем, кто считается мной стоящим на уровень ниже.
Следовательно, и решение вопроса с «избирательностью» моего языка решается евангельским способом. Нужно почитать другого высшим себя. Тогда я никогда не отпущу в его адрес язвительности, обличения (это чисто адвентистский способ злобных ругательств), замечания, или оскорбления. Тогда я буду с совершенно другим уважением останавливать свою речь, точнее, она даже во мне не зародится. Сотник будет бить палками простолюдина, а не римского гражданина. Христианин в церкви обличит прическу или костюм незаметной сестры, а не жены президента церковной организации. Здесь мы говорим не о лицемерии, а о способе остановить свой грешащий язык навсегда, залив огонь изначально.
Практика: Сколько в моей жизни уважаемых людей? Как я о них отзываюсь на людях? Как я о них думаю? Могу ли я на этой неделе включить в число так уважаемых мною людей хотя бы одного из тех, кого я ругаю?
Вывод.
Итак, чтобы очистить нашу речь от греха, нам нужно:
— понемногу претворять веру в свою жизнь;
— простить людей, которые мне не нравятся;
— начать почитать других больше себя.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10