СШ 4/2014 Любовь и закон
5 урок «Любовь и закон»
Этот урок субботней школы поможет нам определить, что мешает нам по-настоящему соблюдать Божий Закон. В тексте письма Иакова (2:1-13) автор покажет причины, нашей нелюбви к ближнему.
Методика проведения:
Если вы уже читали текст пособия, то, возможно, вам стал заметен главный недостаток урока – отсутствие цельности. (Мы имеем в виду всегда текст пособия для нормальных людей, а не для учителей, и рекомендуем преподавателям готовиться именно по нему, потому что люди, с которыми вы будете общаться, читали именно этот текст, а не ваш.) Какой метод использует в этом уроке автор пособия? Из текста 2й главы Иакова берутся обрывочные фразы, словосочетания, и потом перечисляется все, что можно об этом найти в Библии. Например, берется фраза «весь закон», «судимые по закону», и после этого мы уходим в пространные размышления о том, что из Библии об этом помнит автор пособия. При этом мы изучаем память автора, его богословие, и его традиции и предпосылки, но никак не Библию. Изучать Библию – это понять мысль ее автора, а не мысль ее толкователя.
В этом заключается очень большая трудность всех нас: мы не понимаем, (и не хотим понять), о чем говорит Иаков. Нам важно в очередной раз доказать нашу доктрину или какую-нибудь богословскую предпосылку. Например, что закон надо соблюдать весь (включая субботу). Или, что будет (или уже идет) суд на небе. Или еще что-то. И ради этого доказательства мы отказываемся читать Слово таким, какое оно есть.
Правильно же, при чтении отрывка, не уходить в сторону никуда, не читать дополнительные 100500 текстов из Галатам и Откровения, а хотя бы для себя самого, а потом и для слушателей, показать мысль автора, приложить данный нам Богом разум для того, чтобы найти то, что связывает отрывок воедино.
План урока:
Главный вопрос: Что мешает мне любить моего ближнего? Как это исправить?
Ломка льда: Приходилось ли вам иметь дело с человеком, который вам очень не нравится? Почему это происходило? Этим вопросом мы введем слушателей в понимание того, что для отношений бывают разные мотивы.
1. Проблема выгоды. Текст Иаков 2:1-7 (с. 170 НЗ)
Первой трудностью, встречающейся в наших отношениях, и портящей их чистоту, является мотив получения пользы от человека. Текст описывает отношение новозаветных христиан к богатым и бедным, и единственное объяснение такого «повышенного интереса» к значимым людям заключается в сознательном или несознательном получении выгоды от таких отношений. Богатые прямо или косвенно выгодны: они могут принести пользу мне лично, моей церкви, повысят престиж общины, когда они в нее вступят и тп. Что же касается бедняков и нищих, они могут принести только дополнительные трудности, поэтому их место даже не рядом, а «у ног моих», или там, где нет стульев – «стань здесь» т. 3.
У современных христиан ничего не поменялось. Посмотрите, с каким упоением мы восхищаемся нашими членами – церкви, которые были заместителями министра финансов, известной певицей, или нейрохирургом, и кому нужны обычные адвентисты-пенсионеры, в честь которых мы никогда не сделаем «вечер памяти». Посмотрите на отношение к духовным лидерам – «руководителям церкви», ради которых выгонят с первых рядов даже детей и гостей, с которыми будут фотографироваться как ни с каким из нормальных средних христиан. Со времени Иакова мало что изменилось, нам всем важны только люди, от которых есть выгода, которые приносят мне материальные или иные блага, или даже просто повышают мою значимость. Христианство тут у нас ничего не поменяло.
Как бороться с таким мотивом, когда мы увидим его влияния на нас? Иаков только рисует картину, показывая, впрочем, что проблема – в наших ценностях. В реальности бедняки и незамеченные никем в церкви люди живут вечно и наследуют царство (т. 5), а знаменитые выгодны только здесь, да и то, не всегда (т.6-7). То есть, мы вновь путаемся в том, что на самом деле важно, забывая о Божьем взгляде на вещи. Соответственно, изменить ситуацию можно только переменами в наших взглядах, когда мы действительно будем оценивать жизнь не по земным меркам, а по Божьим.
Практика: Кто из окружающих приносит мне пользу, а кто нет? Как это влияет на мое к ним отношение? Описанное Иаковым происходит у меня сознательно или больше несознательно, под влиянием того, как ведут себя окружающие? Стоят ли у меня на особом счету «руководители церкви», знаменитости, ставшие христианами, бизнесмены? Как мне начать любить людей, которые остаются «середнячками»?
2. Проблема лицемерия (лицеприятия). Текст Иаков 2:8-11
Хотя в этом отрывке больше рассказывается об отношении христиан к закону, (в частности, о том, что неправильные отношения – это тоже грех, такой же, как прелюбодеяние или убийство, что мы зачастую вообще не считаем грехом), мы возьмем из отрывка интересующую нас грань взаимоотношений. Второе, что поднимает Иаков (в данном случае без приведения примера), — это лицеприятие. Мы считаем эти два термина – лицемерие и лицеприятие родственными. И мы сознательно не поднимали этот вопрос в первом отрывке (преподавателям тоже не стоит поднимать термин «лицемерие и лицеприятие» до этого отрывка), чтобы подчеркнуть мотив, причину этого явления. В этом же пункте мы можем обсудить интересное явление, когда я думаю о человеке одно, а говорю совершенно другое. В Писании это входит в проблему лжи, и, соответственно, подпадает под нарушение заповеди «не лжесвидетельствуй» из Божьего закона. В приведенной в начале отрывка истории с посетившим церковь богачом лицемерие христиан происходит в том, что они то на самом деле к нему не относятся так хорошо, как показывают на словах. Их заставляет сказать (и сделать) это общественное мнение.
Вопрос честности – один из самых сложных в нашей христианской жизни, и вопрос уместности притворства один из самых обсуждаемых. Некоторые искренне считают, что поначалу притворяясь, мы позже приобретаем те чувства, которые сначала изображали. Нам же кажется, что при притворстве мы больше становимся чувствительными к тому, что ожидает от нас сообщество. Главное же в том, что я как не любил этого богача, так и не буду, но на моем лице, в моих словах и пододвинутом ему стуле притворство заметить будет все сложнее. Лучше начинать с главного, с перемены мотива – то есть, с самого начала – с просьбы к Богу о любви. Если это случится, то Бог даст любовь не только к богачу, но и тем, кто сидит рядом с ним, и к тому, чтобы посадить и бедняка на свой стул, а самому сесть у его ног.
Практика: Когда я в последний раз притворялся в отношениях? Правильно ли перестать притворяться и быть одинаково злым ко всем, кого я не люблю? Могу ли я на этой неделе просить Бога о главном мотиве отношений?
3. Проблема жестокости. Текст Иаков 2:12-13
Последней трудностью, которую касается Иаков, является наша излишняя жестокость по отношению к некоторым людям. Автор основывается на той-же истории с богатыми и бедными, мы же можем вспомнить множество других примеров, когда налицо проявляется различие в подходе к разным людям. Одним мы позволяем совершать какие-то поступки, другим же нет. Есть любимчики, и есть остальной класс. Друга я попытаюсь мягко уговорить, а постороннему же человеку скажу «будешь так шуметь – больше в церковь не ходи». Самые же серьезные скидки мы делаем себе. Так, собственные грехи мы оправдываем и не замечаем, но пусть кто-нибудь, поставленный нами на замечание, попробует повторить свой проступок. Член семьи, на котором мы поставили крест и признали бестолковым, будет под нашим строжайшим рассмотрением всех его действий, в отличие от «нейтральных» людей. Обратите внимание, как замечательный мудрый Соломон следит, чтобы отомстить Семею, и добивается его смерти за все-таки высмотренный им простой выход из города (3 Цар 36-46). Лицеприятие проявляется в жестокости, в несправедливости правил, которые для одних проще, а для других людей намеренно усложняются.
Текст Библии предлагает внести в наши отношения недостающую в них милость, то есть, привнести «скидку» другим людям, не меньшую, чем мы делаем себе. В противном случае Бог предлагает отменить нашу скидку (прощение) на последнем суде. Поэтому стоит учиться тому, что делал Иисус, говоря «не ведают они, что творят», то есть, применяя презумпцию невиновности даже, казалось бы, к 100% плохим по отношению к тебе людям. То же в Новом Завете делает Павел, считая, что все Иудеи отвергли Иисуса по ошибке, и они еще одумаются. Это вера в людей, и к ней нам нужно стремиться.
Практика: Бывает ли, что я прощаю себе поступок, но замечаю и осуждаю его же в других? Есть ли в моей жизни «любимчики» и те, кого я не жалею в требовании справедливости? Как я мог бы стать мягче по отношению ко всем? Как мне сделать всех окружающих своими «любимчиками»?
Вывод. Итак, чтобы больше любить ближнего, мы можем:
— посмотреть на него не с точки зрения выгоды, а с точки зрения вечности;
— просить Бога о замене притворства любовью;
— делая ему такую же скидку милости, как делаем себе.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10