СШ 4/2014 Слушатели и исполнители
4 урок «Слушатели и исполнители»
В 4 уроке мы завершим чтение первой главы Письма Иакова. Читая текст, мы коснемся главной темы отрывка – исполнения того, о чем нам говорит Божий голос.
Методика проведения:
Это пособие имеет свои отличительные черты, например, автор даже не упоминает, каковы границы предложенного нами отрывка из Иакова. Поэтому первый шаг преподавателя в этом квартале – выделить интересующий нас отрывок из Послания. К счастью, следующий урок более конкретно предлагает начало 2й главы, поэтому мы будем читать не 2 текста, предложенные в «текстах для исследования», а весь отрывок с 22 по 27.
Следующий шаг преподавателя, после определения границ отрывка – согласование содержания текста с названием урока из пособия. К счастью, мы можем взять эту тему, она хорошо открывается из слов Иакова, поэтому нам повезло. Такое бывает не всегда, и если тема урока и главный отрывок не совпадают, лучше смело брать то, что предлагает Библия.
После определения отрывка и согласования темы преподавателю остается вычленить (лучше выписать) все, что текст говорит, в нашем случае, о практическом христианстве, а затем попытаться создать динамичную структуру. Из множества мыслей идеально выбрать три главные, которые находятся в логической последовательности друг с другом. Эта логика должна быть любой: причинно-следственной, описывающей качества предмета, отвечающей на общий вопрос, лишь бы логика была. Иначе мы теряем большую часть слушателей, которые еще ожидают от изучения Библии здравомыслия. В сегодняшнем уроке мы пошли по пути постановки проблемы, ее решения, и практического применения, то есть, вопросов: В чем трудность? Как от нее избавиться? и Что я могу сделать сейчас?
План урока:
Главный вопрос: Как мне стать исполнителем Божьей воли? Что я могу сделать, чтобы стать христианином-практиком?
Ломка льда: Пригодилось ли в вашей жизни то, что вы учили в школе? В учебном заведении? Есть ли разница между теорией и реальностью?
1. Проблема христиан – в теоретизировании. Текст Иаков 1:22-24 (с. 169 НЗ)
В тексте отрывка автор описывает главную трудность христианина. Заключается она в том, что человек останавливается только на теории, и совершенно не касается воплощения открытого ему в жизнь. Иаков говорит, что человек довольно искренне «рассматривает себя» через Писание, проповедь и открытую ему волю Божью, но дальше рассмотрения не двигается. Если такое Иаков говорит о христианах первого века, то что можно думать о нас, которые всю веру воспринимают только как некое внутреннее согласие с адвентистскими отличительными доктринами. Автор письма называет такую религию самообманом, то есть, человек достаточно честно думает, что он выполняет Божью волю, на самом же деле то, чего ждет Бог, так и остается не сделанным. Мужа никто не простил, соседей в гости никто не пригласил, ругаться на домашних меньше никто не стал. Но из-за того, что во время откровения меня посетило чувство пробужденной совести, осознание того, что я тут не прав, я до сих пор думаю, что я выполнил, что хотел Бог. Это чувство можно назвать «эффектом театра», то есть, когда Слово Божье вызывает во мне чувства во время его проникновения в мое сердце, я уже доволен. Выйдя из зала, я и не вспоминаю о произошедшем.
Будет логичным спросить, почему мы не доводим открытое нам Богом до воплощения в жизнь. Тут есть несколько причин, первая (религиозная) – в фарисействе. Иногда мы и не берем в расчет себя, мы слушаем/читаем/принимаем Слово только для того, чтобы применить Его к другим. Посмотрите, сколько в наших общинах мы говорим о католиках и православном окружении, и вы это заметите. Не меньше мы занимаемся обличениями братьев, сестер и знакомых. Вторая причина (нерелигиозная) – обычная суета. Я искренне хочу стать лучше в момент чтения Слова, но уже по пути в раздевалку, в автобусе или за обедом ко мне приходит забвение. Мы, в какой-то мере, живем в двух мирах: в мире христианства у меня одна личность, память и желания, а в реальном мире я думаю, помню и занимаюсь совершенно другим. Как это преодолеть – во втором подпункте плана.
Практика: Что последнее из открытого мне Богом я исполнил? Это был отказ от свинины перед крещением, или что-то более близкое? Когда в последний раз я чувствовал Божий призыв? Что после него я сделал? Бывает ли, что я слушаю Бога, чтобы применить не к себе? Бывает ли, что я напрочь забываю все, что обещал сделать? Как я могу на этой неделе хотя бы запомнить, что просит Бога?
2. Нужно серьезнее погрузиться в область, где влияет Бог. Текст Иаков 1:25
25 текст главы предлагает христианам кое-что изменить, чтобы отойти от пустого благочестия, от христианства только на словах. Здесь Иаков предлагает решить проблему тем, чтобы остановить уход от зеркала (т.23). Видимо, главной нашей трудностью автор считает то, что у нас есть возможность уйти от лица Божьего, и в этот момент мы полностью погружаемся в другой мир. Так, действительно, делали герои Библии, начиная со знаменитого Каина, который первым выразил словами это желание уйти от лица Господня. Сознательно мы этого, как христиане, конечно же, не хотим. Но так получается. Те, для кого Бог находится только в церкви, уходят от него, выйдя за пределы здания. Те, для кого Бог приходит с 10 до 13 в субботу, уходят от Него уже в 13-05. Это только примеры, у каждого из нас есть какие-то признаки места, времени или условий, в которых Бог к нам обращается, и, соответственно, в остальное время мы не под Его влиянием. И подсознательно никто из нас не хочет быть под постоянным контролем, жить «за стеклом», поэтому мы и уходим куда-то от лица Божьего. И забываем даже свои хорошие намерения.
Мы говорим об этом потому, что Иаков предлагает сделать противоположный шаг – не уходить из-под влияния Божьего. Сознательно вникать в закон и пребывать (то есть, не покидать, оставаться) в нем. Не отходить от зеркала. Иными словами, взять направленность на большее нахождение с Ним. Тут все зависит от нашего личного опыта общения с Богом. Для людей, у которых Бог находится в церкви, нужно заполнить жизнь богослужениями – большим их посещением, встречами среди недели, домашними церквями и тп. Для людей, которые слышат Бога через Его Слово, нужно заполнить разум Библией – через чтение, наушники, видео и тп. Для другого человека, который воспринимает Бога еще через что-то, нужно увеличить интенсивность нахождения под Божьим влиянием именно там. То есть, Иаков хочет, чтобы мы остались во свете, и в нашей жизни не случалось этого момента «ухода от зеркала», где мы все забываем. Конечно же, это лишь первый шаг, он происходит на уровне сознания, и он не дает забыть о том, чего от тебя хочет Господь. О том, как довести дело до конца, мы поговорим в третьем подпункте.
Практика: Хочу ли я постоянно быть под Божьим влиянием или мне нужен отдых от Него? Где я чаще всего чувствую Его присутствие? Где не чувствую? Как мне сделать, чтобы на предстоящей неделе я попробовал хотя бы день не уйти от Его влияния?
3. Где Бог ждет от христианина практических шагов. Текст Иаков 1:26-27
Третья часть отрывка самая простая в том смысле, что Иаков всего тремя мазками обрисовывает самые важные, на его взгляд, сферы жизни, где христианам нужна практика, где они далеки от реальной жизни. Хотя с тех пор прошли 20 веков, ничего не поменялось, и мы смело можем вместе со слушателями практиковаться в этих трех направлениях.
Язык (26), а точнее, обуздывание языка. Понятно, почему Иаков включил язык именно сюда – им мы создаем благообразную картинку своего благочестия. Хвалим себя, приводим статистику, черним других, чтобы на их фоне выглядеть получше. Это главный инструмент христианина – теоретика.
Помощь нуждающимся (27а) упоминается здесь как нечто положительное, то, что нужно сделать. Ведь все остальное (да и большинство заповедей) можно исполнить, просто не делая ничего. Не прелюбодействуя, не воруя и тп. И в большинстве своем палец о палец за жизнь не ударивший христианин считает себя замечательным последователем Христа. Несмотря на то, что жизнь Иисуса была наполнена совсем другим, человек даже не задумывается, что у него должны быть хоть какие-то добродетели.
Нравственная чистота (27б), или отсутствие осквернения от мира. Если вы успеете дойти до этого подпункта плана, то здесь можно коснуться вопроса именно «погружения в мир» как противоположность «пребывания в законе». Не касайтесь любимой адвентистами критики курения и выпивки, она уже набила оскомину, и это и есть, как раз, теоретизирование. Попробуйте лучше обсудить, почему жизнь в миру полностью сглаживает все, о чем я думаю в церкви или у Божьего Слова.
Практика: Какая из трех перечисленных сфер у меня страдает больше? Где мне легче что-нибудь сделать? Почему? Что я на этой неделе сделаю, чтобы усмирить язык? Увидеть нуждающегося? Заменить мирские интересы небесными?
Вывод.
Итак, чтобы стать христианином — практиком, нужно:
— увидеть, по какой причине я забываю о своих хороших намерениях;
— максимально погрузиться в ту область, где на меня влияет Бог;
— следить за своим языком, добродетелями и интересами.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10