СШ 3/2014 Наш любящий Отец
1 урок «Наш любящий Небесный Отец»
В этом уроке мы поговорим о главной Личности во Вселенной, которая называет Себя нашим Отцом. Мы посмотрим на то, почему из сотен других имен Он представляет Себя нам именно «Отцом». Что Он хочет этим сказать?
Методика проведения:
Это первый урок пособия, поэтому было бы неплохо посмотреть на особенности тематики всего квартала.
Сразу же бросилось в глаза, что вместо заявленного и ожидаемого «Учения Иисуса» читатели встретят названия 13-ти адвентистских доктрин. Такое отношение к обещанному на обложке несколько обескураживает, и вдумчивый читатель вряд ли проникнется доверием к тому, что мы собираемся ему преподнести уже на этом уровне, уровне заглавия и содержания. Что здесь можно было бы сделать? Называть уроки именно теми словами, которые говорил Иисус, а не терминами нашего богословия.
Следующее разочарование ждет уже при чтении первого урока. Название пособия «Учение Иисуса» подразумевает в качестве изучаемого материала слова Христа, то есть Евангелие. Предисловие тоже обещает «евангельские записи» в качестве предмета изучения. Встретив в первом же уроке ссылки на Иеремию, псалмы и тп. мы видим то же самое расхождение с обещанным нами. Что подумает наш читатель (или слушатель)? Что нашим словам не стоит верить. Мы обещаем одно, а делаем другое.
Поэтому нам при проведении уроков по этому пособию будет нужно придерживаться, по крайней мере, заявленного правила: учить тому, что говорил в Евангелии Иисус, не увлекаясь нашими предпосылками. И пытаться представить именно честный, а не традиционный, взгляд Христа на Отца, субботу, церковь и т.п.
Желаем Вам благословения в преподавании уроков в этом квартале.
План урока:
Главный вопрос: Почему Бог в отношениях с нами называет Себя Отцом? Что Он хочет этим показать?
Ломка льда: Здесь можно спросить о том, какими были отношения Ваших слушателей с Отцом? Любили они больше мать или отца? Почему? Если отца у них не было, мечтали ли они о нем?
1. Отец, жертвующий Сыном. Текст Иоанн 3:16-17 (с. 103 НЗ)
Отрывок, который мы читаем, очень заезжен в адвентистской среде, и практически уже не вызывает ни должных чувств, ни мыслей. Тем не менее, он говорит о первой причине, почему Бог называет себя Отцом. Сразу отвлечемся – Он мог назвать Себя как угодно. В других местах Библии Бог так и делает, говоря, что Он – Вождь, Творец, Ангел, Горшечник и т.п. Он — невидимый Дух, и представить Себя мог в любой метафоре. Нам не нужно представлять Его по нашему образу, как будто Он и есть только Отец, и никто другой. Он не человек. Это всего лишь объяснение для нас, чтобы мы могли лучше кое-что понять. И главное, о чем говорят наши тексты – это что ради нас Он делает нечто, сравнимое с событием, когда человек отдает своего единственного сына в жертву. Тут можно вспомнить примеры жертвующих детьми Авраама, Иеффая и Лота. И оценить на их месте себя. Готовы ли мы хоть ради кого-то на такую любовь?
Применяя текст к современной жизни христиан, можно обнаружить, что в большинстве случаев отношение к нам Отца остается непонятым или приниженным. Он для большинства из нас – далекий Бог Ветхого Завета, требующий кровь жертв и зовущий мстить око за око. В Новом Завете Он некто непонятный и властный, которому безоговорочно подчиняется Иисус. В богословии многих Он – именно Тот, справедливости Которого приносилась жертва Христа. Поэтому стоит (может быть, впервые) оценить Его любовь к нам по достоинству. Одно дело – когда ты жертвуешь собой. Другое – когда Ты отдаешь ради ненавидящих и не понимающих Тебя своего Любимого. Именно это Отец и хочет показать, рисуя Свои отношения внутри Божества в виде семьи. Он хочет, чтобы мы сравнили себя с Ним, и были благодарны
Практика: Разделяю ли я для себя личности Отца и Сына? У меня с ними одинаковые отношения или разные? К кому я отношусь лучше? Как я могу отблагодарить Отца? Похож ли я на Него в том, что говорит Иоанна 3:16? Что самое большое я мог бы пожертвовать для другого человека?
2. Добрый родственник. Текст Матфей 7:9-11 (с. 7 НЗ)
Нужно отметить, что для подавляющего большинства из нас существует «правило родственной связи». Это означает, что то, что я никогда не сделаю для человека со стороны, я обязательно сделаю для родственника. Я не дам 1000 долларов в долг человеку с улицы, коллеге, но дам сестре. Я не выйду за дверь квартиры ради чужого, но поеду во Владивосток к тетушке. В этом правиле нашей жизни заложен какой-то особенный принцип доброты. И в евангельском тексте мы видим, почему Бог называет себя Отцом. Он хочет показать, что Он – наш родственник. И даже, можно сказать, идеальный родственник. Ведь часто случается, что члены семьи не общаются, злятся, мстят, ревнуют друг ко другу. В этом тексте подразумевается, что Он добрее всех наших самых добрых близких.
Этот отрывок применим к нашим сомнениям в Божьей доброте. Его заверения в том, что Он делает для нас самое лучшее, нам кажутся бессмыслицей. Нас окружают проблемы, нам не хватает денег, у нас ужасные отношения с кучей людей, мы страдаем от болезней – и Бог хочет сказать, что Он, контролирующий все это, бесконечно добр к нам? Каждый из нас мог бы научить Его, как быть по настоящему добрым. На примере собственной жизни. Мы, в принципе, и занимаемся этим в наших молитвах, когда учим Его, как ему лучше поступить, если Он хочет позаботиться о нас. И когда Он не откликается, мы сами устраиваем свою жизнь, не веря в Его доброту и водительство.
Практика: Отношусь ли я к родственникам по-особенному? В чем? На кого я мог бы распространить свою доброту, относясь к нему, «как к родственнику»? Согласен ли я с тем, что Бог делает самое лучшее сейчас в моей жизни? Когда я в последний раз был недоволен своей жизнью? Чем именно? Почему Бог не убрал то, чем я недоволен?
3. Объединяющий нас друг с другом. Текст Лука 15: 11-32 (с. 85 НЗ)
Самое сложное в этом отрывке – его длина. Поэтому можно попросить слушателей пересказать историю, а читать только тексты 21-32. В общем то, эта притча – антипример того, что хочет сделать Бог, называя Себя нашим Отцом. Как говорилось в прошлом пункте, Он становится нашим родственником. Но это дело влияет и на наши отношения друг с другом. Он делает нас родственниками друг другу. Как минимум, родственниками становятся верующие, признающие существование общего Отца. Не секрет, что наше называние друг друга в церкви «братьями и сестрами» — всего лишь традиция. Мы не относимся к ним как к родным, и не собираемся это делать. Как максимум, Бог делает нас близкими и родными с абсолютно чужими людьми, потому что и они – дети Небесного Отца. То, что они об этом не знают, или отвергают, не освобождает нас, мы то об этом знаем! Поэтому, называя Бога Отцом, мы подразумеваем очень далеко идущие последствия.
В притче мы видим Отца с уникальными детьми – они называются братьями и детьми, но никаких отношений, никакой любви ни друг ко другу, ни к отцу у них нет и в помине. От отца им нужны деньги и работа, справедливый раздел его имущества, друг друга братья ненавидят (по крайней мере, старший). Да и то, что младший уехал подальше, тоже о кое-чем говорит. Общения, отношений, любви тут нет. Поэтому отец готов тратить и тратить в надежде на то, лишь бы хоть в младшем прощенном сыне пробудилась любовь. Попробуйте посмотреть в свете этой притчи на Вашу церковь. Есть ли там отношения? Или она полна поиска справедливости, правильного раздела благ, видимого внешнего послушания с одновременным внутренним бунтом? Притча говорит, что такое бывает.
Практика: Воспринимаю ли я людей из церкви как родных мне? Допускал ли я мысль о том, что чужие люди – мои близкие? (В Библии это слово заменено на «ближний»). Что я могу сделать на этой неделе, чтобы расширить круг своих близких на одного человека (в церкви или вне церкви – неважно)? Что я могу сделать, чтобы в моей церкви были хорошие отношения?
Вывод:
Итак, Бог представляет нам Себя как Отца для того, чтобы мы:
— заметили величину Его любви;
— поверили в Его доброту даже в нелегких обстоятельствах;
— поняли, что окружающие нас люди ближе к нам, чем мы думаем.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10