СШ 1/2014 Наставляя детей
4 урок пособия «Наставляя детей»
Этот урок посвящен служению детям, и он касается намного большего, чем методов их воспитания, или наставления.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ:
О плюсах и минусах урока:
К положительной стороне материала можно отнести опыт наших слушателей. Все они сталкивались с этой категорией людей (в отличие от религиозных лидеров или богачей, которые встретятся нам позже) и имеют свое разочарование или успех в их воспитании. Кроме этого, это первый урок пособия, где четко показана его цель. Это значит, что слушатели уже дома поймут, что от них хотят, и Вам не будет нужно объяснять это на уроке.
К тому, что помешает Вам проводить урок, относится опять же, аудитория. В средней общине большинство слушателей либо вырастили своих детей, либо видят внуков раз в год, и не собираются никого больше наставлять, воспитывать или участвовать в детских классах церкви. Поэтому они отключат свое внимание, еще когда учитель только произнесет название урока. Как всегда, у нас есть некоторая путаница в подтемах материала, мы бросаемся от одной темы в другую, пытаясь рассказать все, что мы нашли в Библии о детях. Это обычная ошибка любого учителя/проповедника, которая не дает ему достичь цели. Нужно раз и навсегда понять: если ты хочешь добиться чего-то от слушателей, выбрось весь лишний, отвлекающий материал. Оставь только то, что помогает тебе рассказать о главном, остальной, даже очень, казалось бы, ценный материал, только отвлечет внимание людей от главного. Он враг, а не помощник учителя. К материалам урока есть и некоторые другие претензии, в них много говорится, что дети обращаются к Богу, но не говорится, что большинство уходят из нее, достигая юношества. Кстати, молодежь в этом пособии СШ вообще не упоминается. Это, по крайней мере, странно.
ПЛАН УРОКА:
Главный вопрос: Как Вы можете послужить детям? Что может сделать наша церковь и мы сами?
Ломка льда: Для того, чтобы расположить слушателей, и ввести их в обсуждаемую тему, можно спросить, что они помнят о своем детстве? Оно было счастливым или не очень? Что в детстве они думали о Боге? В принципе, эти вопросы помогут достичь наших целей, плюс могут положительно повлиять на эмоции Ваших слушателей, ведь детство у слушателей в подавляющем большинстве случаев связано с приятными воспоминаниями.
В плане мы отвечаем на вопрос, как служить детям:
1 Уважение. Учиться у детей. Текст 18:1-8 (с. 21 НЗ)
В обычной практике никто из взрослых даже не думает о том, что ребенок представляет собой ценность как личность. Чаще всего ребенок важен взрослым как их собственность, их имущество, и, в конце концов, воплощение того, чего они не достигли сами. Про уважение к ребенку (под ребенком мы будем подразумевать и подростков, и даже молодежь, потому что про них отдельного урока не будет) как к отдельной личности речь никогда не шла ни в древности в Божьем народе (посмотрите, как там относятся к отрокам), ни сейчас. Увидеть в ребенке личность, отдельное ценное самостоятельное существо мог только Иисус.
В отрывке Евангелия Иисус пытается научить нас по-другому относиться к детям. Он предлагает не «наставлять» их (как предлагается нам), а сперва увидеть, чему мы можем у них поучиться. Данные тексты: А) учат, что за личностью маленького человека стоит Иисус (т.5). И Он придает ребенку/молодому человеку ценности. Б) Говорят, что ценность жизни и спасения ребенка не меньше нашей ценности (т. 6). В) Предлагают взять пример с ребенка в смирении и принятии Божьего дара – Его Царства (т. 3-4). Именно о последнем пункте легче всего будет поговорить со слушателями на уроки, как они это воспринимают.
Практика: Как я воспринимаю детей и молодежь, с которыми я сталкиваюсь? Есть ли в них хоть какая-то ценность? Молодежь в мое время была лучше, а та – бестолковая? Как мне начать воспринимать людей лучше, чем я делаю сейчас? Чему лично я могу научиться у детей? Есть ли хоть что-то, в чем я «умаляюсь, как дитя»? Готов ли я стать таким же незаметным?
2 Отношение. Отказ раздражать. Текст Ефесянам 6:4 (с. 238 НЗ)
Нужно сказать, что этот текст Новозаветнего Послания может показаться странным. Мы (взрослые) всегда сосредотачиваемся на первых трех текстах этой главы, том, что должен сделать ребенок/молодой человек. И когда мы «наставляем» его, нам совершенно все равно, как он реагирует. Если он раздражается или расстраивается – это его дело, а наша обязанность сказать ему правду, научить жизни. Текст предлагает поступать с детьми по-христиански, по учению и наставлению Господа. Насколько можно понять, это христианство в воспитании мы готовы отложить, используя страх, вину, и насилие. Мы показываем своими поступками, что в этой сфере христианство «не работает». Кстати, здесь можно обсудить вопрос телесного наказания детей/молодежи, а также нашего гнева и криков.
Если искать, что больше всего раздражает подрастающее поколение, впрочем, как и выросших детей наших слушателей, главной причиной становится наш настрой. Он выражен в понятии: ты ничего не понимаешь в жизни, подчиняйся мне. Это главная трудность конфликта отцов и детей, сегодня мы не берем вину детей в конфликте, сегодня нам нужно разобраться с нашей проблемой. Похоже, в общении с теми, кто имеет меньший опыт, чем у тебя, нужно запастись недюжинным терпением. Примерно таким-же, каким обладает Бог, не раздражающийся от нашего пути вопреки Его советам.
Практика: Что я делаю, когда моих советов в важном деле не слушают? Как я наказываю/наказывал бы детей за их непослушание? Как меня наказывает Бог за мое непослушание? Терпеливый ли я человек? Что мне можно сделать, чтобы увеличить «размер» своего терпения по отношению к другим – чтобы я не переходил на крик и не рвал с ними все связи после их непослушания?
3 Служение. Способствовать встрече с Иисусом. Текст: Марк 10:13-16 (с. 50 НЗ)
Этот отрывок несколько похож на наш первый пункт, но в нем есть кардинальные отличия. В этих текстах Иисус встречается с отказом христиан приводить детей к Нему. Причин может быть несколько: дети могут мешать, они не понимают суть проповеди, не способны на самостоятельные решения, они забирают внимание, которое Иисус мог бы уделить мне, на себя. Как бы то ни было, Иисус: А) Запрещает препятствовать их стремлению Б) Заверяет, что они принадлежат Божьему Царству больше чем взрослые В) Обнимает их, то есть публично выражает Свое теплое личное отношение к ним Г) Благословляет их, то есть передает им Божье одобрение на их пути.
Если говорить о практике служения детям, то в церквях дети практически не воспринимаются людьми как нормальные члены церкви. С ними не здороваются, их не замечают, средний ребенок/представитель молодежи получает в общине только замечания, недовольный шепот и строгое приказы замолчать. Его начнут замечать, и может быть, относиться по-человечески только после того, как он вырастет и примет крещение. Эту группу людей (детей и молодежь) в церквях замечают только детские/молодежные служители. Уже по этому можно понять, что изменить, чтобы хотя бы «не препятствовать» детям приходить к Иисусу. Выразить же свое личное теплое отношение к ним или помочь в пути к Богу будет просто замечательно.
Именно здесь можно поговорить и о других «детях» — выросших детях слушателей, которые к Богу не пришли. Можно обсудить самый лучший способ проповеди, или «служения» им, или, по крайней мере, помолиться за таких детей/молодежь.
Практика: Знаю ли я имена детей и молодежи, которые приходят в мою церковь? Разговаривал ли я с ними когда-нибудь? Как я могу обрадовать какого-нибудь ребёнка\молодого человека в эту субботу? Чем я могу помочь людям, чьи дети не хотят становиться христианами? Могу ли я подружиться с ним или молиться за него на этой неделе?
Вывод. Итак, Христианин может послужить детям и молодежи в:
— понимании того, что они – личности, которых ценит Бог,
— перемене отношения к ним, которое станет более терпеливым,
— заботе о том, чтобы им было комфортно в церкви.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10