8 урок: ИДОЛ ЗАВИСТИ (Исполнение…)
8 урок: ИДОЛ ЗАВИСТИ (Исполнение…)
В 12й главе Евангелия от Иоанна мы увидим трёх верующих героев, чьей жизнью управлял совсем не Бог, а огромное чувство зависти.
Проблемы проведения урока:
Когда в Евангелии упоминаются отсылки на Ветхий Завет, мы должны понимать, что это делалось для тех, кто этот Ветхий Завет читал и знал гораздо лучше, чем мы. Когда в Ветхом Завете Бог приказывает построить святилище, Он делает то, что было понятно Его слушателям, все они были знакомы с сотнями святилищ разных богов, рядом с которыми они жили в языческом мире — хоть в Египте, хоть в Палестине. То есть, это делалось для объяснения сложных вещей знакомыми для слушателей словами и понятиями. В принципе, это один из основных принципов обучения. Но вот перед нами сегодняшний урок, в котором нам, живущим через 2000 лет, пытаются доказать, что Иисус — Мессия, на основе исполнения предсказаний Библии. А что, кто-то из нас знал эти предсказания с детства или они были в его культуре и жизни? Да нет, получается глупая ситуация. Мы объясняем сперва сделанное Иисусом, потом ссылаемся на книгу, которую до этого никто и нас не читал — и в результате ждем «вау» результат. Не получится, не надейтесь. То же самое со святилищем — основой половины наших доктрин. Мы не жили во время святилищ и капищ, не ходили в них, для нас это какой-то тёмный лес. И после объяснения «служения Иисуса до и после 1844 года» устройством из шкур и алгоритмом использования коровьих кишок легче людям не становится. Это фиаско.
Если вы хотите доказать, что Иисус — Мессия, во первых, задайтесь вопросом — кому из ваших учеников это нужно. Если вы включите оставшиеся после промывания в АСД мозги, то окажется, что никому. Если вы захотите привести примеры исполнения пророчеств — дайте людям книжку Макдауэла «Неоспоримые свидетельства» или других апологетов, при всех недостатках и бесполезности, они будут лучше ваших недоделанных уроков. И в целом, обучать надо, объясняя сложное до легкого уровня, простым языком слушателей. Урочник же делает противоположное, используя более сложное, и ничего не добивается. Мы не рекомендуем вам пользоваться этими неумелыми попытками, выкиньте урочники.
Главный вопрос: Почему герои трёх историй из 12й главы поступали не как верующие? Что может помочь нам самим угасить нашу зависть?
Ломка льда: Как вы считаете, может ли церковь принять пожертвования от какого-нибудь преступника или же только от хороших людей?
- КОНТРОЛЬТекст ИОАНН 12:1-8.
Главный герой истории с помазанием в разных Евангелиях совершенно разный: это и сама женщина, и Симон, и другие. В подаче Иоанна главное действующее лицо — отреагировавший на трату драгоценной жидкости Иуда, он нам и будет интересен своими побуждениями. Кстати, другие описания этой истории демонстрируют, что абсолютно все наблюдатели, а не только наш герой, были недовольны произошедшим — может быть, это поможет нам поставить и себя на место этих людей. Так вот, перед нами верующий человек, который не тратит свои денежки, его пожертвование Марии Иисусу вообще не касается, потому что не он достал из кошелька заработанные непосильным трудом шекели или драгоценности, на них купленные. Иуда переживает за то, что кто-то пользуется своими деньгами, и пользуется неправильно — он хотел бы контролировать этот процесс и сделать что-то, что именно он считает правильным.
Вы можете заметить похожее чувство и в себе, если проанализируете, как вам бывает не по себе из-за странной благотворительности других людей. Как вас злит, что кто-то оставил своё состояние кошке или собаке или приюту вместо раздачи бедным (куда, подсознательно, вы включаете и себя, раз ваше состояние поменьше, чем у этого эксцентричного богача). Дело тут не только в деньгах, оно гораздо серьезнее — весь мир только и говорит о том, как неправильно ведут себя другие люди, попавшие под наше внимание. Пасторы в США просто места себе не находят, как это Трамп обещал быть верным во время свадьбы каждой из своих жен? Нам ещё с 90х не даёт покоя Алла Борисовна с её браками с молодыми, ух, мы бы поставили всё на место. Парады меньшинств, деторождения, вакцины и прочее — того же поля ягоды. Мы должны все контролировать, даже если от этого нам нет прямой выгоды: мы же боги…
Ну а если углубиться в частность, Иуда был вором и хотел потратить часть денежек на себя Здесь ближе всего наши пасторы, которые требуют, чтобы вы не давали денег никому, лучше принесите в церковь десятины и пожертвования, а мы то знаем, как ими распорядиться. Почему никто из членов церкви не хочет видеть, что они — современные Иуды — настоящая загадка. То, что делает другой человек, должно касаться его и его Бога, нам туда лезть запрещено, как бы мы не завидовали.
Практика: Когда я в последний раз расстроился, что люди поступают не как я хочу? Кто это был: дети, коллеги, христиане, герои из ТВ? Почему мне так важно, чтобы послушали меня? Как избавиться от переживаний, что меня не хотят слушать?
- ВНИМАНИЕ Текст ИОАНН 12:12—19.
Меняется история и меняются её герои, а вот тема остаётся прежней. Перед нашим вниманием картина максимального триумфа Иисуса за все евангельские наблюдения. Вход в Иерусалим, похоже, превосходил количеством вовлеченной публики, даже кормление 5000+ людей, это было что-то необыкновенное. Другие Евангелисты пишут о «всем Иерусалиме», тут описано «множество народа», но самую важную характеристику дают герои, которые нас интересуют. Фарисеи в т. 19 говорят, что за Иисусом идет «весь мир». Здесь нет намеренного преуменьшения успехов других, здесь очень честная характеристика проблемы, которая их трясла. Вопрос ведь стоял в том, что весь мир должен бы идти за ними, фарисеями, этого так хотелось, но только успех, который они наблюдали своими глазами, выпал Иисусу. Позже Пилат поставит им диагноз, когда в Мк 15:10 признает: знал, что предали Его не из-за чего-то другого, но из зависти. Это очень сильный мотив для ненависти.
Думаете, из-за чего наша замечательная церковь Адвентистов так одержима статистикой? Ну кого волнует, сколько записали в наши списки в Индии или сколько папуасов якобы крестили миссионеры в этом году? Почему католики или лютеране не переживают за это, а вот у нас на статистике основано всё, от отношения к церкви у конференции до увольнений пасторов? Потому что мы — современные фарисеи, и нам жизненно важно, сколько идут за нами, а сколько людей идут за Свидетелями Иеговы и пятидесятниками. Поэтому мы приукрашаем наше посещение церквей и принижаем православное. Мы отлично понимаем хлипкость нашего учения, и любой папуас, вышедший из джунглей, доказательство для нас, что Бог на нашей стороне, раз он крестился в АСД, а не у баптистов. (Мы даже мысли не допускаем, что потом эти индусы и папуасы перекрещиваются у очередной секты, пообещавшей овец, доллары, колодцы и прочие прелести жизни. Это нам не выгодно -значит этого нет).
Оказывается, наше самочувствие зависит не от любви Бога, а от внимания к нам. Это Иоанн Креститель мог отпустить учеников, да Иисус мог сказать: не хотите уйти? Мы будем зубами держать всех, кто прямо или косвенно поможет нам чувствовать себя лучше. А всех, кто успешнее нас, мы хотим уничтожить, и иногда у нас это получается.
Практика: В моей общине любят сравнивает себя с другими? Почему АСД так важна статистика членов? Вы «чистите списки»? Когда я в последний раз злился успехам других? Радовался за них? Мои чувства зависят от выложенного в соцсетях другими?
- ФАНТАЗИИТекст ИОАНН 12:37—43.
Третья история несколько отличается, но она точно так же касается нашей темы, и в ней человек снова фантазирует — но только его мысли касаются другого. Мы привыкли рассматривать зависть как сравнение себя с кем-то ещё, с чьим то успехом, имуществом, которым мы обладаем или возможностями. Но в этой истории и в нашей жизни есть ещё более глубокая штуковина. Перед нами верующие начальники (видимо, занимавшие посты священников, старейшин, глав синагог или кого-то ещё), которые поверили в Иисуса. Что они делают? Сравнивают своё нынешнее положение с тем, что может гипотетически произойти, если они признаются в правде и исповедуют свои взгляды наружу. И тут фантазия рисует им такое, что они замолкают навсегда. Вот этот принцип погружения в зависть нам и интересен.
Получается, что сравнивать все можно не только с существующим, но и с выдуманным, — как в хорошую, так и в плохую сторону. Кто не слышал рассказов о том, как много мы потеряли, когда стали верующими? Что наши пасторы, не пойдя на работу обдирания бедных бабушек, были бы все поголовно бизнесменами — миллионерами? Что члены церкви имели бы выгодные браки, богатства и драгоценности, не страдай они за проклятую субботу? Это те самые фантазии, которые ничего общего с реальностью не имеют. Но при этом они формируют наше настроение и прекрасно работают, когда надо похвалить себя перед другими.
Да, возможно, были бы потери, в Ев. Иоанна этого боятся и родители рожденного слепым, из синагоги могли и выгнать. А могли и не выгнать, Никодима поругали, но пальцем не тронули. Иосиф Аримафейский спокойно жил дальше, сделав серьезный поступок. Гамалиил мог заткнуть свой язычок, как делают сегодня тысячи христиан, поправ свою совесть, и начать фантазировать о том, как хорошо ему сейчас и как он может все потерять. Но, к счастью, он заступился за апостолов на том же самом совете, который до этого распял Иисуса. И смог спасти людей просто своими словами. Не стоит основываться на выдуманной реальности, надо слушать Бога.
Практика: Я занимаюсь тем, что переживаю об упущенном? О том, как хорошо мне могло бы быть, но не стало? Это влияет на моё самочувствие? Я просчитываю последствия перед тем, как поступить или не поступить по совести?
ВЫВОД: Чтобы не быть водимыми завистью, нам нужно:
— перестать мечтать о том, чтобы быть богом и управлять всеми вокруг;
—получать оценку у Бога, не делая всех своими поклонниками;
— не полагаться на свои выдумки в том, что может с нами случиться.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10