6 урок: НАША ВРАЖДА (Другие…)
6 урок: НАША ВРАЖДА (Другие…)
В 8й и 9й главе Евангелия Иоанна мы увидим три причины нашей вражды и ненависти к окружающим нас людям (которые при этом ни в чем не виноваты).
Проблемы проведения урока:
Скажите, кто из слушателей вашей СШ в субботу реально отказывается верить в то, что Иисус — это Мессия? Да, ровным счетом никто, это вообще не актуальная для адвентистов тема. Может быть, они не понимают, что такое Мессия или Спаситель, может быть, не согласны с тем, что им нужно спасаться, но вот вопросов к Иисусу у них нет. А урочник долбит, долбит и долбит всех подряд тем, что отрывки из Иоанна доказывают, что Иисус — Мессия. Можно было бы найти в тех же самых отрывках какие-то более полезные слушателям темы, но нет. Зачем? Пусть слушают совершенно ненужную для них информацию, которую мы им даём. Адвентисты никогда не думают о своих слушателях, и не подстраиваются под их проблемы, они единственные, кто выбирают темы. А все остальные должны воспринимать написанное в урочнике как Божью весть и заглатывать её с причмокиванием.
По хорошему, так Библию преподавать нельзя. Задача учителя (пастора, автора и тп) заключается в том, чтобы построить мост между текстом того времени и актуальными на сегодня проблемами слушателей. Так, к примеру, мы строим наши уроки. Если вы живете не на курортах в дорогих отелях, как наши администраторы, то знаете то, с чем сталкиваются люди — и вы можете пропустить всё множество тем, затронутых в отрывке, через этот фильтр. И тогда вы просто выбираете из Библейских принципов те, что совпадают с нуждами людей, наращиваете на них библейские и жизненные примеры, и тогда ваш урок (проповедь, книга и тп) готовы. А вот если вы ленитесь и не уважаете людей, вам наплевать, что они там переживают, всё происходит по-другому. На СШ вы несёте про мессианство, доказательства избрания Христа и Его свидетельства — а у слушателей откладывается одна-единственная весть. Знаете, какая? Что Библия и их жизнь вообще никак не связаны. Что Евангелие — глупая и бесполезная книга, далёкая от них. И вы виноваты в этом, взяв урочник.
Главный вопрос: Что раздражало верующих в каждой из трёх встреч из наших отрывков? Нас сегодня злит то, что так разозлило их?
Ломка льда: Как вы считаете, есть ли более тяжелые и менее тяжёлые грехи? Какой грех, по вашему мнению, самый ужасный?
- ОНИ — ПЛОХИЕТекст ИОАНН 8:1—11.
В двух наших главах мы встречаем трёх персонажей, к которым верующие люди относятся ну просто ужасно: по крайней мере, двоих из них они хотят убить, а третьего выгоняют взашей в крайней степени раздраженности. Нам будет интересно, с чем связана такая враждебность, чтобы нам самим, как верующим людям, заметить и предотвратить появление похожего поведения в нас самих.
Здесь, в первой истории, казалось бы, объект ненависти заслуживает этого — мы, адвентисты, любим долдонить о законе и порядке, и убить кого-то за нарушение заповеди для нас вполне оправдано. Собрал дрова в субботу — в расход! Женился на неверующей — в пыточную! Обозвал старшего — на кол! Ветхий завет описывает такие истории, но в них есть проблема. Если вы посмотрите на описанную ситуацию со стороны, то заметите: безгрешных людей нет. Тут сами верующие, готовые испачкаться в крови, признают: да, мы тоже грешники и нарушители. То есть, перед нами ситуация, когда одни плохие люди (пусть нарушающие закон тайно, но нарушающие!) злятся на другого плохого человека (которого угораздило попасться со своим нарушением). Это не исключение, а правило для нашей природы. Иуда (патриарх) блудит сам, но попавшуюся на блуде невестку готов спалить из огнемета. Давид сдерет кожу с укравшего овечку, ну а сам украл живого человека и убил её мужа. Убийцы детей в современных тюрьмах считают педофилов отродьем, хотя сами сделали хуже. Блудники кидают камни в (попавшуюся) блудницу.
Такое поведение и такие чувства враждебности — наша защита как раз от своей греховности. Выставляя кого-то напоказ, как объект общей ненависти, мы охраняем свою безопасность. Тот, кто на весь мир топит за скрепы, развёлся и живет с любовницей. Проклинающие геев имели их же опыт в армии, монастырях, и других закрытых сообществах, — но ненавистными словами, затрещинами и убийствами как бы отделяют себя. Так что перед нами ужасный опыт лицемерия, церковь орёт про 4ю заповедь потому, что с воровством денег (и не только) в ней не все в порядке, но надо же себя обелить! Насколько можно понять Евангелие, нам надо смотреть не на плохизну других, а на самих себя, замечая свои грехи. Плохие все, но других камнем не подправишь, надо пытаться править себя, а не кого-то на стороне.
Практика: Когда я замечал за собой лицемерие? Мне нравится наказывать других за грехи? Выводить их на чистую воду? Зачем я этим занимаюсь? Я понимаю, что «прикрываю» себя, выставляя других на показ? Моя церковь занимается похожим?
- ОНИ — ХОРОШИЕТекст ИОАНН 8:38—48.
Этот отрывок находится в той же самой главе, но объект ненависти у верующих людей изменился. Мы не дочитали до последнего текста главы, а он прямо говорит, что Иисус мог до креста и не дожить — Его история должна была закончиться прямо здесь, и тем же самым способом, каким хотели убить женщину. Вопрос, который мы исследуем — за что? Что происходит в голове верующих, когда они злятся, ругаются, оскорбляют (незаконнорожденный, бес в тебе, самарянин и тп) и готовы распустить руки? Иисуса точно нельзя обвинить в том, что Он был плохим — даже враги у креста бормотали «других спасал..», Его беззлобность и бескорыстность была им очевидна.
В этом случае мы встречаем как раз противоположное, кто-то слишком хороший: делает дела Авраамовы, любит, как Отец, говорит только правду, слушает Бога во всём, не ищет себе славы. Это раздражает ничуть не хуже, чем всё остальное, и, каковы бы не были обвинения, суть в том, что Иисус слишком правильный и слишком хороший. Хотя вслух это сказано не будет, противники схватятся за какие-то мелочи, но даже для распятия будут нужны лжесвидетели, потому что объект ненависти ни в чём не виноват. Если вы вспомните, такими же были Иосиф в доме Потифара, которого надо оговорить за слишком большую чистоту, и Даниил в одноименной книге, где найти против него то и нечего, надо придумывать какую-то казуистику и играть с законами, создавая под него прецедент.
Итак, мы сравниваем себя с другими, и любой, кто лучше нас, становится нашим противником, потому что у нас проблемы с самооценкой. Мы не можем принять, когда другой лучше нас хоть в чем-то. Лжепророк в ВЗ бьёт настоящего за то, что тот слышит Бога. Пётр оглядывается на Иоанна. Саул считает тысячи и десятки тысяч. У нас внутри и так долбит голос совести, как бы мы его не глушили, а тут нравственная жизнь другого человека становится усилителем этого голоса, превращая его в набат. Так что нам нужно разобраться в первую очередь с собой, почему успехи задевают нас и почему нам так нужно найти пятна на чьём-то солнце. Мы ищем плохое в других для того, чтобы самим получить внутренний мир? Это что, верный путь? Почему не позволить Иисусу быть хорошим и дальше и просто походить на Него?
Практика: Я замечал, как моя церковь ищет недостатки в других деноминациях? Зачем она это делает? А я так же ищу темные стороны других людей? Я рад их падениям? Честно? Я живу на контрасте с другими? От их плохизны мне хорошо?
- ОНИ — ДРУГИЕТекст ИОАНН 9:24-34.
В заключительной на сегодня истории у нас все те же верующие, наполненные враждой и ненавистью, но их цель снова поменялась. Теперь это слепой, вокруг которого разворачиваются интереснейшие события. Если вы хотите, вы можете построить урок вокруг него, потому что слепой — полная противоположность расслабленного из главы 5, у него все в порядке и с совестью, и с благодарностью, и со смелостью. Но у нас другая тема, которую мы тянем через 2 главы, поэтому нам интересно, почему верующие взъерепенились на этого бедолагу, который ещё час назад не мог самостоятельно жить и просил милостыню. Он не был замечен ни в плохом, ни в хорошем, поэтому перед нами третья причина нашей ненависти.
Слепорожденный говорит не так, как нужно верующим. Даже его родители, почуяв жареное, уходят в какой-то бред и отказываются отвечать. А наш герой ещё на первом допросе не почувствовал, что должен повторять за пропагандой, так теперь защищает бродягу, который его вылечил. Вот эта точка зрения на Иисуса, и нежелание подобострастно подлизнуть мягкое место пасторов и администраторов местной Конференции и стала причиной его изгнания. Он просто не повторял то, что было нужно, не выучил адвентистский язык, остался верен своему Спасителю. Да, тут на него не кинулись, но в этом же Евангелии будет другой персонаж, Лазарь, которого решат прикончить примерно за то же самое: за другую сторону.
Непохожесть очень сильно задевает верующих, что тех, что нынешних. Почему нас так радует, что крестили миллион папуасов, вышедших из джунглей? Эта статистика делает нас уверенными в себе, миллион мух не может ошибаться! Мы ужасно себя чувствуем, боясь проанализировать свои взгляды и сверить их с Богом, поэтому любой непохожий (хоть в чем: одежде, времени богослужения, взглядах, обряде и тп) — это вызов для нас. Если он не будет, как мы, то наш мир под угрозой, значит надо его уничтожить, исключить и заставить молчать навсегда. Дело, как всегда, в нашей слабости, из-за неё страдают все невинные, нас окружающие.
Практика: Я хочу, чтобы все были, как я? Верили в 28 пунктов, одевались в форму из СССР, ходили на правильные парады? Почему меня задевают непохожие? Будь моя воля, я заставил бы их копировать меня? Я боюсь, что мои взгляды — неверные?
ВЫВОД: Чтобы стать мирными, а не злыми людьми, нам нужно:
— помнить, что в нас полно плохого, и это своё плохое надо принести к Богу;
—не воспринимать других людей как объект сравнения и соревнования с ними;
— спрашивать у Бога, на верном ли мы пути, встретившись с непохожестью.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10