2 урок: ЖИЗНЬ ПОД КОЛПАКОМ (День…)
2 урок: ЖИЗНЬ ПОД КОЛПАКОМ (День…)
Во второй главе Евангелия мы прочитаем о том, в какую жёсткую церковь пришёл Иисус и попробуем сделать, чтобы жизнь христиан вокруг нас была свободной.
Проблемы проведения урока:
Несколько странно топтаться по несколько суббот на первой главе, а потом (например в 5 уроке) гнать по 3-4 главы за один раз. Если бы учителя, написавшие урок, на самом деле имели талан учителя, а не были выбраны в отделы СШ за свою лояльность руководству, они бы умели хотя бы планировать. Мы не будем следовать примеру пособия, потому что прочитать Евангелие со слушателями СШ будет гораздо проще, если мы последовательно будем брать отрывки из одной главы. Тогда они успеют за квартал прочитать все Евангелие сами, не пропуская ни одного текста, хотя для ведения урока мы обычно берем только избранные отрывки, а не всю главу.
Если вы прочитаете пособие, то обнаружите, что второй урок вообще не имеет одной темы, для автора события Евангелия вообще не связаны между собой. Все изложение в урочнике — это разрозненная смесь наших доктрин (истина для настоящего времени), устоявшихся традиций (молиться нужно долго) и проповедей, которые когда-то слышал автор (аористы — имперфекты) и тп. Человек с даром учителя понимал бы, что урок должен вести к какой-то общей цели, задача учителей СШ стоит не в том, чтобы занять время людей благочестивой ни к чему не обязывающей тарабарщиной. Но у нас люди, получающие гонорар за уроки и многочисленные руководители отделов СШ конференций — унионов — дивизинов — гк вообще не проверяются на талант учительства, они профнепригодны. Поэтому, если вы начнёте проводить урок по пособию, то попадёте в ту же самую цель, куда целился и автор урочника: в никуда. Вы украдёте время людей, чтобы занять часть их жизни бессмысленностью. Уроки делаются не так, у них должна быть цель, и основаны они должны быть не на аористах и имперфектах или цитатах Уайт, а на ясном Библейском тексте. Просто возьмите в Евангелии ясные отрывки, разберите их с учениками, и они будут вам благодарны за это. Выкиньте бездарные урочники.
Главный вопрос: Чем в поведении Иисуса были недовольны верующие люди Его времени? Что из их недовольства повторяется в нашей церкви?
Ломка льда: Вы согласны, что люди обычно «встречают по одёжке» тех, кого они не знают? Вы делаете так же? Что нужно сделать человеку, чтобы вы сложили мнение?
- СВОБОДА СЛОВА Текст МАРК 2:1-12
Вся вторая глава Евангелия Марка представляет собой какие-то действия Иисуса, которые постоянно комментируются и оцениваются людьми, связанными с религией, и обладавшими огромным авторитетом в церкви того времени. Мы решили сгруппировать эти реакции в три группы, чтобы научиться на примере фарисеев. В первых текстах Иисус лечит парализованного — и мы видим, как Марк не акцентирует внимание на том, как его тащили через крышу и не даёт прочих деталей, евангелист хочет сделать акцент как раз на реакции верующих на сказанное Иисусом. Когда Он только заикается насчёт прощения грехов, то всё, они моментально выдают мнение, что Иисус богохульствует. Пожалуйста, не уходите в этом уроке в привычную адвентистскую дурь о том, что католики делают то же самое, прощая грехи, к Евангелию это толкование вообще не относится. Здесь по паре слов, вообще не относящихся к фарисеям и книжникам, люди сразу же, без расспросов и уточнений, складывают свое мнение и выносят Иисусу, Тому, кто имел право и прощать грехи, и называться Богом, ошибочный приговор. Просто из-за Его слов.
Если переносить этот принцип на нас, то в нашей религии вообще не рекомендуется говорить что-то честно и искренне. Стоит хоть кому-то разоткровенничаться о своих личных сомнениях или вопросах, касающихся истинности нашего вероучения, как в самом лучшем случае его заставят замолчать, а в худшем доведут до исключения. Неискренность в наших церквях, когда люди делают вид благочестия вместо того, чтобы быть самими собой, берётся именно из того, что никакой свободы сказать то, что мы думаем, там нет. Хотя если за это получал даже Сам Иисус, то что говорить о современных фарисеях? Если вылеченного слепорождённого выгнали прочь за его сомнения и на Никодима наехали и чуть не выгнали из Синедриона, то что мы, лучше что ли? Нам надо было бы дать людям свободу говорить без осуждения.
Мы уже не говорим о том, как мы не просто хватаемся за чужие слова, мы их ищем! Вся наша доктрина о плохих католиках построена не на официальной их вере, нет, мы находим частные слова какого-то одного священника из Австралии в замшелом году, и приписываем это всем. А ведь это нечестно — тогда и об адвентизме надо судить по тупеньким проповедям наших пасторов, не прочитавших за жизнь ни одной книжки.
Практика: Я одёргиваю других верующих, что «так нельзя говорить»? Что будет, если я в моей общине скажу что-то не по-адвентистски? Человек останется моим другом, если говорит не как я? Я бы сделал так, как сделали фарисеи в тексте?
- СВОБОДА ОТНОШЕНИЙ Текст МАРК 2:13-17
История призвания Матфея приводится отдельно от учеников, о которых мы говорили в прошлую субботу, потому что само по себе призвание Марку не важно — у него опять та же самая тема. После призвания Матфей приглашает всех в гости, и тут как раз и начинается самое важное. Обратите внимание, Евангелие прямо сразу, во второй главе, тыкает нас носом, что нам нужно исправить в нашей религии. Здесь опять на сцену выходят верующие, которые уже решили, с кем можно дружить и с кем нет, к кому можно заходить в гости, а к кому запрещено. Верующие не просто контролируют твои слова и злятся, когда ты что-то говоришь не по их привычной традиции. Им важно, чтобы твои отношения тоже были под их контролем. Иисус должен был бы даже не смотреть в сторону плохих (на наш взгляд) людей.
Именно эта фарисейская атмосфера является первой причиной того, что 99,9% обращённых теряют своих прежних друзей при приходе в церковь, а количество врагов у них вырастает неимоверно. Евангельский новообращённый Матфей дружит и с Иисусом и с мытарями, блудницами и грешниками, но адвентистский новообращённый потеряет их всех. Все дело в том, что у нас отношения тоже, как в испорченной церкви времён Иисуса, контролируются. Любому, кто искренне расскажет о своих друзьях, объяснят, что мы — особенные, избранные, святые, и что нет ничего общего у Христа (АСД) с Велиаром (все остальные). А потом людей, которых заставили порвать отношения и дружбу, оставшихся одинокими (у АСД практически нет друзей, проверьте сами) толкают идти и сделать учениками все народы не через дружбу и любовь, а через раздачу газеток про христианскую уринотерапию. Как в настоящей секте, людям запрещают дружить с иными.
Тут человеку стоит поставить на место зарвавшихся контролёров, которые отслеживают, что люди говорят и с кем у них добрые связи. Не имеют права ни фарисеи времён Христа, ни современные АСД лезть в чужую жизнь и диктовать там свои правила. Ну а если такое делаем мы (или нас тянет последить за дружбой других), то здесь нам нужно разобраться, с какой стати мы встали на место Бога и решили возомнить себя творцами чужих судеб.
Практика: Я слышал обличения про «что общего меж Христом и Велиаром»? Я думаю, что я на месте Христа? Почему это? Моя церковь лезет не в своё дело? Она умножила число моих друзей или сократила? Я люблю контролировать людей?
- СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ Текст МАРК 2:18-28
Две завершающие истории, по большому счёту, рассказаны об одном и том же. В одной дело касается поста, и кому-то точно есть дело до того, как, когда и почему ты должен поститься. А если ты этого не делаешь, то последствия на тебя обрушатся — как минимум в виде слухов, где Иисуса обзывали пьяницей и обжорой. Как максимум, ты закончишь так, как закончил свою жизнь Иисус. А другая история — это соблюдение субботы, где ты тоже не можешь праздновать её именно так, как нравится тебе. Нет, до тебя докопаются так, что тебе даже поесть будет нельзя, ибо субботу нельзя тратить на мирское — только на чтение взапой Елены Уайт. Тут верующие домогаются того, как ты соблюдаешь какие-то религиозные обряды, для них очень важно, чтобы ты подражал только им.
Мы не будем отрицать, что нас этот мелочный контроль не касается. Все помнят, как разделялись целые общины из-за того, что другие должны принимать Вечерю из стаканчиков или же общей чаши. Все сегодня видят, как поехваший на одном пунктике Тед Вильсон все не может успокоиться, что в церкви есть женщины-пасторы, он просто одержим, что кто-то далеко поступает не так, как ему хочется. Или как людей исключают за дежурства по субботам и выкидывают из служителей за проведённый «не так» обряд крещения или вечери или не такой ход богослужения.
Если бы люди были терпимее и открытее друг ко другу, то Иисуса не довели бы до такой смерти Его собственные верующие времён Евангелия. Не просто так все эти истории описываются нам — Евангелие не только о распятии и воскресении, оно о том, что и кто довёл до распятия, и дело здесь в настрое верующих, которые потом заставят Пилата отдать приказ о казни. Из-за чего? Из-за того, что Иисус соблюдал какие-то обряды, но делал это по-своему, не так, как хотелось им. Так что эта глава Марка очень актуальна, путь Иисуса сегодня проходят тысячи, если не миллионы, рядом с которыми сегодня находимся мы, и нам есть до них дело, и мы хотим их контролировать, считая это нашим призванием. А надо бы дать людям свободу.
Практика: Как я отнесусь к верующему, кто на Вечере ест дрожжевой хлеб? Кто крестился не полным погружением? Почему мне это так важно? Я буду добиваться, чтобы другие соблюдали обряды, как я? Что будет, если дать людям свободу?
ВЫВОД: Для того, чтобы перестать контролировать людей, нужно:
— заметить, как нам самим не нравится чужой контроль;
— разобраться, зачем мы лезем в чужую жизнь;
— поверить, что Бог сделает всё и без нас.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10