6урок: ПОЧЕМУ С БОГОМ СЛОЖНО (Час…)
6 урок: ПОЧЕМУ С БОГОМ СЛОЖНО (Час…)
Из 8 и 9 главы книги Даниила мы возьмем три отрывка, которые объяснят, почему нам так сложно вступать в отношения с Богом, и вместо них мы выбираем другое.
Проблемы проведения урока:
Этот урок начинается с истории, на которую мы хотели бы обратить ваше внимание. Дело в том, что большинство иллюстраций, которые люди слышат от пасторов и от учителей СШ — именно такие. Если вы еще не обнулили свои мозги, то признаете, что слышали ее несколько сотен раз — это байка про птичку / курицу, которая спасла цыплят от пожара ценой своей жизни. Когда Марк Финли пишет, что это случилось «несколько лет назад», он безбожно врет. Все помнят его слайды, с которыми сам Финли приезжал в Москву еще в 91 году, на которых было изображение «этой любящей матери». Ладно, может, это склероз, от этого никто не застрахован. Когда тащишь людей в секту, то 32 года как несколько лет. Но когда автор начинает приписывать авторство журналу «Нэшнл Джеографик», то он делает важную ошибку.
Дело в том, что адвентистская церковь до сих пор думает, что она живет в информационном вакууме, и данные, даты и истории, которые она заявляет, никто не может проверить. Но беда (для АСД) в том, что сегодня любой слушатель, сидящий на проповеди, запросто вбивает в Гугл «нешнл джеографик птица спасла», и получает информацию. О том, что это неправда, что у журнала сотни раз спрашивали об этой истории, но он никогда такого и близко не печатал. Попробуйте сами, и вы увидите опровержения. И тут происходит самое печальное для нашей церкви и того же Марка Финли. У слушателей возникает вопрос: если он брешет про птичку — то, может быть, он подвирает и где то еще? И тут рушится вся система нашего учения.
Проверивший иллюстрацию из книжки Марка Финли про тиару папы обнаруживает, что ее нарисовал адвентисткий художник, сам подписав «Викариус фили дей». Залезши в Википедию, слушатель видит, что в 538 году не случилось «окончательной победы папства». Так человек понимает, что адвентистам верить нельзя, они — лжецы.
Главный вопрос: Почему с настоящим Богом очень сложно построить нормальные отношения? Что нам в этом мешает?
Ломка льда: Когда в последний раз вы признали свою ошибку в чем-то? Почему сделать это признание настолько трудно?
- ВИНА Текст Дан 9:4-8
Мы считаем правильным, читая даже самые сложные пророческие тексты, взять из них не те отрывки, которые далеки от жизни, а те, которые принесут реальную пользу на практике. Ведь даже если бы Даниила указывала на 1844 год (а она туда не приходит), то никакого влияния на наши отношения с Богом это бы не оказало. Поэтому мы возьмем в этих главах «человеческое», то есть то, что было присуще людям и за 500 лет до Христа, и в Его время, и сейчас, спустя столько времени. Нам важно увидеть, как сегодня Библия корректирует нашу связь в Ним.
И здесь, в 9 главе (мы решили идти от простого в понимании к сложному, от конца к началу) описана молитва Даниила, то, что мы, адвентисты, любим называть «разговором с Богом». Но в этом разговоре есть кое-что, что отвращает, мешает ему. Когда мы встречаемся с друзьями, знакомыми и просто посторонними, нам такой разговор начать гораздо легче, потому что мы с ними находимся на равных в нравственном плане. Мы имеем в виду то, что никто ни перед кем не виноват. А вот только если мы вмешиваем в общение чью-то вину или проступок, то все меняется, один начинает обвинять другого, или избегать, или же все усложнять. Давид замышляет какие-то защитные тайные агрессивные ходы перед Урией. Он не общается со своим сыном, который прикончил одного из братьев, вынеся ему приговор. Или посмотрите на его общение с женой, когда она посчитала его поведение неправильным. Вот так все меняет чья-то вина (настоящая или ложная).
Наша беда в том, что у нас с Богом все точно так же плохо именно из-за нашего нравственного состояния. Он то праведен и чист, а вот мы… Нам легче спрятаться от него между деревьями рая, или уйти в чужую страну, или лечь спать в трюме, или сказать «выйди от меня». В отрывке показано, как Даниил постоянно исповедуется, а это ведь ужасная по природе своей штука, ведь все в нас кричит, что мы ни в чем не виноваты, никому плохого не делали, и, по крайней мере, лучше, чем некоторые развентисты, которые даже в Елену Уайт не верят! Вот здесь и лежит проблема №1 того, что мы избегаем прямой связи с Богом: мы всегда делаем что-то не то, и прийти к Нему просто так, не упомянув о нашем непослушании совести, не получится. Здесь стоит поговорить о том, как облегчить этот путь, и не воспринимать вину как барьер.
Практика: В чем я раскаивался перед Богом в последнем разговоре с Ним? Меня не смущает, что Он все время слышит мои обещания не делать плохое, которые я нарушаю? Это нормально? Или я должен перестать делать ошибки раз и навсегда?
2. НЕПОНИМАНИЕ Текст Дан 8:27
Второй отрывок (на самом деле лишь один текст) завершает историю с тем, когда с человеком начинает говорить уже Бог. До этого, кстати, доходит крайне редко, ведь во всех наших книгах написано, что такого разговора верующим и не нужно. Все, что Бог хотел сказать, Он уже написал в Библии, 27-28 доктринах, да в книгах так называемого «Духа Пророчества». Слушай старших братьев, они скажут, что тебе делать на основании этих источников воды живой. Так церковь вообще отрезает людям возможность услышать Живого Бога и начать с Ним отношения. Живой Бог современному адвентисту не нужен, у него есть ГК — «голос Бога на земле». Не верите, почитайте, что сама ГК о себе говорит, и кто сел в доме Бога, выдавая себя за Него.
Но, кроме этой беды, есть и другая — для тех немногих, кто все таки решился выйти из сектантского повиновения посредникам и все таки попробовал послушать Бога. То, что здесь происходит с Даниилом, показывает характерную картинку того, что при этом испытывает человек. Даниил конкретно приболел, он выдохся, делами заниматься не может — потому что Он не понимает, что Ему говорит Бог. Да, у нас с Даниилом несколько разные детали непонимания, но суть остается той же. Когда Бог что-то говорит, чаще всего это противоречит сложившемуся у нас в мозгах. Мы настроены беречь себя и свое, а Он говорит: давай откройся тем, кто просит в долг, тем, кто тебя уже обидел и может обидеть снова, и даже врагам. Ты спасаешь свою шкуру, а Он говорит: «ничего не делай тому праведнику». Ты ненавидишь ублюдков — Ниневитян, а Он отправляет тебя их спасать. От этого не просто заболеешь.
Поэтому наши отношения с Богом обречены на провал. Поле пары случаев того, что в нашей церкви называется «опытами с Богом», то есть после нескольких Его подобных выходок мы неосознанно начинаем себя беречь и занимаемся христианским дауншифтингом. То есть, мы слушаем не каждый импульс от нашей совести, некоторые тексты Библии (типа Нагорной Проповеди) мы пропускаем мимо ушей, и не к каждым прямым словам Бога мы внимательны. Мы боимся Его радикальности, того, что Он может вытворить с нами нечто нехорошее. Какие тут отношения, когда наш партнер нас не бережет? Оно нам нужно?
Практика: В моей церкви поощряют прямые отношения с Богом или берут на себя посредничество? Я понимаю все, что мне говорит Бог? Мне нравится все, что мне говорит Бог? Если нет, что я делаю? В чем последнем я отказал своей совести?
3. СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОСТЬ Текст Дан 8:16-19
В завершающем тексте мы встречаем последнюю причину сложности наших отношений с Богом, и возможно, она наименее часто встречающаяся. Дело в том, что немногие вообще решаются на то, чтобы пройти первые две стадии, которые мы описали в 1 и 2 подпунктах. Есть еще кое-что, но это не просто непонимание (Он хочет одного, — я другого) или нравственное различие (Он святой, а я совсем не такой).
Произошедшее с Даниилом несколько раз описано в Библии таким образом, что никто, имеющий инстинкт самосохранения, не захочет в этом участвовать. Иоанна в 1 главе Откровения (и не только) пришлось откачивать после встречи. Моисею можно глянуть на Бога, но только одним глазком. Илия видит страшный ураган. Иов встречается с таким стихийным бедствием, что решает больше ничего уже от Него не добиваться. Иезекииль видит такие колеса, существа и движения сфер, что ему не позавидуешь. Другие живые встречи с Богом не намного легче переносились людьми, мы любим представлять себе Иисуса, но Иииус однажды в Гефсимании повалил на землю целую толпу очумевших от страха вооруженных солдат.
Бог не просто непонятный по Своим к нам требованиям, Он по сути вообще Другой. Мы представляем Его по своему образу, и это огромная ошибка. Когда нас учат: представьте, что на вашем месте сделал бы Иисус, то тут как раз и вылазит наш, обрезанный и выхолощенный сектантский бог, который любит только адвентистов, который за богоносную нацию, который тусуется туда-сюда по святилищу из шкурок в созвездии Орион и клепает дела на плохих адвентистов, недостойных спасения. А это ошибка, Бог не человек — и путь Его понимания через то, какие мы, то есть, проецируя на Него наши повадки и предпочтения — вообще неадекватный. Когда Тед Вильсон заявляет, что Богу не нравятся женщины в церкви или рок-музыка, он делает это только потому что он сам их ненавидит. Когда Елена Уайт говорит, что Бог не рад детям, она делает Бога по своему образу ненавидящей всех вокруг вздорной бабки, ударенной камнем и поэтому оставшейся без детства. Так о Боге судить нельзя.
Практика: Я сужу о Боге по себе? Он всегда на моей стороне? В чем Он на меня похож? В чем — нет? В моей церкви делают Бога похожим на человека? Я хотел бы встретить Бога таким, каким Он явился Даниилу?
Вывод. Для того, чтобы нам было легче доверять Богу, надо:
— легче признавать свою вину перед Ним, понимая, что это нормально;
— согласиться, что Он желает нам добра, даже когда нам так не кажется;
— перестать строить Его образ по себе самим.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10