12 урок по письму Евреям: ХРИСТИАНЕ И БЛАГОДАТЬ (Принимая…)
12 урок по письму Евреям: ХРИСТИАНЕ И БЛАГОДАТЬ (Принимая…)
В 12 главе Послания Евреям мы увидим проявления Божьей благодати к нам, и нашу обычную реакцию на неё.
Проблемы проведения урока:
При чтении урока в пособии приходит огромное разочарование от того, что адвентизм так и не научился разбираться в жанрах литературы. Ясно, что этого никто не ждал от необразованного фермера, высчитывавшего год Пришествия по метафорам Откровения и притче о 10 девах (он точно так же использовал для этой даты авторитет египетских пирамид, придя к 1844 по их размерам). Но современные ребята, пишущие урочники, получившие докторские степени – должны бы понимать, что Псалмы – это стихи, там нет точности, там ради рифмы допускается многое? С какой стати нам на основе повырванных стихов из псалмов утверждают о праздничном собрании на небе, произошедшем после вознесения Иисуса (вс)? Вы так еще и не умеете отличать метафоры от реальности? Стихи – это стихи, и не более.
А затем, в подтеме понедельника, выбрав из сказанного в Евреям несколько слов, и найдя несколько похожих слов в разных текстах разных авторов, делается вывод, что это собрание и есть суд. Мы бы предложили более кардинальное решение для сектантского прочтения Библии. Зачем искать и выдирать из текстов по слову? Не надо мучиться, ведь можно выдирать из текстов не отдельные слова, а буквы. В следующем урочнике просто напишите, что и здесь и в доктрине о суде встречаются одинаковые 33 буквы кириллицы, и этого будет достаточно. Прихожане с промытыми мозгами вам и так поверят, а вам, создатели урочников, даже не надо будет напрягаться. Вы в своих кабинетах руководителей отделов СШ получите все те же десятины от бабушек и дедушек, при этом снизив затраты энергии до нуля.
Церковь, которая опускается в построении своей доктрины о суде на выдирании не просто текстов, а уже слов из текстов, не имеет будущего среди здравых людей. Искажающие слово Божье должны задуматься о вреде, который приносит их ложь.
Главный вопрос: Что такое благодать Иисуса Христа? Как, по посланию евреям, мы можем от нее отказаться?
Ломка льда: Кто является для вас в жизни самым лучшим примером (кроме персонажей Библии)? У вас получается жить, как он? Почему?
1. ПРИМЕР И СИЛА Текст Евреям 12:1-3 (с. 272 НЗ)
В самом начале главы изображены верующие «на грани» изнеможения (т.3) и схождения с христианской дистанции (поприще т.1). Это важная тема автора письма, потому что он считает, что желанием вернуться в иудаизм и стоит как раз эта усталость, нежелание терпеть лишние гонения и прочее. Не просто так автор в 11 главе взял и расписывал Моисея как страдающего с народом Божьим именно «поношением Христовым», это была его интерпретация истории Моисея для таких читателей. И эту сложность измученности можно преодолеть, глядя на Христа.
В отрывке могут подразумеваться два возможных метода выхода для человека из этого сложного состояния. Первый – посмотреть на Иисуса как на пример. Тут больше работает разум, и рассматривая случившееся с Иисусом, человек понимает, что путь к лучшему идет через не самые приятные моменты. Христос мог бы себе радоваться, ни о ком не думая, но выбрал показать Божью любовь людям на кресте (2). Иисус в этих текстах стоит в длинной очереди верующих людей из 11 главы, примеров нам.
Главная трудность здесь в том, что пример работает далеко не всегда. Да, ты отлично знаешь, что надо прощать врагов, и какой-нибудь Иосиф с братьями или Сам Иисус с распинающими Его воинами тебе этот пример дают. Но сделать то же самое со своими врагами (или хотя бы братьями) не получается, сколько ты не думай об Иосифе и том, как он ловко всех простил. А «свергнуть запинающий грех» (т.1) по примеру того, как это сделал Иисус во время тех же искушений, вообще не получается, как ни пыжься. Поэтому здесь подразумевается не просто «вдохновляющий пример», третий текст обещает какую-то силу, позволяющую не ослабеть и не пасть духом, когда ты на грани.
В благодати на самом деле есть нечто сверхъестественное, когда человек может взять и расстаться с тем, что так любил, или же получить внутренний мир и спокойствие, когда все вокруг очень плохо. Или, как в данном случае, обращение мыслями к Иисусу возобновляет мотивацию и желание. Это та часть благодати, которую мы, может быть, имели на раннем этапе (во время обращения), но потом прямая связь с Богом и его силой была заменена на безличное следование примеру Христа, где ты тянешься за ним «потому что так надо», без Его силы.
Практика: У меня нет искушения бросить веру? Или она уже давно не проявляется, так что и бросать нечего? Я умею получать у Бога силу? Внутренний мир? В моей жизни был хоть один пример такого влияния Бога? Я прошу Его о внутр. поддержке?
2. БЛАГОДАТЬ СРЕДИ ТРУДНОСТЕЙ Текст Евреям 12:8-12 (с. 272 НЗ)
Следующий текст Писания крайне интересный из-за этакого одобрения виктимности и насилия, говоря современным языком. По крайней мере, отсюда не стоит брать образец избиения детей или модели поведения «бьет – значит любит», который так близок консерваторам, читающим отрывок. В этих текстах автор продолжает мысль о нелегкой жизни своих адресатов, но не останавливается на том, что Иисус жил так же, а переходит к совершено другой метафоре, родителей и детей.
По сути, он предлагает воспринимать сложности, которые возникают в жизни, как коррекцию нашего поведения Богом. Трудности – это свидетельство того, что Бог есть в твоей жизни, ты не один, Он с тобой возится и пытается сделать тебя еще боле лучшим человеком (плод праведности т.11, прямые ноги и прямые пути т.12-13).
Конечно же, благодать и помощь от Бога здесь могут увидеть только те люди, которые ощущают кривизну своих ног и путей, то есть люди, которые понимают, что они – совсем не подарок. Павел это осознает, и знает, что у него склонность гордиться, болезнь её вылечивает. Ветхозаветный Иаков, хромая, наконец, перестает воротить дрова и ощущает, как старший брат чудом Божьим его прощает. Разбойник тоже осознает, что жизнь обернулась катастрофой не просто так, а за дело, и, приняв как должное своё наказание, он прямо на кресте получает и спасение и вечность. То есть, смотря на жизнь не с высоты, а снизу, из положения грешника, ты можешь увидеть Божью руку в посетивших тебя трудностях.
И совсем другое восприятие Бога происходит у верующего, который себя грешником не считает, он готов ругаться с Богом. Даниил говорит: «мы виноваты и ты нас увел в плен из-за наших грехов», а вот Гедеон во всех бедах и зверствах Мадианитян винит именно Бога, который непонятно куда делся и вообще не шевелится, чтобы помочь. В церковном сообществе, где все святые и безгрешные, очень сложно увидеть этот вид благодати, там от Бога требуют, Им помыкают, там устраивают молитвы и посты, вынуждая Его что то сделать, там тыкают Его мордой в обетования, чтобы Он, наконец, уже услышал своих верных адвентистов и был у них на побегушках.
Практика: Как я воспринимаю случающиеся трудности? Какая первая мысль ко мне приходит при этом? Я считаю себя способным ошибиться? В чем? Я никогда не винил Бога в происходящих сложностях? Просто потому, что такое «говорить Богу нельзя»?
3. ОТКАЗ ОТ БЛАГОДАТИ Текст Евреям 12:15-17 (с. 273 НЗ)
Последний отрывок крайне интересен из-за того «влияния греха», которое здесь описано. Верующие часто приводят этот текст в пример заражения грехом окружающих, и нам будет крайне интересно увидеть, что же это за грех горького корня, который так легко поганит все вокруг. Вчитавшись в письмо, мы обнаружим, что это не отвержение небесного святилища, не нарушение субботы и не прелюбодеяние. Начало 15 текста очень определенно описывает человека, который «лишился благодати Божьей», или «отступился от Божьей любви» (Новый перевод). То есть, перед нами человек, который отказался от хорошего отношения Бога, от спасения благодатью, то есть Христом. Другими словами, это законник.
И именно от такого человека, как огонь по сухой траве, по всей общине (или деноминации) как пожар, проносится заражение отказом верить в Божью любовь и эпидемия «я же тоже должен выполнить все, что от меня зависит», «я должен доказать веру исполнением 10ти заповедей!» И на библейских примерах можно заметить, как быстро это происходит. Суперлюбящая и отдающая друг другу последнее первая община в Иеруслиме из Деяний 2 полностью противоположна основанной на законничестве ей-же из Деяний 21, где братья (во главе с Иаковым) подписывают Павлу смертный приговор за то, что он закон не соблюдает. То же случается с каждой из его церквей, начиная с Галатии. То же происходит в книге Неемии, где легче тасканием за бороды насадить закон, чем вдохновить людей верить. Получается, что путь неверия легче, поэтому автор предупреждает о смертельной опасности этого вида христианства. (История про Исава в т.16-17 скорее говорит о том, что не стоит отказываться от дара не пойми ради чего).
Если мы говорим о современной церкви АСД, то пасторы в ней, от Теда Вильсона до последнего миссионера, говорят, что про любовь и веру пусть проповедуют баптисты и 50-ки, а нам надо говорить о 10 заповедях. Естественно, что горький корень неверия в дар Иисуса и Его благодать здесь уже отравил 99% прихожан. Или больше.
Практика: Я сегодня выступаю за закон или за веру? Или за то и другое? Я понимаю, что вместе с христианством «исполнения закона» в церковь приходят ужасные отношения друг ко другу? В моей общине есть любовь, или она – для баптистов?
Вывод. Для того, чтобы не отвергнуть благодать Иисуса, надо:
— испытать её на личном опыте, получая от Бога мир и силы;
— ощущать себя ошибающимися людьми, нуждающимися в корректировке;
— понять, что нас всегда тянет заменить её спасением своими руками.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10