1 урок по книге Исайи: КОГДА БОГОСЛУЖЕНИЕ МЕНЯЕТ ЧЕЛОВЕКА (На грани..)
1 урок по книге Исайи: КОГДА БОГОСЛУЖЕНИЕ МЕНЯЕТ ЧЕЛОВЕКА (На грани..)
В центральном отрывке первых пяти глав книги Исайи мы увидим путь исцеления от проблем, который Бог предлагает верующим людям.
Проблемы проведения урока:
Если вы уже пролистали весь урочник, то вы уже знаете трудность, которую нужно решать сразу, не откладывая в долгий ящик. Иначе вам придется все три месяца, как блохам, прыгать по текстам Исайи, так и не поняв, о чем же эта книга. Мы уже десятки раз «проходили» так книги – например, при прочтении Иова, которую мы начинали вообще с последней главы, а затем выщипывали по паре-тройке текстиков из глав, выбранных случайным образом. Остальные книги тоже не читались подряд, хотя это самый правильный способ изучения – следование авторской идее. Мы уже говорили, что нужно иметь диагноз из психоневрологического диспансера, чтобы взять «Преступление и наказание» и почитать из книжки «немного здесь, немного там», потом прочитав еще пару страничек из совершенно другой книжки Достоевского, а потом и даже не из них, а из Набокова. Ни один нормальный человек на свете так не делает, но именно так выглядит наше современное изучение Библии.
К счастью, составители этого урочника более- менее в одну сторону движутся по Исайе, но только всю книгу с ними вы не прочитаете, и о чем она – не поймете, вы будете смотреть лишь на любимые адвентистские тексты. Плюс только в этом уроке вы найдете двадцать (!) отрывков из других библейских книг, не имеющих к Исайе ни малейшего отношения. Их писали другие авторы совершенно о другом.
Поэтому в этом квартале мы в наших уроках будем проходить только одну книгу, — собственно, книгу пророка Исайи. За 13 суббот мы прочитаем книгу, беря примерно по 5 глав в неделю. Мы рекомендуем всем, кто проходит уроки с нами, читать её так же. В первых 5 главах мы видим три вещи: 1. Упадок нравственности среди верующих, 2. Предупреждение о Божьем суде, и 3. Совет, как избежать этого суда. Именно на третьем, самом важном, мы и сосредоточимся на нашем уроке.
Главный вопрос: Что нужно сделать, чтобы наши богослужения изменили нас к лучшему? Какие ошибки, что мы делаем на встрече с Богом, стоило бы исправить?
Ломка льда: Есть ли разница, когда вы смотрите концерт любимого певца (фильм, спорт) на своем компьютере – или вживую с тысячами других людей? В чем она?
1. БОГОСЛУЖЕНИЕ НЕ НУЖНО БОГУ Текст Исайя 1:11-12 (с. 680 ВЗ)
В первом отрывке мы обнаруживаем утверждение, с которым многие, даже считающие Библию истиной, не будут готовы согласиться. Здесь говорится о неожиданно недовольном Боге, которому не нужны, и которого даже раздражают… богослужения! Это крайне странно, потому что описанные здесь люди не делают ничего еретического, а приносят предписанные по закону жертвы, исполняют описанные в Библии субботы и праздники, и кланяются не какому-то там Ваалу.
С раздражительностью Бога мы разберемся во втором подпункте, здесь же в наших двух текстах мы видим другой принцип: Богу богослужения пользу не приносят. Он не сидит и не ждет с радостью, что вот, наконец, собралось 50, 500, 5000 человек; вот, верующие принесли и пожертвовали денег; вот, все мои поклонники стоят на коленках в нужный день ровно в 10 утра, и тп. Бог не коллекционирует количество людей, денег и верно выполненных жестов и поз. Он счастлив не от этого: в тексте число жертв и толпы в храме называется ненужными.
Мы можем легко вспомнить, как Иисус всего за один эпизод Евангелия отправляет 5000 слушателей, 70 учеников и предлагает пойти по домам и двенадцати – и это как раз показатель того, что публичные встречи больше нужны нам, чем Ему. Нас они как-то раззадоривают, и, может быть, здесь работает принцип вдохновения от толпы, который существует на стадионах или рок концертах. Бог работает по-другому, лично в каждом. Он не обращает внимание на кучи богослужебных денег, которые вроде бы несут пользу «делу Евангелия», Ему важно исключительно происходящее внутри вдовы – вера. И Он не вдохновляется храмовыми «камнями и зданиями», Ему важно, чтобы ученики были не обманутыми внешним блеском. То есть, Он ценит лишь происходящее между Ним и человеком.
Это как раз мы рапортуем друг другу и Богу о 20+ миллионах адвентистов, о клиниках и школах, о масштабах, о странах, где мы присутствуем, и прочем. Мы думаем, что, собрав большую толпу в религиозных целях, будем рады не только мы, но и Он. У нас не получается быть неразочарованными, посещая малюсенькую группку христиан, потому что мы не понимаем того, что в богослужении ценит Бог. Мы действительно думаем, что Он что-то получает от масштабов.
Практика: Мой Бог расстраивается от того же, что и я? На Него так же влияет одиночество, как на меня? От выполнения каких обрядов людьми Он становится счастлив? От каких Он расстраивается? От небиблейских? От не выполненных?
2. БОГОСЛУЖЕНИЕ ДОЛЖНО ВЛИЯТЬ НА НАС Текст Исайя 1:13-15 (с. 680 ВЗ)
Второй отрывок объясняет нечто большее: немного «очеловечиваясь», Бог говорит о Своем отвращении, нетерпении (13) и даже ненависти (14) к тому, что мы делаем во время богослужения. Точнее, к тому, в каком состоянии находятся люди, придя на богослужение. Проблема формулируется во фразах: «беззаконие – и празднование» (13) и «ваши руки полны крови» (15). Здесь мы видим принцип встречи с Богом в состоянии, когда ты не планируешь меняться (каким должно быть правильное состояние, мы скажем в подпункте 3). Тут изображены верующие, похожие на не заходящих к Пилату, чтобы не оскверниться, но пришедших убить невинного. Или требующих снять тело невинно убиенного ими чуть позже, чтобы соблюсти субботу, как хочет Бог. Люди, виноватые в ужасном отношении к окружающим, спокойно молятся, постятся и «соблюдают заповеди».
В нашей церковной субкультуре, подпитанной ядом избранности и «адвентисткой пророческой самобытности», выглядит это следующим образом. Человек приходит на богослужение не потому, что оно ему нужно для перемен в нем, чтобы он стал лучшим человеком и что-то исправил. Кого вы не спросите, вам скажут, что мы уже изменились, мы все, что надо соблюдаем, мы исполнители 10 заповедей, в отличие от прочих дочерей вавилона и язычников. То, как себя чувствовал фарисей на фоне мытаря в храме – прекрасный пример самочувствия адвентиста на фоне «идолопоклонника – православного, соблюдающего день дьявола». Почему фарисей из той истории ничего не получает на служении? Потому что ему там ничего и не нужно. Он ощущает себя достаточно хорошим, служение ничего не дает ему, он пришел других (плохих) посмотреть, да себя (хорошего) показать.
Тут и происходит парадокс, когда Бог приглашает тебя для исцеления от испорченности к Себе, а ты выдумал, что это не тебе, а Ему надо. И так богослужение из средства встречи с Богом, способа влияния на нас, становится бесполезным делом. Толковый мощный инструмент, который придумал Бог для исцеления верующих времен Исайи и современных адвентистов, становится вредной штуковиной, которой эти верующие пытаются угодить Богу.
Практика: Я хоть раз чувствовал себя фарисеем из притчи на фоне мытаря? Чем я был лучше других? Когда в последний раз богослужение сделало меня лучше? Этот инструмент вообще работает? Моя община зовет меня к переменам в отношениях?
3. БОГОСЛУЖЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ. Текст Исайя 1:16-20 (с. 680 ВЗ)
Самым неправильным пониманием третьего отрывка нашей главы будет представить, что Бог ждет к Себе уже хороших, идеальных людей, хотя при желании и такое можно вычитать из него. На практике христианской жизни описанное в тексте происходит другим образом. Человек понимает, что попытки делать добро, искать правды и спасать сироту и вдову (17) у него не приносят результата. Ну не хочет никто даже представлять себя в такой роли, а тем более что-то подобное делать в жизни. Трезво оценивающий свои желания понимает, что «злое, которого не хочу, делаю». И, даже перестав трогать других, ты пальцем о палец не ударишь, чтобы взяться кого-то там защищать и кормить. Ты же не добрый самарянин какой, ты обычный левит, направляющийся в храм.
И, на самом деле, эффект от богослужения происходит, когда на нем ты, грешник с нуждой в переменах (17), так и не научившийся ничему, приходишь и там происходит какое-то переосмысление, рассуждение, и очищение (18). Хитренький и крепенький Иаков ничего не получает от Бога, а вот ему же хромому уже нужны благословения. Польза от встречи приходит только к подготовленному, не здоровые лечатся врачом, а только больные. В этом смысле, успокаивая наших единоверцев, что у них все прекрасно, они избраны и превосходят прочих христиан, мы делаем им плохую услугу – они лишаются возможности получить пользу от богослужений.
Когда текст говорит «научитесь», а мы вроде и так уже все знаем больше других, мы противоречим Слову Божьему. Когда тут написано «очиститесь от злых дел», а мы уже поменялись и стали хорошими, мы идем поперек Библии. Когда мы читаем «научитесь делать добро», а мы говорим «я никогда никому ничего плохого не делал», это тоже приговор нам. Получается, что нормально приходить к Богу только осознающим свою природу, богослужение – это встреча грешника с Тем, кто его очистит. И нам стоило бы задуматься, о чем стоит порассуждать (18) на наших встречах – о датах пророчеств и длине юбок или о чем-то более важном.
Практика: Зачем я хожу на богослужения? Как настроиться на встречу с Богом? Встать на коленки и надеть субботний костюм или проанализировать свои мотивы и совесть? О чем мы с Богом «рассуждали» (18) в последний раз? К чему это привело?
Вывод. Встреча с Богом принесет нам перемены, если мы:
— откроем для себя, что богослужения не приносят никакой пользы Богу;
— обнаружим, что Он ждет изменений в наших отношениях с людьми на практике;
— подготовимся, осознав свое испорченное состояние.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10