9 урок об образовании: В ЧЁМ ОПАСНОСТЬ РЕЛИГИИ? (Церковь и…)
9 урок об образовании: В ЧЁМ ОПАСНОСТЬ РЕЛИГИИ? (Церковь и…)
В трех новозаветных отрывках мы увидим, как принадлежность к религии играет с верующими злую шутку, становясь препятствием на пути к честности.
Проблемы проведения урока:
Как, по мнению нашего урочника, церковь образовывает людей? Схема здесь очень простая, и она характерна не только для этого пособия, но вообще для любого урочника по любой теме, да и для любой проповеди или книжки, с которой вы встретитесь в адвентистской церкви. Откройте подтему воскресенья, и вы обнаружите идеал образования через церковь по-адвентистски.
Там нам дают три элемента. Притчу некоего раввина, чем коза отличается от овцы (Вы не удивитесь, узнав, что её выдумали прямо на коленке авторы урочника). Притчу Иисуса о добром самарянине. И вывод: «как адвентисты седьмого дня, мы гордимся своим многознанием (!!!): 1844 год, суд, великая борьба и тп – всё, что христианский мир не понимает до сих пор», а мы понимаем.
В этом способе обучения прекрасно все: недалекая по интеллектуальности история, не пришитая по смыслу ни к тексту Библии, ни к причине гордится адвентизмом. История из Библии, которая вообще никак тоже не относится ни к 1844 году, ни к великой борьбе, ни к чему, что говорилось в подтеме до или будет говорится после. Да это и незачем – сюда можно было бы вставить любой текст Библии, либо цитату из Уайт, либо еще одну историю про козу. Библия в урочнике не несет никакого смысла, она там, в принципе, и не нужна, толковать её никто не будет, и искать смысл в сказанном Богом тоже.
Адвентистам важно другое – именно свое заоблачное превозношение надо всеми недоумками – христианами других деноминаций всех времен и народов, которые так и не догадались до того, что нам открыла незабвенная Елена Уайт. Можно смело выкидывать весь остальной урок и весь урочник тоже, его суть в том, чтобы на любой текст Библии говорить: все дураки, а у нас есть 1844 год и великая борьба!
Главный вопрос: Может ли религия послужить нехорошим качествам человека? Как сделать, чтобы такого не происходило с нами?
Ломка льда: Вы когда-нибудь принадлежали к организации, членство в которой ценилось? (партия, элитный клуб)? Это продолжается или уже обесценилось?
1. ИЛЛЮЗИЯ ИЗБРАННОСТИ. Текст Лука 4:24-30 (с. 67 НЗ)
В сегодняшних библейских текстах мы увидим, как церковь может не помогать образованию, а, скорее, мешать ему – и это ярко показано именно в тех отрывках, что приведены в урочнике. Первый из них касается истории Иисуса, посетившего Свой родной город. И в ней Сын Божий встречается с верующими людьми, которые сперва не принимают Его (24), а затем злятся на Бога, выгоняют Его из церкви (28), и собираются убить (29). За что? За то, что Тот посмел коснуться одного очень важного убеждения, которое давало им комфорт, а теперь подверглось сомнению.
Дело в том, что простая принадлежность к любому религиозному сообществу уже дает человеку плюсы, даже если в этом сообществе Богом и не пахнет (да Он там, по сути, и не нужен). Церковность дает тебе исключительность, и моментально повышает твой статус, потому что теперь твой мир делится на верующих (угодных Богу, нас) и неверующих (неугодных Богу, неспасенных, их). Именно на этом и построен наш урочник, когда он безо всяких доказательств критикует иные конфессии, обзывает их, считает недалекими, как мы уже видели это во введении в урок. То есть, присоединяясь к любой церкви, человек уже получает бонус +1000 к своему самочувствию, потому что у него появляется иллюзия богоизбранности, высших знаний и прочих ништяков, которые вне церкви вы не почуствуете.
И когда Иисус попытался вспомнить с такими людьми Библию, Он получил ровно то же самое, что вы получите на уроке СШ в церкви АСД, если решите почитать там Библию вместо урочника. Примеры Писания показывают, что установка церкви на то, что принадлежщие к ней люди – самые лучшие – неверна: что вдова, что Нееман качественно на порядок отличались от неверующих своего времени, это же относится и к современной иллюзии, как бы её не пропагандировали. Вообще, человеку нужно раз и навсегда отказаться от этой выдумки, и чем раньше он этим займется, тем больше у него шансов понять, что вера – это не о превосходстве одних людей над недалекими другими, вера – об отношениях с Иисусом, которых в большинстве случаев у христиан нет. А ложный покой, получаемый в организации – это не больше, чем обман, который однажды схлынет, Иисус, судя по отрывку, усиленно занимался разрушением этого обмана Своей проповедью, насколько бы больно это не было.
Практика: Когда в последний раз я чувствовал свое превосходство над теми, кто не в церкви? Они правда хуже меня или я так думаю? Зачем мне нужно превосходить других? Что я пытаюсь компенсировать? В моей церкви проповедуют избранность?
2. ОПРАВДАНИЕ ПОСТУПКАМ. Текст Лука 10:30-37 (с. 78 НЗ)
Знаменитая история доброго самарянина будет больше полезна нам, если мы рассмотрим в ней героев, больше похожих на нас, верующих. Здесь два таких персонажа, священник и левит, и оба они вполне спокойно не помогают ближнему (хотя попавший в беду действительно был гораздо ближе им, чем постороннему самарянину). И нам будет полезно обнаружить, что у Самарянина не было никаких причин идти против совести и не помогать бедолаге, а вот у наши героев такая причина была. У человека, погрузившегося в религию, появляется целая куча правил, которые позволяют тебе оправдать свои самый ужасный поступок. В данном случае ни тому, ни другому нельзя было касаться (возможно) мертвого тела, оба они мчались в храм, где их ждала целая толпа людей, нуждающихся в их служении, есть и другие причины, по которым их религия давала им освобождение от совести, возможно, та же суббота, в которую надо сидеть и ничего не делать, а не ходить по улицам и помогать разным персонажам (см. начальник синагоги – приходите в пн).
В Библии мы постоянно встречаем такие случаи, когда люди с религией имеют возможность прикрыться ей в неблаговидных делах – от ребят, отказывающихся от заботы о родителях под видом дара Богу, до уничтожающего не таких, как ему нравятся, людей, Савла. К сожалению, простые отношения с Богом, когда Он подсказывает тебе, что делать, запросто перекрываются системой правил, существующих в любой деноминации. И поэтому в нужный момент религия может подставить нам плечо помощи, чтобы мы не делали то, чего не хотим (и, наоборот, чтобы мы спокойно пускались во все тяжкие под видом благочестия).
У самарянина не было правил соблюдения субботы, прикосновения к нечистому, служения в храме и тп, и поэтому он не мог сбежать от Бога, побуждающего его действовать. Получается, что и нам нужно предпринимать усилия, чтобы многочисленные писанные и неписанные правила церкви не были для нас городом – убежищем, где мы прячемся от неудобств следования за Богом. Иначе церковь становится организацией, которая не помогает человеку, а вредит его связи с Богом. Такого быть не должно, надо как можно раньше исцелиться от этого.
Практика: Бог может призвать меня сделать что-то не по правилам церкви? Такое бывало где-нибудь с героями Библии? Но не со мной? Я хоть раз прятался за церковными правилами от Бога? Церковь помогает или мешает мне слушать Его?
3. НЕЗАСЛУЖЕННАЯ ВЛАСТЬ. Текст 1 Фесс. 2:6-8 (с. 247 НЗ)
Последний отрывок чуть более сложен, так как основан на письме, а не на Евангелии, но нам интересно описание поведения автора, предполагаемого и реального. Посмотрите, как Павел описывает возможности, которыми запросто пользовались окружающие его люди, занявшие хоть мало-мальскую роль в церкви. Человек, который мог быть никем в нормальном мире, в религиозной группе запросто может задрать нос просто на основании того, что он там «совершает служение». И все, он будет с важностью ходить, принимать себе поклонение, раздавать направо и налево жизнеменяющие советы, и пользоваться свой непонятно откуда взявшейся властью.
К сожалению, слова Иисуса «а среди вас да не будет так», никто не услышал, и в больших и малых церковных конфессиях любой авторитетишко мнит о себе, что он действительно правитель, а не служитель. При этом церковь дает ему право править над находящимися в его власти, он будет рассказывать, какую кашу можно есть, и какую нельзя, какую музыку верующие имеют право слушать, и даже кто может заниматься мастурбацией, а кто нет. Вот эта «важность», упомянутая Павлом, становится объектом вожделения человека, дорвавшегося до любого места в церкви, пусть это даже место какого-нибудь «члена совета общины от рядовых членов церкви». Не все места дадут выгоду, воплощенную в бронированных машинах и телохранителях, как у нашего Теда Вильсона, но все дадут другую, испорченную систему координат, в которой самомнение человека начинает зашкаливать и он считает себя кем-то, будучи никто. На самом деле, если вы присмотритесь, церковь как раз и становится местом, где неудачники по жизни, не сумевшие закончить даже вечернюю школу, становятся супергуру, каждое слово которых ловят адепты.
В этом отрывке есть и положительный пример самого автора, который бежал от подобного самовозвышения над другими, относясь к людям с нежностью и самопожертвованием. Это относится и к предыдущим подпунктам урока. Церковь нельзя превращать в инструмент для самоудовлетворения, она нужна для другого.
Практика: Я видел людей, которые «властвуют» в церкви? Мне это нравится или нет? Я подчиняюсь такой власти? Я хоть раз в жизни пользовался этим? Как делать, чтобы в общине не важничали, а служили? В моей общине происходит так?
Вывод. Для того, чтобы религия не принесла нам вреда, нам нужно:
— стереть понятие о том, что верующие автоматически лучше неверующих;
— перестать использовать правила церкви, чтобы заглушить ими голос совести;
— ни в коем случае не воспринимать служение людям как власть над ними.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10