2 урок о благовестии: СОДЕРЖАНИЕ ПРОПОВЕДИ (Успешные…)
2 урок о благовестии: СОДЕРЖАНИЕ ПРОПОВЕДИ (Успешные…)
На трех новозаветных примерах мы разберем то, о чем нужно рассказывать во время благовестия при встрече с заинтересованными людьми.
Проблемы проведения урока:
Проблема, с которой столкнутся преподаватели этого урока заключается в неопределенности его темы. Дело в том, что успешным свидетельством нельзя назвать свидетельство, которое не приняли – а в большинстве историй, приведенных в уроке, проповедников никто не слушает и им не верит. Не верят ни женщинам, говорившим о воскресении, ни апостолам в синедрионе, ни Павлу на суде прокуратора и царя. Поверили ли жители Гадаринской страны бывшему бесноватому, мы можем только фантазировать. Поэтому нельзя говорить об успешности этих свидетельств в церкви, где успешным свидетельством считается проповедь Теда Вильсона в Руанде, где результаты и число (60 000 крещенных) нам сообщают еще до того, как она началась. Либо автор урока должен был объяснить, что такое библейский успех (и этим нивелировать успехи нашего «президента Церкви» – заменившего собой Главу Церкви), либо вообще не употреблять это слово. То же самое касается и «силы личного свидетельства». Какая сила, если во всех этих случаях никто не обратился? Когда мы пытаемся разукрасить непопулярное в среде христиан красочными эпитетами в надежде пробудить энтузиазм легковерных слушателей, мы добьемся противоположного результата у честных людей.
Мы выбрали из историй урока только три, в которых мы обратим наше внимание на то, что же благовествующие говорили своим слушателям – чтобы взять из Библии, а не из урочника, пример уже для нашей проповеди людям. Так мы сможем разобрать суть евангельского послания и увидим, нужно ли для проповеди другим людям учить адвентистские доктрины, знать буковки с выдуманной адвентистами папской тиары и зачитывать до дыр книгу незабвенной Елены Уайт «Евангелизм». Все гораздо проще, Библия оставлена нам как образец жизни верующих, и именно таким образом мы будем её использовать при проведении наших уроков.
Главный вопрос: О чем проповедовали люди из новозаветных историй, которые мы прочитали? Что нам стоило бы поменять в наших рассказах о Боге?
Ломка льда: Как должен проявить себя человек, чтобы вы им заинтересовались? (Захотели о нем больше узнать, почитать о нём, познакомиться, написать?
1. ПЕРЕМЕНЫ К ЛУЧШЕМУ. Текст Марк 5:15-20 (с. 43 НЗ)
В нашей первой истории нам встречается бывший бесноватый, которого отправляют проповедовать (или просто жить) в его родную местность. При этом весьма интересно, что человек побыл с Иисусом буквально несколько часов, не больше, и он просто не мог выучить 28 пунктов вероучения АСД о святилище и духе пророчества. Ни знаний о христианстве, ни другой информации у человека не было, поэтому крайне интересно, в чем была суть его проповеди? Исцеленный от сумасшествия рассказывал о доброте Бога, проявленной в его исцелении (20). То есть, о том, что Бог изменил его жизнь. И в ответ на это люди, как минимум, удивляются, сравнивая находящегося перед ними человека с тем, кого они знали как бесноватого (20).
Получается, что христианам надо сосредоточиться не на том, в чем церкви традиционно соревнуются друг с другом и с неверующими – на убеждениях и вероучении. Главное, что автоматически сделает христианина не только приятным человеком, но и первоклассным проповедником – это акцент на практической жизни. Тот, кто прощает, любит и проявляет чуткость и милосердие к окружающим может даже ничего и не говорить, он будет заинтересовывать сам по себе, и люди будут присматриваться к такому нестандартному персонажу. А фанатиков и доктринеров они видели в своей жизни уже достаточно, этим никого не заинтересуешь, хоть бы ты был суперапологетом своей церкви. Люди дружат и сочувствуют построившему в городе синагогу, а не Пилату, смешавшему кровь людей и их жертв. Им интересна небросившая свою свекровь и потащившаяся за ней в чужую страну, а не подставившая собственного мужа на его дне рождения. Получается, что нам стоит смело выкинуть из зоны внимания все те вещи, которые нашей практической жизни не касаются, и заняться копированием жизни Иисуса.
Кроме того, что можно сказать о содержании проповеди, стоит кратко обратить внимание и на причину отказа слушать. В данном случае Иисуса не принимают из-за потерь, невыгодности, ущерба, который он может принести человеку, принявшему проповедь. Люди уже лишились свиней и мало ли чего Он потребует следующим? Сегодня миллионы точно так-же идут против своей совести или не принимают весть потому что им есть что терять, от спокойной жизни до работы и денег.
Практика: Моё христианство – это учение или перемены в жизни? Я стал другим после обращения? В чем? В чем я хотел бы стать другим? Когда я в последний раз замечал, что проверяю, сколько мне будет стоить поступить по совести?
2. ПРЯМОЕ ОБЩЕНИЕ. Текст Марк 16:1-11 (с. 60 НЗ)
Вторая история интересна тем, что проповедуют здесь верующие, встретившиеся с небесным, разочарованным верующим (получается, что благая весть нужна не только язычникам). Но нам интересно другое: женщинам сообщают, о чем они должны рассказать. Смысл рассказа в том, что Иисус – живой, а не мертвый (6), и Он ждет того, чтобы встретиться и пообщаться со Своими друзьями (7). В принципе, после воскресения Иисус только и делает, что появляется то здесь, то там, и встречается с разными людьми как до вознесения (рыбалка, Фома), так и после (Стефан, Павел). Принцип в желании Бога быть рядом с человеком, вернуть хорошие отношения с ним. И проповедь должна рассказывать об этом.
Когда мы рассказываем человеку адвентистское Евангелие, там есть все, кроме этого выхода человека на прямую связь с Иисусом. Бедняге расскажут о сатане, восставшем на небе; о Мидо Персии, которая что-то там доказывает; о состоянии людей после смерти, о вегетарианстве и о доброй бабушке, что держала в руках стокилограммовую Библию и при этом не дышала. И даже если об Иисусе и расскажут, как о взявшем на Себя грех, Его тотчас же отправят в святилище и вероятность встречи с Ним в жизни определят, как равную нулю. А Евангелие заключается в другом: в том, чтобы потерянное в Эдеме общение, когда человек разговаривал с Богом напрямую в прохладе рая, которое позже проявлялось в хождении пред Богом у Еноха и Ноя, чтобы это естественное нахождение в присутствии Иисуса вернуть любому. Поэтому гораздо важнее, чтобы люди поняли, что Бог хочет с ними разговаривать, чем то, Троица ли Он и какой смертью Он умер.
Касаясь причины неверия, мы видим, что слушатели были, казалось бы, самыми расположенными к благой вести. Это были не неверующие, не злые фарисеи (те поверят), не какие-то злодеи, это были ученики Иисуса, видевшие и чудеса и воскрешения. Но они имеют предвзятость и специально отказываются верить женщинам, решив, что такого быть не может. И эта проблема предвзятости является самой главной в нынешнем отказе доверять Богу, потому что наш бог – это наш личный опыт, а по нему никто не воскресает, и Бога в нем, чаще всего, и близко нет.
Практика: Я верю, что могу встретиться с Иисусом в жизни? У Него есть что мне сказать? Я хочу это услышать? Я вообще хочу с Ним разговаривать, или предпочел бы пока не встречаться? Что может мешать мне поверить Ему, как это было у апостолов?
3. ПРАВДА О СЕБЕ. Текст Деяния 26:9-20 (с. 164 НЗ)
Как и в первой истории, здесь рассказывается опыт жизни, но тут содержится совершенно другой элемент, который людям важно услышать от нас. Павел находится на таком же суде перед царем и прокуратором, который прошел однажды Иисус. Но здесь на них никто не давит, и Павлу удается рассказать то, что он хотел бы. Интересно, что в проповеди он рассказывает о себе, но при этом не рисует из себя суперчеловека, и не занимается лживыми рекламными трюками, к которым так привыкли мы (привыкнув к этому от речей старших братьев, и делая это сами). Здесь нет историй о том, что христиане живут на 9 лет дольше других, что у них 20+ миллионов членов, 115 больниц и АДРА, что их не тронет Ковид и чипирование, что у нас в церкви истина, а у вас число зверя. Павел вообще не рекламирует церковь, и замечательного себя в ней, как это делаем мы. Он занимается противоположным.
Обратите внимание, как он довольно смело представляет свои ошибки, показывая, что он виноват и в том, что заблуждался (9), что он уничтожал непохожих на него людей (10), мучил и не давал им жизни, злился (11) и шел против совести (14). Он показывает, что не был безгрешным святошей, в отличие от нас и от нашей Елены Вайт, которая была прекрасным семьянином, воспитателем детей и избегателем долгов. Это реальный взгляд на себя, грешного человека, которого позвали слушаться Бога, что тот и сделал (19). Именно такого взгляда, где мы не ангелочки, не хватает в нашем взгляде на жизнь, что остро чувствуют наши слушатели, прекрасно понимая, что перед ними стоят обыкновенные лицемеры — притворщики.
Причина неприятия семьей царя и прокуратором проповеди заключалась в том, что для духовного роста практически всегда (за редким исключением) нужно долгое время. Агриппа практически принимает все сказанное (28), оба они признают невиновность (32), то есть проповедь повлияла на совесть. Но любому нужно пройти целый процесс до того, как он согласится на перемены в жизни. Поэтому нам надо быть крайне терпимыми к окружающим в этом, и, может быть, даже к себе.
Практика: Если мне все же приходится проповедовать, я проповедую Христа или церковь? Я пользуюсь рекламными приемами, скрывая неблаговидное и обещая золотые горы? Так делает моя церковь? Я говорю людям, что я грешник?
Вывод. Для того, чтобы наши рассказы о Боге были библейскими, нам надо:
— понять, что Иисус менял жизни к лучшему, и приглашал делиться этим;
— самим иметь прямую связь с Богом, и звать людей к этому;
— перестать притворяться святошами, и показать, зачем нам нужен Спаситель.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10