13 урок по Деяниям: КАК БОГ ВЫЗЫВАЕТ ИНТЕРЕС (Путешествие…)
13 урок по Деяниям: КАК БОГ ВЫЗЫВАЕТ ИНТЕРЕС (Путешествие…)
Последний урок по книге Деяний покажет, каким способом Бог способен вызвать интерес к христианам, и как это может случиться в нашей жизни.
Проблемы проведения урока:
В последнем уроке наше пособие следует своему привычному повествованию: пересказу событий глав. Но оно сопровождается вкраплениями адвентистских традиций, которые обязательно нужно вставить в головы слушателей, потому что в Библии этой информации нет. Так, например, разве можно было обойтись без упоминания о том, что адвентисты важнее Бога и могут либо сдержать Его Пришествие, либо ускорить его? Не важно, что по этому поводу говорит Слово, ведь у нас есть лжеучение, взятое из пятитомников, в нашей субкультуре считающихся более важными, чем Писание. И приведенная оттуда в подтеме пятницы цитата говорит, что Господь вернется только после того, как члены церкви АСД соблаговолят выполнить работу «по оповещению мира». В принципе, ни текст Деяний, ни логика урока нигде даже не намекает о Пришествии, адвентистах или чем-то подобном, но железное правило урочников – заливать в мозг легковерных читателей то, во что им нужно верить. Благодаря таким цитатам все в церкви знают, что Бог придет не тогда, Он когда захочет, нет, теперь Он зависит от нас, и никуда не денется, пока мы не пошевелимся. Вспомните фильм об этом учении, распространявшийся перед сессией ГК, о том, как адвентисты не дали Иисусу вернуться в 1901 году, из-за того, что кучка их президентов отказались быть едиными. Можно задуматься, такими «цитатами» нам предлагают здесь изучение Библии или изучение вредных церковных традиций?
Выбирая главную тему для нашего урока, мы не могли пройти мимо странных событий этих глав, когда всех окружающих людей тянет поговорить с Павлом, посмотреть на него, защитить или получить помощь. В отличие от него, современным христианам приходится «продавать» и себя и проповедь, рекламируясь, заваливая города пригласительными и газетами. В Библии же показан совершенно другой способ проповеди – именно с ним мы и разберемся в трех историях книги Деяний.
Главный вопрос: Как Бог вызывает интерес и доверие к Евангелию? Что мы могли бы сделать, чтобы не мешать Ему в этом деле?
Ломка льда: Если бы в ваш город сегодня приехал знаменитый проповедник буддизма (ислама, индуизма) – вы бы пошли слушать его? Почему?
- Послушание внутреннему импульсу. Текст Деяния 27:21-26 (с. 166 НЗ)
Как мы уже говорили в предыдущих уроках, проповедь в книге Деяний кардинально отличается от нашей современной попытки заставить людей слушать то, что им неинтересно. Первые христиане были ведомы Духом только к тем, кому Евангелие было интересно, и в случае не-интереса сразу же уходили к другим слушателям. В нашем уроке мы увидим, как же Бог создает этот интерес на трех примерах.
Первый отрывок взят из главы, полностью посвященной кораблекрушению, где благодаря Павлу (а, точнее, Богу, которого слушался Павел) были спасены 276 людей. В ней сперва описывается полное нежелание слушать Павла (10-11), затем наш отрывок, где христианина выслушивают, затем ему подчиняются и не дают морякам сбежать (31-32), а в конце ради одного этого верующего спасают всех узников (42-44). Тут показана интересная эволюция людей, случившаяся от полного отвержения слов до абсолютного подчинения далекому от мореплавания человеку. Чем Павел вызвал такое расположение? Тем, что он внимательно слушает, что говорит ему Бог, и подчиняется Божьим повелениям. Непонятно, каждый ли раз ему являлся ангел, как в т. 23, похоже, что в случаях предупреждения о плохом плавании или в кризисе, когда моряки собирались сбежать, ангелов не было, но христианин был чуток к тому, что говорил ему Бог и без ангелов. Хотя эти слова сперва всем казались глупостью.
Принцип здесь в том, что Бог Сам специально вызывает интерес к людям, которые Его слышат. И это происходит, когда ты Его слушаешь в повседневных импульсах, что Он тебе дает. Хотя мы не акцентируем на этом внимания в нашей церкви, но Богу нужны люди, слышащие Его сегодня в конкретных ситуациях, типа спасения этих трехсот человек, или спасения всего ближнего востока во время голода через Иосифа, или необходимости отдать горницу или вылить духи. Это противоречит нескольким нашим традициям, потому что адвентистов учат соблюдать правила: 10 заповедей, церковное руководство, рабочий курс, но никто не говорит о том, что Бог говорит сегодня и сейчас, и то, что Он говорит – обязательно к исполнению так же, как 10 заповедей. И, вернувшись к нашей теме, именно благодаря послушанию Павел получает интерес, авторитет и ценность в глазах людей, что были вокруг него. Бог создает ситуации и вмешивается в жизнь людей, нам нужно лишь слышать Его.
Практика: Я согласен, что проповедовать людям, которым не интересно, вредно? Я так делаю? Что я делаю чаще – нарушаю 10 заповедей или отказываюсь слушать импульс совести? Как обычно я чувствую, что Бог не хочет, чтобы я что-то делал?
- Благословение — проклятие. Текст Деяния 28:2-6 (с. 175 НЗ)
Следующая история, случившаяся с христианином уже на острове, показывает, как обычно люди воспринимают Бога в своей жизни. Это абсолютная глупость, но она распространена и вгравирована в наши мозги похлеще любого инстинкта. Когда Павла (кстати, работягу, в отличие от современных «апостолов») обвивает ядовитая змея, все считают, что он проклят Богом и делает неугодное Ему (т. 4) . Когда через минуту ядовитая змея оказывается в костре, и Павел остается живым и здоровеньким, все считают, что он – Бог (т. 6).
Это общеизвестный принцип, абсолютно неверный, и к тому же тот, что абсолютно невозможно убрать из головы. Каждый раз, встретив богатых фарисеев и жующего колоски Иисуса, люди отлично поймут (при этом совершенно неверно), кто из них – от Бога. Увидев исцелившегося Езекию и заболевшего Иова мы обязательно решим внутри, кто из них благословлен Богом исцелиться, а кто – проклят Им. И так наша предпосылка работает во всем, и это обязательно будет первой мыслью при самоанализе – когда с нами что-то случается, мы отлично знаем, доволен мной Бог или раздражен. Ну и конечно, при этом мы на 100% неправы – у Бога другой способ отношения с людьми, в который не верят даже христиане со стажем. Он посылает блага абсолютно всем, включая нехороших, а вот любящих Его часто держат в кандалах и даже выгоняют из церкви. Пэтому в этом подпункте стоит обратить внимание на эту нашу (и островитян тоже) нехорошую предпосылку.
Что касается нашей темы, мы видим, что для островитян Павел был совершенно незнакомым человеком, и все понимали, что он – преступник, раз его охраняют с остальными разбойниками. Но Бог с ровного места, (а точнее, даже из ямы), поднимает человеку авторитет, просто допустив его безболезненную встречу с ядовитым животным. Христианину не нужны были проповеди о себе, какой он замечательный, что он за ЗОЖ и в его церкви есть АДРА и 166 больниц. Мы в очередной раз видим, что интерес в руках Божьих, а человеку нужно просто слушаться совести. Если холодно – таскать дрова для блага других, остальное Бог способен сделать совершенно без твоей помощи (а точнее, сделанного тобой вреда).
Практика: Как я оцениваю расположение Бога – по благословениям-проклятиям, или другим способом? Как в момент кризиса верить в Его доброту, несмотря на эту мысль? Когда я в последний раз рекламировал самого себя и свою доброту? Зачем?
- Учение, а не слабый человек за ним. Текст Деяния 28:16-24 (с. 167 НЗ)
Третья история вызовет неподдельную зависть у проповедников, тратящих всю энергию и огромные деньги на то, чтобы к ним прислушались и ими всё же заинтересовались. В отрывке Павел просто сидит под домашним арестом (16), а его порог обивают знатнейшие Иудеи (17), толпа ветхозаветных верующих (23) и множество язычников в течение двух долгих лет до суда у императора (30). Это чудо, которое нужно современной церкви как никогда, и поэтому ей стоило бы читать книгу Деяний гораздо внимательнее – что нужно сделать, чтобы современные адвентисты вызывали бы такой же интерес.
Нам интересен еще один аспект, который прежде не встречался в книге. Если раньше Иудеи были главными противниками проповедника, и в любой момент портили отношение (и интерес) к нему, то здесь чудо отношения римских Иудеев объясняется как раз противоположным. Из-за многолетних заключений и передряг на море, возможно, след Павла был потерян, или про него забыли недоброжелатели, 40 камикадзе из 23 главы, видимо, перемерли от голода :), и Иудеи не сделали того, чем обычно занимались – не испортили ему репутацию. Поэтому представители верующих, придя к Павлу, обращают внимание не на него, как настроенные против люди из Иерусалима, Ефеса или Листры, они сами в этом признаются в т. 21. Вместо личности им интересно учение (22).
Это важный принцип, потому что отделять голос Божий от человека, через которого он передается, мы не умеем. Точнее, не хотим, потому что слабый и грешный человек всегда может стать для нас защитой от принятия новых вещей. Моисей был женат не на верующей из нашей церкви, Осию мы бы не слушали из-за еще худшего брака, и в самом центре Евангелия Иисус говорит, что вы специально не слушаете Иоанна Крестителя, потому что он ни ест, ни пьет, а Меня – потому что Я ем и пью. Здесь тоже говорится о необходимости в открытости, чтобы мы не прикрывались тем, какой человек, а были внимательны – как Бог обращается к нам через него.
Практика: Есть ли у меня люди, с которыми я никогда не соглашусь, что бы они не говорили? Это месть? Поиск безопасности? Как научиться «обнулять» наши плохие предпосылки к людям? Как не обращать внимание на личность автора?
Вывод. Для того, чтобы Бог мог вызвать интерес к христианам, нам нужно:
— обязательно слушать внутренние побуждения в повседневной жизни;
— довериться Ему вместо того, чтобы заниматься саморекламой ;
— стараться говорить не о себе, а передавать подсказанное Богом.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10