8 урок по Деяниям: РЕШЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ СПОРОВ (Собор…)

8 урок по Деяниям: РЕШЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ СПОРОВ (Собор…)

 8 урок по Деяниям: РЕШЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ СПОРОВ (Собор…)

Урок по 15 главе Деяний покажет три совета, которые помогут любой христианской церкви разрешать возникающие в ней споры.

Проблемы проведения урока:

Весьма странно встретить в адвентистском урочнике термин, который совсем не соответствует нашему обычному подходу к истории, выстроенному в терминах книжки Великая Борьба — противостоянии между верными нами и всем остальным «отступившим от истины христианством». Когда мы называем «собором» встречу, которая прошла в Иерусалиме, что мы под этим подразумеваем? Ведь «соборы» – это для АСД встречи, на которых в церковь всегда пропихивалось отступничество?

Соборами называются встречи христианских церквей, решения которых приняты к исполнению многими церквями, но не нашей деноминацией. В нашей церкви никто не подпишется даже перед Символом веры Никейского собора, а тем более перед другими символами (выработанными решениями соборов), в основном из-за страха перед формулировками, определяющими церковь. Для адвентистов главные соборы – это их генеральные конференции, проходящие раз в пять лет, а на историю церкви они внимания не обращают. Тем более, что в начале своего существования АСД самых главных адвентистов не устроили бы анти-арианские решения соборов, определяющие божественность Иисуса и Духа Святого, ведь у власти в АСД тогда были ариане. Поэтому странно и нелогично претендовать на исторические события, которые мы сами отвергаем, как неправомочные, и с какой-то стати называть встречу в Иерусалиме собором. Если мы вводим этот термин, то легализуем  правомочность и других соборов, и, наверное, должны хотя бы задуматься над тем, что они решили. Поэтому авторы урочника сами копают яму своей деноминации, и однажды будут решать проблемы, вызванные ими самими. (Это будет хорошо церкви, но не им).

Мы же посмотрим на другое, более важное с практической точки зрения: как разрешались споры, возникавшие у христиан, в эру руководства Духом. В современных церквях споров полно, и будет неплохо понять, как их решать.

Главный вопрос: Каких важных принципов нужно придерживаться, решая возникающие в церкви противостояния? Возможно ли это в нашей общине?

Ломка льда: Если бы вы могли выбрать, то в какой период истории христианства вы хотели бы жить? Когда было бы легче (или интереснее) всего для вас?

  1. Принцип открытости. Текст Деяния 15:1-6 (с. 149 НЗ)

Читая историю из отрывка, мы в очередной раз обнаруживаем, что в первой церкви не всё было так безоблачно, как нам рисуют слащавые проповеди. Мы видим разрастание проблемы, которая уже возникала между разными национальностями христиан еще со времен вдов и избрания дьяконов, только на другом уровне. Теперь целая фракция (она еще возьмет верх) требовала, чтобы спасение засчитывалось христианам только после исполнения обрядов, делавших из язычника Иудея. Точно так – же современные АСД проповедуют о засчитывании спасения людям только после того, как они будут соблюдать 10 заповедей. И то, и другое – невозможно, но кого это волнует? Мы поговорим об этом во 2 пункте, а сейчас о другом.

Если бы такая проблема разрослась в нашей современной церкви, то все случилось бы по другому – ни в какую Библию никто бы об этом не написал, это не проникло бы даже в новости газеток, которые выбрасывают на следующий день. Дело в том, что принцип открытости сегодня надежно забыт, главное, что беспокоит современные общины и целые деноминации – не выносить ничего на обсуждение, спрятать все неблаговидное, и заставить замолчать всех, кто даже заикается о проблеме. А вдруг об этом услышат неверующие и к нам не пойдут? Надо уничтожить даже упоминание о проблеме! Павла и Варнавву из 2 текста задним числом бы уволили, всех возмущавшихся иудействующими в Антиохии исключили бы из церкви, а все блоги о проблеме были бы с помощью шантажа подтерты из интернета того времени.

Но Церковь, водимая Духом, поступает по-другому. Мы видим, что христиане не боятся признать существование проблемы и полны решимостью вовремя с ней разобраться, никто и никогда не ходит со страхом: «как бы кто случайно не узнал». В этом они противоположны нашему подходу «а вдруг кто узнает, что»: наш пророк списывал с художественных книжек, наши церковные лидеры воруют, наши десятины вкладывают в оружие и тп. Современные христиане тратили энергию на сокрытие проблем, а христиане того времени признавали проблемы и тратили энергию на их решение с помощью Духа. Конечно же, мы видим, что из этих двух подходов срабатывает гораздо лучше, и, похоже, мы выбрали не то. Строить из себя святых – совсем не христианский подход, это лицемерие. Иисус же учил раскаянию.

Практика: Я верю, что церковь может жить без споров? Что предпочитают делать в моей общине – прятать проблемы или решать их? Что предпочитаю делать с проблемами я? Почему я не верю, что конфликты в церкви можно разрешить?

  1. Принцип практичности. Текст Деяния 15:7-12 (с. 149 НЗ)

В приведенных текстах мы читаем выступление Петра, в котором он пытается решить возникшую между верящими в обряды и верящими в Иисуса христианами. Кроме его собственного личного опыта, показывающего, что язычники – такие же люди, равные перегордившимся «верующим со стажем» (мы разбирали на одном из прошлых уроков, как сильно верим в свое непонятно откуда взявшееся превосходство), он подчеркивает еще одну очень важную вещь. В 10 тексте он говорит, что мы никогда не должны требовать от кого-то непрактичных вещей. Если за тысячи лет существования иудейских обрядов никто не смог добиться ими спасения, и потребовался Христос, то зачем нам все равно заставлять соблюдать их язычников?

Это принцип практичности в решении спорных вопросов, и им практически всегда пренебрегают. Например, в извечном споре внутри адвентизма между евангельским и законническим крылом о роли 10 заповедей все кричат лишь о важности закона. И никто не задает вопроса: друзья, хоть один из вас смог соблюсти эти заповеди? Если нет, то зачем вы возлагаете это бремя на плечи людей, которые будут пытаться, страдать от неудач, и, в конце концов, либо бросят веру, либо станут бессовестными лжецами, объявляющими «я уже не грешу» (а таких в общинах уже много). К сожалению, этот вопрос всегда решается в теоретическом поле «если мы объявим, что заповеди не нужны, то все побегут в ларек за водкой». То же самое касается и других вопросов, актуальных для современной церкви, которые вызывают сомнения – рукоположения женщин (которые на практике работают не хуже мужчин), десятины (которая приносит пользу не только в привычном месте), или адвентистах, не верящих во все 28 доктрин (которые не становятся от этого худшими людьми).

Поэтому совет «от реальной жизни» может решить наши церковные проблемы не хуже того, как это произошло при воспоминании Гамалила о лжепророках, подсчетах на строительство башни или войну у Иисуса, или, здесь, у Петра, когда он вспомнил о том, как выглядит настоящая, не выдуманная жизнь, в облаках которой витают большинство верующих – тогда и сейчас.

Практика: Я соблюдаю 10 заповедей? Если нет, на сколько процентов? Я обычно оцениваю себя лучше, чем я есть на самом деле? Как перестать фантазировать в этом? Мои ожидания от других людей реалистичны – или тоже фантазия?

  1. Принцип компромисса. Текст Деяния 15:23-29 (с. 150 НЗ)

Заключительный отрывок из главы даже не упоминает о нечистой пище, которую было нельзя есть язычникам, о чём самозабвенно лжет наш урочник в подтеме среды, мы не будем опускаться до такого прочтения Писания в угоду себе, и обратим внимание на другой аспект, более полезный нашей теме.

Решение, которое было принято на встрече христиан, не было сделано только в пользу одной стороны, как может показаться невнимательному читателю. Да, христиан из язычников освободили от обрезания и других обрядов, они не должны были становиться Иудеями, чтобы принять христианство. Но при этом им предлагают другие, вполне себе «отличительные» вещи – где рядом с хорошим отношением к людям стоят блуд и три пищевых запрета. Сложно до конца определить, почему именно эти вещи были важны (а, допустим, не распространенный тогда гомосексуализм, или употребление свинины). Мы склоняемся к идее о том, что именно эти вещи были распространены в языческих храмах (храмовый блуд и идоложертвенное в капищах – там были точно). Поэтому можно сказать, что решением собрания в Иерусалиме была не победа евангельского крыла над обрядовым, это был компромисс. Язычников освобождали от обрядов, но при этом им предлагали двигаться подальше от языческого, становиться такими людьми, которых будет легче любить их собратьям – Иудеям.

Конечно же, слово компромисс в адвентистской среде сродни ругательству, и средний представитель нашей церкви скорее перегрызется с окружающими, чем уступит хоть каплю своей территории, чего бы это ни касалось. Наши идеалы – это «на сем стою и не могу иначе», даже если дело касается того, какие цветочки сажать в саду церкви – красненькие или беленькие. Писание же говорит, что компромисс – это взаимные уступки, чтобы другим было легче, и здесь мы видим идеальный этому пример. И нам стоило бы не считать свое мнение истиной в конечной инстанции, а позволить другим людям тоже воплотить свои идеи в жизнь.

Практика: Когда в последний раз я уступил кому-то и сделал то, чего бы не хотел? Это было из-за дружбы и любви? Или я делаю такое только из-за страха и чьей-то власти? Моя община учит идти на уступки ради отношений или только все обостряет?

Вывод.  Для того, чтобы проблемы среди христиан все-таки решались, нужно:

—  тратить силы не на их замалчивание, а на то, чтобы заниматься их решением;

— помнить, что мы живем не в идеальном мире, и не требовать от других невозможного;

— не бояться уступать друг другу для сохранения способности жить вместе .

Похожие записи
Комментарии