3 урок по Деяниям: ЧЕМ ОТЛИЧАЛАСЬ ПЕРВАЯ ЦЕРКОВЬ (Жизнь…)
3 урок по Деяниям: ЧЕМ ОТЛИЧАЛАСЬ ПЕРВАЯ ЦЕРКОВЬ (Жизнь…)
В этом уроке, касающемся больше, чем трех глав книги Деяний, мы посмотрим на три характерные отличия первой церкви, к которым стоило бы стремиться.
Проблемы проведения урока:
Конечно же, принцип «то густо, то пусто» обычно указывает на неспланированность того, что будет преподаваться на уроках. Когда мы сперва проходим по главе или даже меньше, чем по главе Библейского материала, а затем начинаем «гнать», слушатели легко поймут, что мы не готовились к уроку как следует. Тем более, зная, что урочники пишутся за десятки лет до того, как выходят в свет – никакого аврала тут нет, что тогда мешает составить материал несколько продуманнее? Ведь никакой особенной нужды в таких разных масштабах выбранных отрывков не было.
В случае необходимости затронуть огромный кусок Библии, нужно быть смелее в том, чтобы расставаться с лишними темами (хотя и кажущимися нам крайне важными). Возможно, вы уже не трогаете тексты, записанные в урочнике, но относящиеся к другим библейским книгам, — ведь изучаем то мы именно Деяния, а не 65 других источников, содержащихся в Писании. То же самое в нашем случае нужно сделать с материалом, который не попадет в избранный вами. Какими бы важными не показались вам исцеление слепого, речь Гамалиила или «необходимость повиноваться больше Богу, чем человекам» (в случае нашего урока) – смело и без сожаления расставайтесь с ними. Вы не сможете охватить все, возьмите только лишь одну тему и не портьте ее, отвлекая внимание слушателей на другие вещи. Это лишь рассеет их фокус и они не поймут вообще ничего, хотя могли бы выйти с вашего урока с четко сформулированной идеей того, о чем сегодня говорит Писание к ним. Тему из 3,5 глав в данном случае может выбирать сам преподаватель урока СШ, ту, которую ему подскажет Дух. Лишь бы она была всего лишь одна и была насущной.
В нашем уроке мы постарались выбрать именно такую тему – отличие жизни первых христиан, которые в течение этих 3,5 глав больше всего бросаются в глаза современному верующему, живущему в церкви совершенно другого типа.
Главный вопрос: Чем хорошим первая церковь отличалось от современной? Как сделать, чтобы эти вещи стали и частью нашего христианства?
Ломка льда: Если бы вы сегодня выбирали себе церковь, как бы вы это сделали? Что для вас – самый главный признак присутствия в ней Бога?
- Община, а не организация. Текст Деяния 2:41-47 (с. 132 НЗ)
Прочитанный нами отрывок крайне известен, но мы редко обращаем внимание на самое главное, что стоит за всеми перечисленными в тексте признаками. Здесь можно заметить то, что людей на самом деле тянуло друг ко другу – они хотели каждый день быть рядом с другими, в общении с ними и совместной еде (42, 46), они физически находились рядом (44) постоянно (46), и самое интересное – другие христиане были для них важнее даже собственных денег (45). И, естественно, что такое необычное отношение друг ко другу вызывало симпатию со стороны окружающих (47), как вызывает симпатию наблюдение за искренними влюбленными сейчас. Окружающие люди чувствовали, что все это – не реклама и не подделка.
Мы обнаруживаем в описании принцип общины, построенной на хороших отношениях друг с другом (воплощение того, о чем Сам Иисус в Евангелии Иоанна сказал, как о признаке того, что они – ученики). И все мы отлично понимаем, что современная церковь не строится вокруг отношений. Да, они бывают в некоторых церквях или внутри некоторых кланов, но все понимают, что это – скорее неплохой бонус, чем правило. В основном это даже не ожидается от людей, церковь в первую очередь у нас – это структура, организация, институт, а не поместное сообщество христиан. И главный признак современной церкви — одно учение и вражда с другими, непохожими, конфессиями, а не близость людей, данная им Христом. Поэтому внутренняя ненависть, кланы, скандалы на выборах и вне их – это повседневная жизнь большинства церквей, и при этом они продолжают считать себя остатком, столпом и утверждением истины, видимым телом церкви и т.п. Потому что никто не замечает, каков признак общины, в которой живет Дух, у нас ведь другие признаки.
Здесь можно подметить одно распространенное мнение – «это было и у нас во время первой любви». А потом мы друг другу поднадоели\ разочаровались\ мир затянул. Верующие из отрывка находятся не в состоянии первой любви, они прошли уже через 3,5 года ссор, превозношений друг над другом и плохих опытов и разочарований. И после всего этого Бог делает их любящими друг друга. Видимо, в нашем случае изменения тоже возможны, лишь бы у нас было желание стать настоящей новозаветной общиной.
Практика: В моей общине есть такое сильное стремление людей друг ко другу? Или мы счастливы не видеть других среди недели? Для меня в церкви главнее истинность доктрин или отношения? Как получить то, что было у общины из нашего отрывка?
- Внутренние, а не внешние перемены. Текст Деяния 4:21-31 (с. 134 НЗ)
Второй кусочек текста представляет собой молитву (искреннее желание, высказанное первыми христианами Богу). Нужно отметить, что это случилось после встречи с судьями, которые 1,5 месяца назад убили Иисуса, а потом, уже в сл. главе будут избивать и уничтожать их самих – это был не цивилизованный демократический суд, а прямая и страшная угроза. И на этом фоне мы обнаруживаем, что христиане рассказывают о проблеме с абсолютно всеми властями (27), говорят, что Бог все контролирует (28), а затем произносят совершенно не характерную для нас вещь. Они ни слова не говорят, чтобы контролирующий все Бог как-то вмешался и убрал или успокоил злых властителей, или сменил их. Верующие говорят о том, что они трусоваты, и им нужна смелость, чтобы проповедовать Иисуса дальше, несмотря на происходящее вокруг (29).
Это принцип того, что Дух обычно меняет тебя и твое отношение, а не улучшает жизнь вокруг. Он не умерщвляет плохих ректоров, не дающих пропустить экзамен в субботу, не спасает всех адвентистов во время холокоста или какой-нибудь войны. Бог не «благословляет» всех отменным здоровьем, высокооплачиваемой работой и идеальным бытом, как мы о Нём любим рассказывать. Он работает по-другому. Юноши около печки понимают это и говорят, что Он может и не вмешаться, но нам все равно. Иисус говорит, что хотел бы другого, но понимает, что Отец будет вести Его на страдания – укрепив. И здесь люди понимают, как работает Бог, лучше нас, — они просят о внутреннем изменении.
А ведь большинству из нас Бог то как раз и нужен, чтобы сделать жизнь более гладкой, мы, скорее всего, и пришли к Нему именно за этим. Поэтому разочарования в христианской жизни, которые мы так часто испытываем, хоть и не признаемся в этом никому, основаны на не работающем Боге. Это нормально не только для нас – Он не вызволил Иоанна Крестителя, собрался не исцелять Езекию, в конец расстроил Гедеона своим невмешательством. Не надо рисовать картинку, что мы лучше их. И к тому же, наше христианство направлено на критику плохих внешних, а христианство первых учеников – на их личные недостатки (в смелости). Почувствуйте разницу.
Практика: Что из моих молитв Бог так никогда и не исполнил? Если быть честным, я расстраиваюсь из-за этого? Мои молитвы к Богу – больше об обстоятельствах или о том, что бы я их перенес? Мне нравится христианство, где меняют меня, а не других?
- Искренность, а не игра. Текст Деяния 5:1-13 (с. 135 НЗ)
В последнем отрывке текста мы встречаемся с историей, которая, похоже, была крайне важна для понимания верующими, раз добрый и любящий Бог применил здесь такие жесткие санкции. (Возможно, тут у семейной пары перенапряглись нервы или случился удар, но не это главное). Главное и не в деньгах, тут важно понять принцип. Наши герои совершили прекрасный поступок (если глядеть со стороны) потому, что хотели поступать, как все. Все (владельцы дорогого имущества из 2й главы, Иосия из 4:36 и прочие из 4:34) отдавали в общину всё, а наши герои решили «сделать вид». Скорее всего, такое происходит, когда ты хочешь получить принятие от сообщества. Анания и Сапфира решили, что такое принятие/ авторитет/ репутацию они получат, показав, что тоже отдают. Ясное дело, что они могли вообще не делать пожертвований, как сказал Петр (4), вопрос здесь не в деньгах. Вопрос здесь во лживой жизни (3,4). В том, что я притворяюсь, чтобы показаться хорошим. Я не настолько люблю Бога и людей, как делаю вид.
Скорее всего, эта своеобразная «прививка» от неискренности сработала на какие-то годы, судя по 11, и особенно по 13 тексту – когда в общине были лишь искренние люди, а не притворившиеся христианами «внешние». Мы с вами такую прививку не получали, и потому наша ситуация отличается целиком и полностью. Да и сама первоапостольская церковь станет другой через время – ради мира с Иудеями она вытолкнет Павла, ради иерусалимских авторитетов Петр будет бегать от бывших язычников, Диотреф будет любить первенствовать в Ефесе, и все будут кланяться ему в ножки, и выгонят вон апостола Иоанна.
Но, тем не менее, нам нужно понимать, насколько Бог не хотел, чтобы его церковь превратилась в игру, где мы врём ради принятия другими, что мы не грешим; где мы делаем вид, что у нас нет проблем, чтобы создать впечатление о том, что мы лучше каких-нибудь католиков; где все живут с оглядкой на авторитеты, а не на Бога. Где даже Библию ты сам почитать не можешь, без оглядки на написанное «пророком».
Практика: Я когда-нибудь жертвовал деньги не из-за любви? Из-за чего это происходило — из долга, внимания окружающих, положения? Когда в последний раз я притворялся в христианстве? Кто-нибудь отличает мое притворство от искренности?
Вывод. Чтобы перенять хорошие отличия первой христианской церкви, нужно:
— просить Бога об искренней любви к другим христианам (и не христианам тоже);
— согласиться на внутренние перемены, которые полезнее, чем смена обстоятельств;
— обращать внимание, чтобы наши христианские поступки были без притворства.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10