6 урок по письму Римлянам: АДАМ И ИИСУС
6 урок по письму Римлянам: АДАМ И ИИСУС
Урок по очередной, 7 главе Римлянам покажет нам сложности, которые испытывает верующий, когда он начинает серьезно относиться к христианской жизни.
Проблемы проведения урока:
Мы несколько опережаем урочник, он пока что проходит 5-ю главу письма в Рим. И мы предсказывали, насколько большой акцент будет дан в начале 5й главы на то, что надо вырабатывать терпение, совершенствовать характер, пахать над надеждой, чтобы стать настоящим христианином. К сожалению, ударение в пособии всегда ставилось и будет ставиться не на настоящем оправдании верой, когда Иисус замещает тебя во всем (в том числе и в изменении твоих качеств и желаний) – там будет проповедоваться скрытое спасение своими силами. Христос нужен только для прощения прошлого, после крещения ты вкалываешь над изменением характера сам, ошибаться больше нельзя, или можно совсем немножко, и то неосознанно, и приходить для прощения этих неосознанных грехов на омовение ног на Вечере.
Ну а в конце урока в вопросе №1 для обсуждения один замечательный человек говорит, что все наше чтение Римлянам никому не нужно. Заниматься нужно не им, а более полезными книгами — Даниилом и Откровением. Комментировать тут, в принципе, нечего. То, чем мы сейчас делаем, читая Слово- не стоит выеденного яйца, изучать нужно вообще другое, полезное. Поэтому всегда лучше читать Писание без таких направляющих мысли директив, не уделяя серьезного внимания урочникам, это будет гораздо плодотворнее, ваши мысли будет направлять Бог, а не советчики.
Что касается нашей главы Библии, она сложна тем, что мы читаем ее в этот раз без продолжения. В ней будет описана лишь жизнь христианина в момент, когда он начинает более – менее серьезно разбираться в духовных вещах, и здесь показан его разочаровывающий опыт. Но то, что с этим разочарованием делать – будет рассказано лишь в восьмой главе, поэтому обязательно нужно проговорить, что выход, Божье решение мы разберем в следующий раз, в главе 8.
Главный вопрос: Какие трудности христианства вы испытали на собственном опыте? Как вы справляетесь с борьбой, которую испытывает серьезный христианин?
Ломка льда: Когда в последний раз вы испытывали разочарование? Что это было? Неинтересный фильм? Не очень хороший человек? Поездка на отдых?
- Давление закона. Текст Римлянам 7:4-6 (с. 194 НЗ)
В этом отрывке можно прочитать и историю с умершим мужем жены (1-3), но будьте аккуратнее: Павел приводит ее нелогично, поэтому вы можете случайно запутать слушателей, если они начнут задумываться, кто в этой истории муж, жена и тп.
Нам же для того, чтобы выделить главный принцип отрывка, совсем не нужно читать его начало, разве что проглядеть мельком. Даже в текстах 4-6 видно одно желание Павла, совершенно нам не знакомое и не входящее в наш арсенал мечтаний. Чего желает Павел? Освободиться от закона (2, 6), умереть для него (4, 6), сделать так, чтобы закон не имел над ним власти (1). Это удивительно, ведь мы, современные адвентисты, относимся к закону совершенно не как Павел – нас закон абсолютно не волнует, и более того, любой адвентист в любое время суток заявит вам, что он закон соблюдает и не чувствует никаких проблем с ним. Он скажет вам, что старается не грешить, или уже перестал грешить, как блудница, которой сказали: больше не греши, и она побежала счастливая и безгрешная до конца своей жизни.
Эти чувства Павла совсем не совпадают с нашей эйфорией, потому что он был бывшим фарисеем, а мы – фарисеи не бывшие. Нам кажется, что, если мы не падаем перед иконами, то соблюли 2ю заповедь закона, а если ко всему прочему мы ходим на служения не по воскресеньям, а по субботам, то автоматически соблюдаем 4ю заповедь. Об остальном даже и думать не надо, у нас с законом все ОК. В этом огромная проблема наших церквей и наших слушателей, они «гораздо лучше, чем были когда-то», если еще не совершенны.
Это говорит о важном принципе неосознания того, что закон требует от человека, непонимания заповедей и огромнейшей лжи, в которой мы убедили себя. Павел в сл. отрывке признается во всякой зависти, мы такими себя не считаем. До этого он говорил о «яде аспидов» на языке, но разве мы относим это к себе? Соблюдение (а точнее, не соблюдение, а знание того, что субботу неплохо соблюдать) превратило нас в современных фарисеев, которые не едят зернышки в субботу, но при этом собирают советы для уничтожения Бога, не думая, что это плохо. Поэтому первый отрывок говорит о том, что мы не применяем к себе закон так, как делал автор.
Практика: Я соблюдаю заповеди? Какую последнюю я нарушил? Мне это легко вспомнить или срабатывает защита? Я понимаю желание Павла освободиться от закона и жить без него, по Духу? Мне нужна честность при обдумывании своих поступков?
- Сладость запретного плода. Текст Римлянам 7:7-13 (с. 194 НЗ)
Вторая часть главы (можно прочитать более короткие 7-11) говорит об интересном феномене, связанном с нашей испорченной природой. Это повествование коснется и третьего отрывка, но здесь раскрывается важный принцип. Жизнь без знания закона в некотором смысле легче – ведь тогда с человеком не происходит описанного Павлом. Ева и Адам могли бы и не взглянуть на дерево среди рая, если бы именно его не объявили запретным. Иуда и не задумался бы о выгодной продаже, если бы не слышал, что Иисуса ищут, и тема предательства ясно не осуждалась бы среди учеников. Или вспомните, что занимает все мысли пророка Валаама, жены Лота и тп. То же самое говорится здесь о личном опыте автора: пока не было понимания того, что завидовать неправильно (7), зависти не было. Зависть во всей полноте пришла с запретом (8), взяв повод от него.
Принцип заключается в том, что полученное тобой правило само по себе может стать искушением. Осознание запрета становится дополнительным давлением, явным или скрытым, но вполне эффективным для «включения» нашей испорченности. Грех (в смысле нашей греховности) использует самое хорошее, чтобы оно стало полностью занимать наши мысли и стало нашей мечтой. Создайте «черный список» книжек, еретических брошюрок и видео проповедей, и посмотрите, как ваши слушатели будут смотреть и взахлеб обсуждать их. И так во всем – от быта (спрятанный подарок) до духовности (нельзя гневаться на человека, думать о работе в субботу и тп).
Это – дополнительная трудность христианской жизни. В первом пункте мы говорили о внутренней тяжести в человеке, который столкнулся с виновностью перед законом Здесь мы говорим о том, что знание закона далеко не всегда помогает, оно может стать проблемой для человека. Если бы этой трудности не было, человек спокойно бы мог расстаться с любой привычкой, которую он считает «вредной», безо всяких сложностей. Но плохое очень часто использует хорошее в своих целях, и это – реальность нашей христианской жизни. Слова «так делать нельзя» вызывают целую гамму эмоций, от «от меня что-то скрывают» до «именно об этом я мечтал всю свою жизнь». Запретный плод сладок, а у христианина таких плодов – тысячи.
Практика: Когда в последний раз я нарушил запрет? Что это было? Я замечал свою тягу к запретному? У меня ее нет, или я ее не признаю? Усиливается ли давление в сфере, о которой я думаю и хочу оставить (гнев, зависимость, неприятие кого-то)?
- Внутренняя борьба. Текст Римлянам 7:18-23 (с. 194 НЗ)
Третий отрывок в нашей среде часто представляют, как наш прошедший опыт, который верующие давно пережили. На самом деле здесь описана проблема (уже третья в нашей главе), в которую погружено абсолютное большинство искренних христиан. Они видят разницу между своими лучшими желаниями добра (15, 18, 19) и реальностью, злыми вещами, которые являются нашей неотъемлемой частью даже после всех обращений, крещений и долгих лет нахождения в церкви. Волк остается волком, сколько его не корми, и вполне естественно, что природа волка выглядывает из нас. Не нужно обманываться, что если ты вошел в воду, то она куда-то мгновенно пропала, как не пропадет она при чтении самых лучших благословенных книжек или при самых лучших упражнениях – от смены диеты до прочтения утренних, дневных и вечерних стражей и долгих молитв.
Этот вопрос решается другим образом – и, к сожалению, о решении мы будем говорить в другой раз, в следующую субботу, когда будем разбирать 8 главу письма. Пока можно сказать лишь о том, что решение здесь тоже в оправдании Христом, или, что еще лучше – обсудить, как с этим справляются сами ваши слушатели.
Принцип, о котором мы здесь говорим, — в том, чтобы признать вещь, которую мы обычно прячем ото всех – христианство может быть нелегким, не все так просто, как мы обещаем наивным людям перед крещением. Чаще всего эта часть жизни прячется. Только Библия честно говорит о Марке, который бросает все из-за тягот, об учениках, отвернувшихся от Самого Иисуса и о Павле, восклицающем: «бедный я человек!». Мы же заметаем под ковер неприглядные стороны христианства, не показывая их, не предупреждая и не произнося вслух, что так бывает, что это нормально, и что мучающийся – не единственный, кто идет по этому пути. Какой ответ получит испытывающий внутренне раздвоение христианин в наших общинах? «Больше молись, больше читай, больше благовествуй», — то есть, совет фараона: «ты слишком праздный, делай кирпичи без соломы» и все будет отлично. А ведь в этот момент кризиса человек мог бы получить настоящее оправдание и воскресение!
Практика: Я испытывал то, о чем упоминает Павел? Когда? Как я решаю эту проблему? Я оставляю это втайне или говорю об этом? Почему? Проблемы лучше прятать и показывать, что в христианстве их нет?
Вывод. Чтобы решить трудности, встречающиеся в христианской жизни, нужно:
— открыть, что мы не можем соблюсти закон, он гнетет человека виной;
— заметить, что любое правило становится для нашей испорченной природы искушением;
— согласиться, что внутренняя борьба – нормальное для верующего дело, которое решается Христом.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10