13 урок по письму Галатам: ЕВАНГЕЛИЕ И ЦЕРКОВЬ
13 урок по письму Галатам: ЕВАНГЕЛИЕ И ЦЕРКОВЬ
Предпоследний урок по письму Галатам расскажет нам о других принципах в отношении христиан к окружающим людям.
Проблемы проведения урока:
Главная трудность, которую встретит учитель, проведя этот урок по урочнику, заключается в разрозненности изучаемых текстов. Хотя автор этого письма, как и авторы всех библейских книг, последовательно и связно излагают свои мысли, нам предлагают читать их как сборник афоризмов, друг с другом не соединенных. Даже одинаково выглядящие слова о своем и чужом бремени автор пытается разъединить, как будто Павел за 3 текста уже перешел на другую тему. Повторимся, читать Писание и видеть в нем единую мысль автора современные христиане разучились. Это результат нашего мозаичного подхода к Библии, которому нас учит как раз субботняя школа нашей церкви: адвентист, раскрыв любую страницу Писания, видит на ней разрозненные тексты и разрозненные темы, вроде бы ничем не связанные между собой. Он хватается за знакомые слова и скачет от странички письма Галатам по совершенно бесполезным для нормального человека параллельным текстам, или по тем текстам из других книг Библии, которые ему рекомендуют урочники. Или же, что еще лучше, можно найти похожее слово у какого-нибудь автора, от Уайт до любого комментатора, типа Тимоти Джорджа. Тогда мысль Павла о том, что гордость возникает из-за сравнения с другими, искажается до того, что гордость возникает, когда ты не даешь кому-то «позаботиться о тебе». Да, и то и другое — о гордости, да, и там и там есть слово «бремя», но смысл Библии искажен до противоположного.
Поэтому главная задача учителя – изучать не урочник. Мы все-таки читаем Писание, и здесь самым лучшим будет понять, почему автор письма вдруг говорит про бремя у другого и у меня, или же с какой стати между разговорами о хороших делах людям в церкви он вспоминает о сеянии в плоть и Дух. Эти тексты связаны друг с другом, но чтобы найти эту связь, надо как минимум задуматься. Нам же предлагают ни о чем не думать, и вместо этого принять как данность, что тексты Библии не связаны.
Главный вопрос: Чем отличается евангельское отношение к людям от правил, по которым мы живем сейчас? Что мы можем изменить в этом к лучшему?
Ломка льда: Пробовали ли вы изменить какого-то человека? Кто это был? Супруг? Дети? Начальник? Подчиненный? Получилось ли у вас?
- Люди, нуждающиеся в помощи. Текст Галатам 6:1-2 (с. 233 НЗ)
Здесь автор письма поднимает тему, достаточно острую для современных протестантских церквей. Это то, что называется у нас «обличением», а у Павла это — «несение бремени другого» человека (2). Вопрос «наблюдения за собою, чтобы не попасть в искушение» мы пока отложим до 2 пункта, и разберем суть вопроса.
Главная проблема заключается в излишней жестокости, с которой христиане относятся к замеченным в грехе. Современная церковь — это действительно та самая армия, которая пристреливает своих раненых, как собак. Если в Новом Завете вы встречаете, как Иисус восстанавливает в правах того же предавшего все христианство Петра, или поцелуем встречает Иуду, и прощает блудницу, то в современной церкви вы не встретите подобного. Она не прощает. Ей обязательно нужно дистанцироваться от согрешившего, чтобы не испортить свою «прекрасную» репутацию. Соответственно, каждый грех должен быть наказан. Это закон.
Точно-то же случается при личных встречах с человеком, проявившим слабость. Мы научены тому, чтобы кидаться на него, зачитывать заповеди или цитаты из свидетельств для церкви, обличать, звать кучу свидетелей и смаковать грехи другого на молитвенных кружках, советах и многолюдных собраниях. Мы тут по учению девятитомника, должны «снять с себя кровь», обличив и выставив напоказ человека, дабы очистить церковь и заодно другим неповадно было грешить. Павел же предлагает взять на себя бремя этого человека, помогая ему. (Кстати, это созвучно словам Иисуса из Нагорной проповеди, где вынувший свое бревно знает, как помочь человеку с его занозой). Разница между нашим подходом и Павловым в том, что он дорожит отношениями с человеком, боится порвать с ним, все делается с огромной кротостью. Мы же выпаливаем свой гнев, а после нас хоть трава не расти.
Плюс ключевое слово в этих стихах находится в т. 1, там помощью согрешившим предлагают заняться духовным людям. Это не значит, что автор делил людей на духовных и грешников. Это значит, что он обращается к водимым Духом, обличение другого не должно стать правилом, оно должно делаться лишь в момент, когда тебя направил Дух. К многоженцу Аврааму, вору Иуде и пьянице Лоту он не направил обличителей этих грехов за всю их жизнь, и так было правильно.
Практика: Что я чувствую, когда вижу, что христиане грешат? Я хочу вмешаться? Когда в последний раз я «обличал»? Или я хочу не замечать проблем? Мне нет этих людей них дела? Моя община помогает споткнувшимся, или уничтожает их?
- Люди, выглядящие хуже меня. Текст Галатам 6:3-5 (с. 233 НЗ)
Этот отрывок объясняет причину, по которой человек должен очень аккуратно относиться к искусившимся людям из 1 пункта. Дело тут не в том, что христианин может заразиться, как любят придумывать в проповедях и книжках. Дело тут в том, что, заметив более слабого человека, чем ты, ты начинаешь фантазировать о себе, что ты лучше, представляя, что ты действительно чего-то стоишь (3). Так делает фарисей на фоне мытаря, старший сын на фоне блудного, и иудеи на фоне более слабого Иисуса (мы то хоть не от любодеяния родились, в отличие от тебя и тп.)
Нам предлагают вспомнить, что так проблема личного греха не решается, ее нельзя спрятать на фоне другого человека. Павел говорит, что личные недостатки решаются другим способом – испытанием самого себя (4) и принесением своего бремени (5) туда, где его могут решить. (Бремя в этом отрывке – это как раз проблемы, грехи, неверие, а никакие не житейские трудности, о которых говорят вырвавшие этот стих из контекста). Получить от Бога похвалу за счет слабости другого человека, к сожалению, не получится (4).
Мы же с огромным удовольствием используем этот механизм защиты от собственной совести. Посмотрите, как усиленно смакуются грехи папы, католиков, православных, иезуитов, отступивших церквей, неверующих, или неверных из нашей среды. Для чего это делается, как не для сравнения себя с ними? И посмотрите, как мы начинаем шикать друг на друга и заставляем замолчать тех, которые вспоминают, что в нашей ветви христианства грехов , ошибок и катастроф не меньше. Но на этом лежит табу, о наших грехах говорить нельзя, ведь это нарушает единство церкви и, опять же, порочит ее! Таким способом мы стараемся переключить внимание со своего бремени на чужое, чтобы въехать в царство за счет «плохих».
Это делается и не только в масштабах конфессии, лично любой, занявшийся ЗОЖ, начавший раздавать газетки, или посещать абсолютно все собрания, искушаем возомнить себя лучшим христианином, чем не занимающиеся тем, что делает он. И это дает совести столь желанное (хоть и фальшивое) успокоение от вины.
Практика: Кто те люди, на фоне которых я выгляжу лучше, как христианин? Что я думаю о себе, когда встречаю человека, хуже меня? У меня было такое чувство на этой неделе? Моя церковь любит сравнивать себя с другими? Зачем ей это?
- Невыгодные люди. Текст Галатам 6:6-10 (с. 233 НЗ)
В последних текстах автор касается темы делания доброго – от помощи странствующим проповедникам, у которых ничего нет за душой (6) до особенного отношения ко всем людям, начиная с близких (10). Главная проблема этой темы описана в стихе 9: обычно христиане устают делать добро. Когда вы поднимете эту тему в своем классе, вам обязательно скажут, как они заботились о бомже, или раздавали буханки хлеба в 50 семей, или распределяли кому-то гуманитарку, а отклика то не было, наоборот, бомж украл их кошелек или аппаратуру из церкви. Поэтому они больше ни к кому быть добрыми не собираются, так как уже хватит.
Это несколько утрированное, но близкое к реальности описание, ведь христиане делают доброе из-за мотива выгоды. Они либо ждут, что награда придет здесь, и бомж / директор убранного парка / ошеломленные нашей гуманитаркой соседи придут и займут все стулья в нашей церкви – а этого не случается, потому что и мы, получив подарок у буддистов, не обратимся в буддизм. Либо же верующий думает о накопленной на небесах награде (см. звезды в венце, золотые карты, более крутые украшения на платьях, описанные небезызвестным пророком) – но скорого Пришествия все не наступает, хотя мы ждем его уже 173 года. И верующий просто напросто устает от того, что все эти дела (требующие серьезных вложений денег и сил) не приносят ему абсолютно ничего.
Секрет здесь как раз в текстах, которые кажутся не вписывающимися в отрывок – посреди рассуждений об усталости от дел Павел помещает т. 7 и 8, казалось бы, рассказывающие о каком-то законе сеянии и жатвы. Но суть именно в них. Автор имеет в виду, что твой труд (проявленная доброта) – это как раз сеяние в Дух. То есть, говоря языком отношений, мотивом доброй расположенности к окружающим должна быть не ожидаемая от них выгода. Мы должны делать так, потому что этого хочет Дух. Или, говоря языком Нагорной Проповеди, потому что таков Отец Ваш Небесный. Павел все еще пытается увести нас от правил к отношениям с Богом.
Практика: Мне всегда воздают хорошим за мои добрые дела? Кто последний поступил со мной по-другому? Как я себя при этом чувствовал? Почему у меня были такие чувства? Чего я ждал от человека, делая ему добро? Я делал это для Бога?
Вывод. Чтобы по-евангельски относиться к окружающим людям, нам нужно:
— понять, что искушаемые люди нуждаются не в нашем осуждении, а в помощи;
— прекратить растить свою гордыню сравнением себя с людьми, «худшими», чем я;
— заменить мотив выгоды в наших добрых делах на исполнение воли Духа.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10