9 урок о Святом Духе: СВЯТОЙ ДУХ И ЦЕРКОВЬ
9 урок о Святом Духе: СВЯТОЙ ДУХ И ЦЕРКОВЬ
В этом уроке в отрывке из послания Колоссянам мы увидим три особенности церкви — христианского сообщества, созданного Иисусом.
Проблемы проведения урока:
Гладко провести урок по предложенному пособию помешает то, что тема «Святой Дух и Церковь» не соответствует текстам, что там разбираются. С таким же успехом урок можно было бы назвать «Иисус и Церковь» или «Пророки и церковь» или «еще кто-то и церковь». Ведь все они тоже зовут к единству, чтению Библии и проповедованию. В большинстве текстов Дух даже не упоминается, поэтому заглавие здесь оправдывается только упоминанием Духа автором. Мы, таким образом, изучаем не Писание, а то, что придумал нам благочестивый и духовный автор.
Кстати, этот урок – прекрасный пример создания колеи в нашем мозге. В Библии множество мест про полезность Писания, но нам надо внушить обязательно текст, который нравится именно адвентистам, про плохих Фессалоникийцев и хороших Верийцев, которые исследовали Библию. Именно таким повторением в каждом втором урочнике одного и того же (вместо многообразия отрывков Писания) и создается мозг адвентиста, который будет думать именно так, как кому-то требуется. Это создание рефлекса, который срабатывает как у собаки Павлова, и в нужный момент человек, которому скажут про Каина, закричит, что тот принес неправильную жертву, а когда скажут про «будешь со мною в раю» — пустив слюну, начнет расставлять запятые. Нас формируют повторением, отключая наш мозг. Поэтому, пойдя таким путем, учитель будет виноват в том, что он уничтожает способность слушателей думать, то есть, и слышать голос Бога внутри себя.
Мы не будем брать приведенные автором достаточно известные отрывки типа «Слово твое есть истина», и тексты, которые встречаются в этом пособии в пятый раз. Мы возьмем отрывок из письма Колоссянам, но не будем делить его на три части – потому что мысли в нем перемешаны. Мы их вычленим после одного прочтения.
Главный вопрос: Какие вещи должны отличать общину христиан? Что сделать, чтобы моя церковь стала похожа на описанную Павлом?
Ломка льда: Какая ассоциация возникает у вас к слову «церковь»? Православная церковь? Баптистская? Церковь АСД? Что рисует вам ваше воображение?
- Попытка других отношений. Текст Кол. 3:12-17 (с. 245 НЗ)
Мы прочитали весь отрывок, но из-за сложности четко разделить его на части мы будем брать из него лишь некоторые тексты в каждом пункте. Это будет достаточно легко сделать, так как он небольшой по объему и все тексты – на виду.
В первой части текста сразу видна первая особенность, которую отмечает апостол. Христиан, собранных в общину, отличает (или желательно, чтобы отличало) терпимость, доброта, не-гневливость (12), они решают проблемы, когда те возникают, не давлением и уничтожением врага, а взаимными уступками (13). Каждый считает другого настоящим другом (15) и по-настоящему любит (12).
Обратите внимание, в этом описании церкви акцент делается совсем не на то, чем выпячиваем свою церковь мы. Отличие №1 – собрание христиан здесь – поместная община. Не всемирная существующая только в головах наших администраторов махина с унионами, дивизионами и центром где-то в Силвер Спринг. Описываемая Павлом церковь – это всегда верующие в каком-то городе, которые теперь пытаются жить вместе, по-христиански своей духовной семьей. Мы губим свои общины и их важность, перенося акценты на всемирность – это нам выгодно, т.к. создает нужную нам иллюзию (пусть у нас в городе и стране все плохо, но где-то в Зимбабве то все супер, адвентизм процветает!)
Но главное в отличии от нас №2: община здесь – это попытка построить новые отношения с другими христианами. Пусть это получалось в первой церкви с переменным успехом: в Иерусалиме лучше (имели все общее, любили и тп), в Коринфе хуже (спорили, не ждали друг друга и тп), — но все же там общины были сосредоточены на этих новых отношениях друг с другом, любви, гостеприимстве, дружбе. У нас же бывают дружные общины, но это – скорее нонсенс, отношения для нас вообще не что-то, определяющее церковь. Даже наоборот, у нас пропагандируется, что из-за вероучения надо порвать с человеком, унизить его ради шляпки, ленты, или цвета помады, и нас официально воспитывают не как миротворцев, но как противостоящих всем и вся отказников. Результат? Замечательный гимн «мы – семья» можно смело вырывать из сборников, как ересь, не соответствующую реальности. Вернуть наши общины к осознанию того, что они (а не далекий центр в США) и есть настоящая церковь, и что нам мы собраны для построения новых, небесных отношений вместо ссор, практически невозможно.
Практика: Для меня церковь – это моя община или нечто всемирное, собирающееся даже в Африке в 10 утра? Для чего Бог хочет, чтобы я принадлежал к общине? В ней хорошие отношения? Как терпеть и любить людей в общине, если они не нравятся?
- Жизнь как благодарность Богу. Текст Кол. 3:12-17 (с. 245 НЗ)
Этот и следующий пункты отвечают на вопрос, почему же община становится образцом других, небесных отношений. В конце 13 текста говорится о том, что эти люди «прощают, потому что их простил Христос». То есть налицо личный опыт пережитого обращения, того, что с человеком происходит, когда он проходит через раскаяние, осознав свои грехи и поняв, что они сняты Христом. Это ярко видно в жизни того же Павла, который безропотно переносит все ругательства и побои, каждый раз вспоминая, кем он был, как он проявлял жестокость к невинным. Из-за пережитого в прошлом прощения он переносит свой опыт на других, и так относится к ним, довольно жестоким и несправедливым фанатикам. Не из-за того, какие они, а из-за того, что было между ним и Иисусом.
Еще лучше эта причина иных отношений описана в т. 17. Там сказано, что жизнь христиан – благодарность Иисусу. Это интереснейшее мировоззрение, потому что при нем тебя не раздражает и даже не трогает несправедливость, неблагодарность и злость людей. Твое самочувствие зависит не от них, они тебя не злят и не раздражают. Ты живешь перед лицом Бога, который тебя простил, и все, что ты делаешь, сделано из-за теплых отношений к Нему. Так из хороших отношений с Иисусом Петр закидывает сеть, хотя ему совершенно неохота еще раз впустую плавать и чистить невод. Так же Филимон принимает беглого раба не от большой любви к нему, а из-за прекрасных отношений с Павлом и из благодарности ему. Да и Сам Иисус, как выясняется в Гефсимании, жертвует собой из-за воли Отца, именно из-за того, что Отец этого хочет.
Получается, что община – это собрание людей, немножко «оторванных от мира» как раз в своем мироощущении. Они не реагируют друг на друга и на прочие раздражители с обычной нам злостью и гневом из-за того, что они – люди, благодарные Богу. Почему в большинстве случаев современные посетители не такие? Потому что они не понимают сути обращения. Они крестятся в «истинную избранную церковь», а не в собрание прощенных грешников. Из-за этого там и царит атмосфера высокомерия, это никакое не собрание мытарей, бьющих себя в грудь.
Практика: Я могу сделать дело, что мне не нравится, ради кого-то? Ради кого? Родственника? Друга? Иисуса? Я чувствую долг перед Ним? Или это Он мне должен на самом деле, раз я крестился и стал АСД? Я пробовал жить из благодарности Ему?
- Влияние Слова. Текст Кол. 3:12-17 (с. 245 НЗ)
Последний признак церкви, упомянутый Павлом, расположен в 16 тексте. Там упоминается последняя вещь, необходимая для осознания себя должником Христа и для желания добрых отношений с другими. (Кстати, в переводе РБО этот текст звучит: «Пусть живет в вас слово Христа во всем его богатстве. Тогда вы сможете учить, увещевать, петь с благодарностью и тп…», то есть говорится о том, что нас настраивает именно встреча со Словом). Дело в том, что встреча со Христом происходит сегодня в подавляющем большинстве случаев через Слово – либо при личном чтении, либо при разъяснении Его кем-то, либо при размышлении о том, что в Евангелии говорится об Иисусе. Тогда приходит понимание Евангелия, любви Божьей, нашего долга и Его подвига, и происходит настоящее обращение, сопровождающееся благодарностью Иисусу и переосмыслением общины.
Поэтому страшным преступлением является перетягивание внимания со Слова на что угодно другое – труды самозваных пророков, зазубривание традиций и устаревших толкований, диссертаций президентов церкви типа «благовестие в крупных городах». Каким бы прекрасным это все нам не казалось, но в церкви должно изучаться не это.
Не то, как ходить с лыжными палками, делать зарядку и печь хлеб без дрожжей. Церковь – это сообщество, которое читает Евангелие и пытается услышать в Нем Слово Иисуса Христа. Тогда люди заражаются другими ценностями и становятся учениками Иисуса. Тогда сработает и все остальное: богослужение, искренность того, что мы поем в песнях, и прочие христианские дела.
Как вы можете заметить даже на примере разбираемой нами субботней школы, чтобы вернуть Евангелие в церковь, приходится предпринимать немало усилий. Оно освобождает людей, и ученики могут пойти за Христом, а не за прежними традициями. Поэтому церковники в средние века запрещали Его читать, ну а у нас подход изощреннее, Его можно читать, но только по предложенному пособию и так, как было прокомментировано одной женщиной в 19 веке. Что из этого лучше-неясно.
Практика: Я могу прочитать отрывок Евангелия, и встретить там Иисуса? Что для этого нужно сделать? Почитать Елену Уайт? Спросить у «опытного» верующего? Собраться с другими учениками? В моей общине читают Евангелие или другое?
Вывод. Чтобы сообщество верующих выполняло свое предназначение, нам надо:
— согласиться на другие, евангельские отношения друг с другом;
— воспринимать все наши дела как благодарность Спасителю;
— честно читать Евангелие, слушая его.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10