СШ 3/16 Иисус выражал сочувствие
8 урок о роли церкви в обществе «Иисус выражал сочувствие»
Как возникает сочувствие.
Этот урок поможет нам чуть больше погрузиться в жизнь людей, в трех историях Евангелия мы увидим механизм возникновения лучших отношений с людьми.
Ловушки урока:
Этот комментарий вновь сокращен, но следующий будет полным. Мы постарались систематизировать три отрывка, встречающиеся в уроке, чтобы мысли не растекались, а били в одну точку. Наша цель – показать алгоритм возникновения хорошего, сочувствующего отношения к человеку.
Главный вопрос: Кому из окружающих меня людей сегодня нужно мое участие? Что мне нужно сделать, чтобы заменить мое равнодушие на сопереживание?
Ломка льда: Было ли у вас, что с вами начинал дружить прежде плоховато относящийся человек? Или наоборот, относиться хуже? Почему так происходило?
- Участие возникает при близком знакомстве. Текст Лука 7:11-16 (с. 71 НЗ)
Первое, что нужно отметить в отрывке – то, как на нас влияет история жизни. Когда похороны чьи-то, нам все равно. Если это вдова, сын единственный, она остается одна, больше у нее никого нет на целом свете – ситуация совершенно меняется. Все дело в информации о жизни человека. Если мы позволяем себе познакомиться, узнать обстоятельства жизни и животрепещущие подробности – то наше сердце тает. Вспомните, как оно растаяло у Давида после рассказанной ему истории с овечкой, которую он прочувствовал. То же случается, если мы задумываемся об обстоятельствах жизни любого человека. Мы понимаем их лучше и даже осознаем, почему «они не ведают, что творят». Кстати, тот же принцип и в отношениях с Богом: «вкусите, и увидите, как благ Господь». Узнавая больше, ты проникаешься любовью.
К сожалению, нам не хватает желания, чтобы открыть для себя человека. Мы живем в коконе своих стереотипов, создавая себе картину, даже ни с кем не знакомясь. А они диктуют нам: вдове надо было выбирать здорового мужа и рожать еще детей.
Практика: Подробности жизни другого растапливают мое сердце или ожесточают? Почему я обычно даже не вникаю в них? Я боюсь ответственности? Занят?
- Сочувствие происходит, когда я вижу похожее. Текст 1 Кор 1:3-4 (с. 219 НЗ)
В сложном тексте приветствия нам нужно выделить принцип. Он в том, что говорится вокруг утешения: проживший какую-то ситуацию человек может помочь другому пережить подобное. Кстати, на этом же принципе построены слова Иисуса о бревне и сучке: только избавившийся от похожей проблемы может научить тебя, как жить. Иисус, родившийся в бедноте, прекрасно понимал нищих, голодных и неустроенных. Петр понимал, что такое страх и жизнь после предательства. Самарянин понимал, что значит быть нечистым, до которого все боятся даже дотронуться. Мы тоже имеем определенный жизненный опыт, и если мы не поленимся провести аналогии с человеком, которого мы встретили, то участие обязательно возникнет.
Что касается среднего христианина сегодня, нужно признать, что дело не то, что в любви или участии. Даже подумать о другом (что непременно вызовет более теплые чувства), мы не хотим – из-за придуманного нами недостатка времени. Думать мы готовы лишь о человеке, что нас обидел, или представляет нам угрозу. Для мести.
Практика: Когда в последний раз я серьезно думал о жизни постороннего человека? Я не хочу тратить на это время? Кто вокруг меня похож на то, что пережил я сам?
- Лучшее доказательство любви — чувства. Текст Иоанн 11:30-37 (с. 116 НЗ)
В истории Лазаря мы берем не воскресение и не скорбь Христа, нас больше интересует другое. Интересна реакция присутствовавших там Иудеев, в 36 тексте они говорят о том, что Иисус любил человека. Как они это определили? По тому, как себя чувствует Иисус. Кстати, Бог обычно кажется нам совершенно бесстрастным, который вообще ни о чем и ни за кого не переживает. Текст говорит нам противоположное.
Самый важный принцип, который мы отсюда берем – в способности погрузиться в атмосферу происходящего. Видно, что Христос настолько понимал и принимал, что сейчас испытывали все находящиеся в Вифании (33), что Сам проникся их чувствами. В этом – одно из самых больших проявлений любви к другому. Обычно наша голова забита своим, даже накануне креста апостолы спорят о том, кто больший, и какое место они займут. В Гефсимании они на своей волне, даже не утруждаясь понять, что там с Учителем. Мы недалеко ушли от них, и сильно переживать ни за кого, кроме как за себя, мы не намерены. О перемене этого нам нужно просить Бога.
Практика: Как я определяю, люблю я кого-то или нет? Могу ли я понять, что человек чувствует? Почему это обычно мне не интересно? Что делать, если меня не трогают чужие переживания?
Во 2м пункте не 1 Коринфянам, а 2е