СШ 3/16 Просветительское служение Христа
5 урок о роли церкви в обществе «Просветительское служение Христа»
Вещи, уничтожающие практику веры.
Этот библейский урок, основанный на притче о видах почв, покажет нам, почему наше христианство чаще всего остается лишь оберткой, не подтвержденной жизнью.
Ловушки урока:
Главная ловушка урока, поджидающая и преподавателя, и слушателей, стоит за самим подходом к теме. Действительно, Иисус просвещал людей, и пытался объяснить им то, какой на самом деле Бог и Его Царство. Какие там действуют принципы и ценности. Но мы – это все же не Он. Очень опасно полностью идентифицировать себя с Иисусом в том, что мы тоже «ходим и просвещаем» всех вокруг, как это нам предлагают сделать в пособии. Это приводит к мессианскому комплексу, когда ты незаслуженно считаешь, что «проводя опросы», «выставки здоровья» и «ходя по офисам», как упоминается в урочнике, ты реально выполняешь миссию Христа. Останется лишь «приехать евангелисту», или хотя бы собрать с посетителей выставок денежку побольше, и ты уже сделал то же, что и Он. Даже невооруженному взгляду видно, что безумно уподоблять дела Иисуса и наши опросы и сбор денег за выставки здоровья. Это, извините, никакое не просвещение.
Скорее, по Евангелию, просвещение нужно в первую очередь нам, и прежде чем идти по офисам, мне нужно понять, почему я после столь долгого знакомства с христианством все еще хочу нажиться на этих бедных людях и принести им Евангелие за их счет. Да и все опросы и исследования, так рекламируемые в пособии, по большому счету, это не «подготовка почвы», как почему то считает автор. Это может быть попыткой обнаружить, что мы можем дать людям, а от опросов никто лучше не становится. Поэтому лучше обратить внимание на себя самих – что я могу сделать со своей открытостью к Богу, а не с открытостью к Богу людей, которых я совершенно не знаю, но почему – то хочу научить. Именно на этом мы и построим сегодняшний урок – мы возьмем историю о сеятеле, и применим к своим обстоятельствам. А вынув бревно из своего глаза, мы сможем понять, что опросы и сборы денег открытости Богу и нашему подчинению Ему не помогают. Дело совсем в другом.
Главный вопрос: Что из перечисленного в отрывке Евангелия мешает мне стать полноценным христианином? Какая из трех проблем мне сегодня ближе?
Ломка льда: Помните ли вы, как «перелистывали» каналы телевидения пультом в посл раз? Зачем? Это поможет увидеть, почему иногда Евангелие не интересно.
- Самодостаточность (Слово не затрагивает сердце). Текст Матфей 13:19 (с. 15 НЗ)
Мы берем не саму притчу, а лишь ее краткое толкование, скорее всего, ваши слушатели уже слышали ее тысячи раз, поэтому ее саму можно не прочитывать. Мы ограничимся лишь объяснением Иисуса, потому что в нем лучше всего показаны причины нашего отказа от претворения Евангелия в жизнь.
Первая история касается человека, которому Евангелие как бы и не нужно. Когда он слышит любую евангельскую историю – хоть о том же добром самарянине, то смотрит пустыми глазами, зевает, потом спокойно берет свою сумочку и идет домой, в реальную жизнь. Среди ваших слушателей, конечно же, есть такие люди, которые пробуждаются от летаргии только раз в месяц или год, когда коснутся того, что они считают полезным. Некоторые – не пробуждаются вообще. Так в Афинах Павлу говорят: ай, послушаем тебя в другой раз, сейчас нам это сто лет не нужно. Точно так же можете вести себя и вы сами, когда видите или слышите что то, что вас не трогает. Ладно, если бы нам рассказывали какую-то скукотищу. Но на самом деле меня не трогают истории о том, что мне стоило бы быть добрее, мягче, сострадательнее, неравнодушнее и тп. Я очень часто закрыт к тому, чтобы практиковать веру в жизни!
Почему я осознанно «закрываю уши»? Потому что я считаю, что с темой разговора у меня нет проблемы (как мне кажется). Все решено, я уже достиг необходимого мне уровня. Я уже соблюл все заповеди с детства, я не был рабом никогда, я ни в чем не имею нужды и тп. На практике та же история самарянина меня не трогает, потому что я считаю, что уже достаточно добр, и развиваться в эту сторону я не собираюсь, как вы меня не уговаривайте. Я определился. Поэтому все ваши попытки будут метанием бисера, я сам решаю, что в этой части евангелия мне ничего не нужно.
Таким образом, у многих из нас единственным вторжением Евангелия в практику жизни были пара дней перед крещением, у других – времена «первой любви», ну а сейчас идет долгий период утрамбованного сердца, от которого все попытки Духа войти внутрь отскакивают, как горох от стенки. Поэтому важно определять для себя – почему мне не интересны призывы Евангелия к практической жизни? Может быть, я стал самодостаточным в этих областях слишком рано, и там еще непаханное поле, которое я просто решил не трогать?
Практика: Когда в последний раз я отмахнулся от Евангелия? Куда меня звали? Почему я не стал слушать? Какие сферы жизни я не собираюсь развивать вообще и в каких мне еще нужны изменения? Могу ли я обмануться, успокоив себя где не надо?
- Страх (Жить по совести мешают последствия). Текст Матфей 13:20-21 (с. 15 НЗ)
Второй герой притчи (или, может быть, второе состояние того же самого человека) сосредоточены вокруг скорби или гонения за Слово. То есть, здесь христианин успел как-то проявить свое послушание Слову, пожить хоть разик по совести, подчинившись Духу. Но главная проблема, на которую он и не рассчитывал – что за послушанием Духу следуют гонения. Сознательный вред, направленный против тебя, и /или запугивание. Так, к сожалению, наш мир относится к людям, живущим по совести. Иисус кормит 5000 – и назавтра они готовы разорвать его за отсутствие 2-го сеанса. Он исцеляет паралитика – тот доносит на него властям. Он служит всем – а те голосуют, чтобы послать Его на крест. Павел основывает церкви по всему миру, а потом их члены даже не разговаривают с ним, считая отступником. Иногда ты даже не успеваешь поступить по совести, тебя запугивают, чтобы ты не пошел, куда тебя зовет Бог. Ироду говорят, что нельзя отпускать Крестителя, Пилату – что он не на стороне президента. Самые умелые шантажируют заложниками, лишь бы ты остановился. Тебе напоминают о семье, которую будет нечем кормить, когда тебя уволят, твоих друзьях, что попадут в немилость, или которых ты подставишь и пр.
Таков наш испорченный мир, иногда мы сами становимся людьми, запугивающими или останавливающими желающих жить по-Божьему. Из-за этого семья Иисуса пыталась перехватить Его. Любое доброе дело, а тем более перемена образа жизни, обязательно будут наказаны, и все испытали это на своей шкуре. В этом причина окаменения сердца – ведь оказывается, что выполнять голос совести в реальном мире весьма проблематично. Вот моя вера и остается теорией – я просто-напросто боюсь идти против течения, или устал от проблем. Из-за страха того, что может случиться, большинство наступает своей песне на горло и живут уже без совести.
В тексте упоминается интересный момент, что вынести эти гонения за доброе можно лишь «имея корень», если его нет – то ты слишком быстро высыхаешь. Если в первой истории выход в честности перед собой, то здесь выход из ситуации будет в осознании, ради чего (точнее, ради Кого) ты все это делаешь. Нужно иметь связь с Главным Мотивом – ради Кого ты вообще не будешь думать о последствиях.
Практика: Когда я отказался от хорошего побуждения на этой неделе? Почему? Стоит ли за этим страх (неудобств, обмана, аферы, неблагодарности)? Мешал ли я когда-нибудь людям поступать по Божьему? Как мне «углубить свои корни»?
- Другие интересы (Привлекают другие ценности). Текст Матфей 13:22 (с. 15 НЗ)
Последний отрывок, возможно, статистически наиболее близок современному человеку, хотя Иисус говорил об этой проблеме крестьянам и рыбакам два тысячелетия назад. Эти слова чаще толкуются как погружение в суету ради комфорта, но здесь стоит выделить главный принцип. Пшеница не растет потому, что рядом с ней прекрасно колосится другое. Речь идет о том, что мне не так интересно то, что предлагает Евангелие. Мне интересно то, куда я благополучно вкладываю свою жизнь, о чем мечтаю день и ночь, из-за чего переживаю. Вопрос в том, что ценно мне
Тут есть одна глупая ловушка, в которую попали мы все. Мы ведем себя как претендентки на конкурсе красоты, которые рассказывают, что мечтают о «мире во всем мире», хотя всем ясно, что больше всего они хотят победить и получить корону. Так и мы заявляем, что главное для нас – «Бог», «любовь к ближнему», «церковь» и прочие христианские банальности, но жизнь безжалостно показывает, что я ценю деньги, комфорт, свое время, устроенность семьи, работу и тп. Есть декларируемые ценности, про которые нас научили говорить, чтобы правильно выглядеть в церкви. И есть мои настоящие интересы, подтвержденные любыми доказательствами. Пару раз Иисус вскрыл это, например, в истории богатого юноши. Там оказалось, что на самом деле ему нужна далеко не вечная жизнь и не любовь к ближнему, а кое-что более приземленное. Мы говорим о благочестии, отрекшись от его силы.
К сожалению, большинство из нас даже не признаются себе в своих истинных интересах. А ведь именно из-за них мы далеки от того, что говорит нам Евангелие. Да, на словах оно растет, цветет и должно бы благоухать и приносить хоть какой-то плод в жизни. Но на деле мне не до него, я мечтаю об обычном человеческом счастье, как мечтал парень, пришедший к Иисусу, чтобы тот поделил наследство. Как ребята – апостолы, мечтавшие наконец вырваться из дурно пахнущих рыбаков в министры. Как толпы, ходившие к Иисусу лечиться. Но их преимущество в том, что они не обманывали хотя бы себя. А мы мечтаем о том же, но не признаемся в этом.
Практика: Бывает ли, что я говорю в церкви «как правильно», а не как дела обстоят на самом деле? Почему я так делаю? Как мне узнать, чего я на самом деле хочу? Если мои ценности далеки от Слова, как их поменять? Как захотеть это сделать?
Вывод. Чтобы наше христианство, наконец, проявилось не только в словах, нам надо:
— подвергнуть сомнению удовлетворенность уже достигнутым в вере;
— признать, что за жизнь по совести бывают плохие последствия, доверив их Богу;
— заметить те интересы, которые занимают мое время вместо любви к Иисусу.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10