СШ 2/16 Последние дни Иисуса»

СШ 2/16 Последние дни Иисуса»

12 урок по Евангелию от Матфея «Последние дни Иисуса»

Хорошие оправдания плохих дел.

Из 26 главы Евангелия мы выберем три отрывка, которые показывают поступки людей, предававших Иисуса в последние дни, и то, как эти люди их оправдывали.

Ловушки урока: 

По нескольким предыдущим урокам мы уже умеем распознавать ловушку привязки историй Евангелия ко времени или месту, а не к нашему действию. К чему может позвать тебя тема «Ранние годы Иисуса», кроме как к перечислению нескольких фактов, что мы знаем о детстве Иисуса? Что произойдет с вашими слушателями после того, как они вспомнят события пасхальной недели? Такие темы неплохо развивают память слушателей, и помогают составить точную земную биографию Спасителя. И все.  Это прекрасный способ сделать Евангелие безопасным и выхолощенным. Но этого допускать нельзя. Поэтому нам будет нужно выбрать из историй 26 главы те, в которых слушатели узнают себя и захотят поменяться.

Вторая проблема, связанная больше с текстами главы, — это их немалая известность. Вечеря вспоминается как минимум каждые три месяца, предательства Иуды и Петра – еще чаще, женщина с духами – еще более частая гостья проповедей. Очевидно, что мы встречаемся с искушением в тысячный раз повторить общеизвестные вещи. К сожалению, мы не понимаем, что пересказ истории в очередной раз только портит ее, а одно и то же толкование прокладывает в мозгу слушателя глубокую борозду, которую уже не изгладишь – возможно, никогда. Попробуйте прочитать с христианами из других конфессий тексты о субботе или смертности души, и вы это увидите. А теперь попробуйте сказать адвентисту, что масло из истории 10 дев может быть не Духом Святым. Реакция будет одинаковой. Повторение одних и тех же толкований – это психологический прием, который «зомбирует» человека и не позволяет посмотреть на известные тексты так, чтобы они обращались к нему. Он будет видеть лишь нужное учителю. Задача учителей – не допустить этого искажения.

Главный вопрос: Что я обычно прячу за хорошими оправданиями? Что можно сделать, чтобы честно признавать свои проступки, не маскируя их?

Ломка льда: Когда вы в последний раз куда-нибудь опаздывали? Что вы обычно говорите, чтобы ответственные люди простили ваше опоздание? Всегда ли это правда, или иногда вы позволяете себе приукрасить произошедшее?

  1. Уничтожение человека под христианским прикрытием. Текст Мф 26:3-5 (с. 32 НЗ)

Первая история, которую мы встречаем в новой главе Евангелия, открывает интереснейший пласт поведения верующих, в котором можно легко увидеть себя. Здесь описывается совет религиозных старейшин, на котором люди планируют самые ужасные вещи: применить хитрость и ложь, поманипулировать народом, видимо, найти лжесвидетелей – которые появятся на суде и, в конце концов, убить неугодного человека. Но все это и сейчас, на совете, и позже, во время пыток, суда и казни, будет подаваться как самое прекрасное дело, необходимое для защиты веры, церкви и Бога. Не зря все это подается под христианским соусом — «не в праздник», «заклинаю Богом живым» и тп. Принцип происходящего в отрывке заключается в том, что в своей борьбе с людьми, которых мы ненавидим, можно с большим успехом использовать религию, прикрываясь ей. Именно так, «за богохульство», был убит Навуфей, на самом деле просто не отдавший виноградник. Этим же способом, как богохульника, судят Иисуса, хотя даже постороннему римлянину понятно, что «предали его из зависти» (27:18).  В своей борьбе с теми, кто нам не нравится, мы не чураемся ничем, даже прикрытием нашей ненависти христианством или даже Богом.

В реальной жизни вражду с людьми можно легко оправдать с помощью Бога. С мужем (женой, родителями, детьми) я ругаюсь не потому, что я всю жизнь с ними ссорился и испытывал презрение или ненависть. Они ведь неверующие и противостоят моим хождениям в церковь! Или не выполняют заповедь о субботе! Или выпивают, разрушая храм Святого Духа! Непохожие на меня члены церкви уничтожаются под маркой развратной одежды, косметики, покачивания во время пения и поедания того, что я не ем. Я проговариваю, что всех людей (которые на самом деле мне просто не нравятся) я люблю и желаю спасения, но только я защищаю чистоту церкви от их мирского духа. Так совершение собственного греха я оправдываю волей Бога.

Вообще-то любой христианин должен задуматься, что он призван не ненавидеть, а любить. И если религия толкает тебя туда же, куда пошли верующие из нашего текста, то у тебя неправильная религия. Что-то в христианстве ты понял не так.

Практика: Я честно признаю то, что хочу сделать, или имею привычку приукрашивать свои мотивы? Могу ли я составить список своих недоброжелателей? Почему у нас такие отношения? Когда я «иду в атаку» на людей, я делаю это во имя христианства? Защищаю ли я чистоту веры? Справедливость? Докуда я могу позволить себе дойти в этом? До обмана? Уничтожения? Может я просто убираю неугодного или непохожего?

  1. Использование человека в своих целях. Текст Матфей 26:7-16(с. 32 НЗ)

Следующий отрывок, спаренный из двух историй, построен на том же принципе прикрытия злого дела добрым мотивом. Парадоксально, что мы вовсю используем это в надежде, что наши мерзости останутся незамеченными людьми, но, похоже, что все вокруг прекрасно видят нас. Обманутыми остаемся лишь мы сами.

В истории Иуда (Ин 12:4-6) планирует просто-напросто нажиться любой ценой. Его вопрос к священникам прекрасен: «давайте посмотрим, что вы мне дадите взамен на Иисуса?». Он как ничто другое демонстрирует, что человек просто хочет денег. Это видят все: и Иисус, и священники. Этого не видит лишь сам герой – и поэтому он облекает свою жажду наживы в замечательную заботу о бедных. Я хочу воспользоваться добротой женщины, решившей поделиться дорогой парфюмерией. Я хочу воспользоваться политической ситуацией, когда обычно бесполезная информация об Иисусе стала стоить серьезных денег. Но вслух я буду кричать, что я помогаю беднякам (именно это подумают все на вечере, когда Иуда пойдет за подкреплением). И придя предавать, я не скажу ничего вслух, я просто поцелую Иисуса. У всех останется прекрасное мнение обо мне. А у меня останется кошелек.

Когда мне нужна от людей выгода, я никогда не скажу об этом прямо. В христианских общинах это видно, как нигде. Здесь вы можете встретить (и наверняка встречали) пасторов, которые жалостливо рассказывают, как их семьям не хватает зарплаты на даже купить детям конфетки. Здесь выполнение странных планов по покупке не нужного количества книг, газет или чего-то еще будут выжимать, рассказывая о «глазах погибших, которые будут смотреть на нас из озера огненного, если вы не принесете им адвентистский вестник». Да и как бы случайно упомянутая соседняя община, которая больше собрала – крестила – разнесла, или прочитала пятитомник на утреннем, подстегнет вас к соревнованию, и вы выполните то, что от вас ждет манипулятор. Использовать людей в своих целях, рассказывая о своей благотворительности, получалось не только у Иуды. И это очевидно тоже всем, ну разве кроме тех, кто сами закрыли свои глаза и не хотят видеть.

Практика: Какие люди интересны мне, так как могут принести выгоду? Когда мне что-то нужно от человека, а он не настроен давать, я прошу его или начинаю игру? Я честен с людьми? Встречал ли я прикрытие благими намерениями в своей церкви? Участвовал ли я в нем, или, может, делал сам? Как мне стать более честным?

  1. Унижение человека своей самоправедностью. Текст Матфей 26:31-35 (с. 32 НЗ)

Последняя история повествует об апостоле Петре и его друзьях. Она может остаться незамеченной, и обычно ее списывают на порывистый характер апостола, но это случается из-за невнимательного чтения Писания. Текст говорит, что это делали все ученики (35), как, впрочем, и убежали, оставив Иисуса наедине с врагами тоже все.

Здесь Петр чудесно отзывается о себе в сравнении с окружающими. Я настолько хорош, верен и предан Богу, что меня даже нельзя ставить в один ряд с остальными. Я бесконечно выше их в посвященности, доброте, защите моего Бога, посещении общины, выполнении Божьих и церковных заповедей и всем прочем. Я самый лучший. Остальные и в подметки мне не годятся. Зачем это говорить вслух в присутствии окружающих? Для того, чтобы все увидели мои добрые намерения. И, заодно, мое превосходство. Так среди самых лучших остаемся лишь мы с Иисусом, а остальные, скорее всего, да, могут предать. Я = Богу. Все прочие – ниже.

На этом принципе превозношения построены все заявления о том, что я знаю Бога лучше всех, я никогда не брошу церковь, я сохраню истину. Они делаются не для того, чтобы выразить правду о себе или же стремление к Богу. Какая тут правда, если через минуту что-то случится, поменяется твое настроение, и ты сорвешься и плюнешь и на истину, и на все, что ты так ценил. Они делаются для унижения других. Ясное дело, кого поставить после такого заявления главным апостолом? Кого теперь слушать? Кто будет для церкви главным авторитетом? Тот, кто вытеснил с игрового поля остальных. Этот такое же прикрытие черного белым, как и во всех остальных случаях. Только в прошлых случаях было убийство и воровство, а тут – стремление к власти. В общине, в соревновании конфессий, или в бытовой жизни.

Любой грешник хочет быть первым и главным, в этом суть греха. Он заставляет тебя считать, что ты – лучший, порой лучше Бога. Даже если ты не стремишься к власти (может, тебе и не нужна власть над этой кучкой верующих, этими коллегами или семьей), но ты считаешь так внутри себя. И это совершенно неправильное мнение.

Практика: Я считаю себя лучшим христианином, чем другие люди? В чем это проявляется? От каких убеждений я никогда не откажусь? Я проговариваю это вслух? Для чего? Как должны отреагировать люди, которые слышат такое? Чего я жду?

Вывод. Чтобы жить честно и не повторить путь предателей Иисуса, нам нужно:

— не перетягивать Бога на свою сторону вражды, а просить его об примирении;

— смиренно принимать отказ от людей, а не управлять ими в своих целях;

— перестать превозносить себя над окружающими, ведь все мы, грешники, равны.

Похожие записи
Комментарии