СШ 2/16 Иисус в Иерусалиме
10 урок по Евангелию от Матфея «Иисус в Иерусалиме»
Как мы сопротивляемся Богу.
Из 21 и 22 глав Евангелия мы возьмем три притчи, рассказанные Иисусом, и увидим в них уловки, которые мы используем при попытках Бога вмешаться в нашу жизнь.
Ловушки урока:
Вы, конечно же, заметили, что главная ловушка урока находится в заглавии, предложенном нам авторами. Оно предлагает перечислить события, случившиеся с Иисусом в городе Иерусалим. Если вы пойдете по этой дорожной карте, то схема вашего урока станет следующей: в Иерусалиме Иисус сделал это, это, это и еще вот это. Так Евангелие превращается в жизнеописание, и теряет свой смысл. Всю жизнь Христа можно пересказать под заглавием: «Иисус в Иудее». Или «Иисус на планете Земля». И эта тема требует от нас перечисления событий, как и темы «Ленин в разливе» или «Наполеон на о. Святой Елены». При изучении Писания такое недопустимо, нам нужно понимать, что Евангелие – не биография и не сборник фактов. Оно является вызовом человеку, и наши уроки тоже должны быть таким вызовом – из них надо создавать схему «Что Иисус говорит о нас, к нам, куда Он нас зовет». Лишь тогда от уроков будет реальная польза, изменяющая жизнь человека. Если же они будут похожи на тему «Ахав в Рамаофе Галаадском», мы зря отнимаем время слушателей и занимаем место, с которого должно возвещаться Слово.
В материале 21 и 22 глав около 10-12 событий, среди них есть несколько крупных и несколько не столь значительных. Мы предлагаем взять из этого повествования три притчи Иисуса, и объединить их одной общей темой. Если внимательно присмотреться к тому, где применение этих историй пересекаются с нашей жизнью, то вы увидите в каждой сопротивляющихся Богу людей. Вы можете прочитать их сейчас и обратить на это внимание, еще до того, как прочитаете дальнейший разбор – возможно, Дух пошлет вам свое применение, до того, как вы увидите наше. Сопротивление людей и станет нашим стержнем, на котором будет строиться урок. Нам останется только четко различить весть каждой притчи, и расписать выводы.
Главный вопрос: На кого из трех персонажей притч, сопротивляющихся Богу, я похож больше всего? Что мне сделать, чтобы сдаться Ему в этой борьбе?
Ломка льда: Бывало ли у вас, что вы обещали что-то, точно зная, что не будете это делать? Что это было? Зачем вы это делали? Чтобы человек отвязался? Чтобы не потерять лицо? Чтобы не конфликтовать?
- Мы обманываем, говоря, что собираемся слушаться. Текст Мф 21:28-31 (с. 25 НЗ)
Первая притча урока является самой короткой и простой из трех. В ней в двух персонажах представлены две группы людей, и больше всего нас интересуют вторые. Заметно, что работать на отца не хочет ни первый, ни второй сын (родители среди нас это понимают). Но зато один из них прекрасно знает, что и как нужно правильно говорить, чтобы отец не расстроился. Послушание на словах прекрасно: даже если потом ты не пойдешь на работу, есть целый ряд преимуществ. Ты не вступаешь в открытый конфликт, который обязательно вызовут твои истинные намерения. То, что ты никуда не пошел, позже можно будет объяснить какими-нибудь причинами – нам не привыкать тянуть цепочку лжи дальше и дальше, у нас это часто получается. Но главнее всего то, что ты выглядишь послушным! И даже сам в это веришь.
Получается, что здесь изображен принцип обмана Бога (и заодно, самообмана). Я не хочу Божьего вмешательства в мою жизнь, но никогда в жизни не признаюсь в том, что я на самом деле чувствую. Я буду говорить только правильные, церковные слова. Я знаю, чего именно от меня ожидают – не первый год в церкви – и я нарисую картинку прекрасного святоши с сияющим нимбом. Будь то сознательно или нет.
Задайте в любой общине вопрос типа «хотите ли вы служить Иисусу» и вы обнаружите, что мы не говорим правды. Или лучше что-нибудь посложнее, типа «хотите ли вы простить своего врага». Вы увидите, что все, как один, отвечают как второй сын – мы умеем давать идеальные ответы, что ожидаются от нас в церкви. А многие переплюнут его, сказав, что врагов у них, христиан, вообще нет и быть не может. Мы говорим прекрасную ложь, совершенно отличающуюся от того, что чувствуем – и что собираемся делать. Мы знаем, как ответить на вмешательство Бога. Это прием – не быть учеником Иисуса, а казаться им. Для имитации деятельности мы обещаем, сколько человек крестим в следующем году, рассказываем, как молимся о том, чтобы уже скоро пойти и «послужить». Бравируем масштабами, типа «миллиарда брошюр» и «миллиона на марше», потому что лозунги тоже создают впечатление нашего послушания и хорошего положения дел. К сожалению, эти «правильные» ответы маскируют проблему нашего непослушания от ее решения.
Практика: Я честно признаю свои чувства перед Богом? Когда я в последний раз дал правильный христианский ответ, вместо честного? Почему я так делаю? Бывает ли, что я начинаю верить, что я на самом деле похож на картину, что рисую о себе? Как стать более честным и перестать лгать? Как захотеть слушаться Бога по настоящему?
- Мы присваиваем то, что принадлежит Богу. Текст Матфей 21:33-41 (с. 25 НЗ)
Во второй притче Иисуса изображены интересные люди, взявшие территорию в аренду, а затем благополучно ее присвоившие. К сожалению, это является нормой и для нашего времени, спустя 2000 лет, такие дела аргументировано оправдываются, и мы с этим соглашаемся. Возможно, что и виноградари приводили аргументы о справедливости, равенстве, и даже о том, что землю нужно отдать крестьянам, которые на ней живут и работают, а не богатеям — капиталистам. Как бы то ни было, однажды они решили забрать виноградник себе, а мешающих этому решению и даже просто надоедливых послов от хозяина уничтожать. В истории не нужно обращать особенное внимание на жестокости или наказания, нас интересует сам принцип. Здесь говорится о том, что для человека нормально пользоваться чужим, как будто оно принадлежит ему. Это легко оправдать в мире лжи, где мы живем.
Дело здесь не в деньгах, и не стоит переходить на пропаганду десятин. Ситуация гораздо серьезнее – мы не признаем того, что мы были созданы Богом, а следовательно, являемся Его имуществом. Что принадлежим Ему и должны подчиняться Ему. Естественно, и все вокруг нас тоже принадлежит Ему. Видно это становится в тот самый момент, когда Бог приходит за «арендной платой». Просит уделить кому-то внимание, потратить час на помощь, или подталкивает нашу совесть заплатить мелочь за кого-то нуждающегося. Тут мы начинаем ровно те же действия, что описаны в истории. Мы возмущены – какое право Бог имеет влазить в мою жизнь? Срабатывает волшебная потеря памяти о том, что мы не свои, мы рабы, а Он – Господь. Это Авраам может отдать сына, и волхвы притащить драгоценности. Нормальный верующий так не делает. Он оценивает траты и поэтому проходит мимо лежащего на дороге избитого, он переживает, что отец отдает имущество вернувшемуся блудному брату, он не хочет терять свой пост священника даже из-за Христа, в которого он уверовал. Он вообще ценит свой труд, время, имущество и отдых, и не считает, что что-то из этого может быть забрано Богом.
Главная проблема здесь – наше нежелание согласиться с Божьим господством, в глубине души мы понимаем это, но грешник не может подчиниться Богу по природе.
Практика: Что из принадлежащего мне я мог бы без сожаления отдать Богу? Что я никогда бы не отдал Ему? Почему? Как можно на меня повлиять, чтобы я стал добрее: разжалобить, запугать, уговорить? Как поверить, что я – Божий, а не свой?
- Мы счастливы без Него. Текст Матфей 22:2-12 (с. 26 НЗ)
Последняя история Иисуса продолжает тему сопротивления Богу, и в ней точно так-же проявляется тема самообмана. Обратите внимание, в первой люди убеждают себя, что они послушны. Во второй они создают ложную картину, что Бог ничего им не давал, чтобы иметь право забрать. Здесь же, в третьей притче, прекрасно видна парадоксальная ситуация. Бог готовит праздник, Он приглашает человека поучаствовать в радости, насладиться удовольствиями и стать счастливым. Как реагируют приглашенные? Они убеждают себя, что мое самое великое счастье – на даче, хотя я привожу оттуда три морковки, оставляя там львиную часть здоровья. Мое счастье – на торговле, хотя прибыли давно нету, и всю зарплату приходится отдавать на покрытие недостач. Человек легко может убедить себя, в чем же его счастье. Поэтому Бог с Его праздником оказывается ненужным, и если я и загляну к Нему, то в своей одежде, со своими принципами, с «фигушкой в кармане».
Эта история, как никакая другая, показывает самодостаточность грешника, его убежденность в том, что он ни в каком Боге не нуждается. Так Каин создает свою цивилизацию, где счастье создается успехами в проявлении силы, запугиванием врагов, удовольствиями и рекламой. А фарисеи признают необходимость религии, но создают прекрасно работающую без Бога систему вероучения, на своих условиях. Ту, в которую живой Бог вписаться не может, и Его (и тех, кто о Нем проповедует) приходится убирать.
Поэтому нам критически важно стать честными к тому, что чувствуем. Если субботне- церковный самообман не прекратится, то мы так и не поймем, что любим то мы не Бога. Мы любим заработок и комфорт, достижение своих целей и исполнение мечтаний. Мы живем совершенно другими ценностями, либо вообще не позволяя Ему одарить нас счастьем от Своего присутствия, либо ходя рядом с Ним в своем «коконе», через который Ему никогда не пробиться. Потому что мы себе на уме, и знаем, что нам на самом деле нужно. Не Иисус, а 30 монеток. Не Иисус, а пост прокуратора. Не Иисус, а правильная религия. Наше счастье – во всем этом, а не в Нем.
Практика: Что должно случиться сегодня, чтобы я стал счастливым? Чего мне нужно достичь или получить? Иисус здесь – тот, кто может принести мне счастье или стать им? Могу ли я признать, что я не сильно хочу на Его пиры? Как захотеть к Нему? Что сделать?
Вывод. Чтобы перестать сопротивляться вмешательству Божьему нам нужно:
— перестать верить в иллюзию, что мы послушны Ему (или хотим быть послушными);
— согласиться, что мы созданы Богом и принадлежим Ему полностью;
— увидеть, в чем предложенное Богом счастье лучше того, что любим мы.
Благодарю, Господа за возможность видеть себя через разбор уроков! Слава Ему за братство!!!
В очередной раз хочу поблагодарить тебя, брат за честный и сердечный разбор. Прошу не оставляй этой работы. Редко сегодня услышишь в церкви разбор субботней школы без примеси человеческих измышлений. Я склонен к тому, что через тебя говорит Бог. И это не удивительно, что многие находят в них критику, а не ошибки своей веры. Читая твое видение урока, мое сердце радуется видеть свою несостоятельность в моей вере в Бога. Благодарность Богу за возможность говорить с Богом от сердца к сердцу. да благословит тебя Господь!