СШ 1/16 Конфликт и кризис: Судьи

СШ 1/16 Конфликт и кризис: Судьи

4 урок «Конфликт и кризис: Судьи»

В этом уроке мы посмотрим на то, как во время кризиса можно получить помощь от Бога. Существуют три направления, в которых человек может искать ее – и получить.

Методика проведения:

Проблемой для проведения этого урока является его бессистемность. Истории, предложенные для того, чтобы люди изучали по ним Библию, выбраны совершенно не связано друг с другом. Между ними нет ничего общего. Сам автор просто перечисляет героев, даже не пытаясь сохранить какую то общую для всех тему. Общее здесь, похоже, лишь то, что все герои переживали трудные времена – но точно так же можно взять любого героя Библии – от Адама до Иисуса, и вы обязательно наткнетесь на трудности в их жизни. В принципе, с таким же успехом сюда можно взять и историю левита и наложницы, или Иеффая – по качеству проведения ничего изменится. Как выглядел урок сборной солянкой без одной темы – так он и будет выглядеть. Понятно, что наши слушатели привыкли к такому – многие из уроков и проповедей, что они слушают, и церковных книжек, что читают, именно такие. Но нам нельзя работать на таком уровне. Церковь должна выйти из этого проклятия нелогичных выступлений. Человек должен ясно понимать, что ему хотят рассказать, тема урока должна быть четко обозначена. По ТВ анонсируют тему программы, в книгах ведут одну линию, в школе ждут, что мы будем рассказывать не то, что мы знаем «о царях», а задают конкретный вопрос. Это происходит везде, кроме одного места – церкви. Там почему-то нормально набрать пригоршню разнообразных историй, бросить ее в слушателей, а затем удовлетворенно сказать: ну, мы сегодня говорили про судей… Это было так хорошо… Ну и что, что было ни о чем? Мы так делаем всегда…

Поэтому, если вам выпал такой урок – пригоршня историй, вам нужно искать общую тему. Мы выбрали ею механизм выхода из беды, потому что, по крайней мере, в трех историях мы находим ясные попытки героев принять Божью помощь.

План урока:

Главный вопрос: Что нужно делать в тяжелые моменты жизни, чтобы Бог мог реально помочь нам? Как обычно в таких ситуациях поступаем мы?

Ломка льда: Какая полоса в жизни сейчас у вас – черная или белая? Вообще, чего в вашей жизни больше – хороших событий или плохих? Почему?

1. Гедеон и сознательная слабость. Текст Судей 7:2-7 (с. 265 ВЗ)

Первый эпизод из книги Судей интересен тем, что он прекрасно показывает Божье условие, на котором Он хотел бы вмешаться в нашу ситуацию, чтобы принести максимальную пользу. Из библейской истории мы понимаем, что главное качество Гедеона – его трусливость. Он совсем не был смелым человеком, в отличие от того-же Иеффая, который прямо назван храбрым. Все время наш герой демонстрирует неуверенность – прячется в точиле (11), отказывается соглашаться на роль освободителя (15), проверяет ангела (18), идет рушить идол с телохранителями (27), собирает толпу (34), манипулирует со шкурами (37) и даже идет проверять к врагам, правду ли сказал Бог, и опять-же, с телохранителем из страха (9-11). Гедеон не только человек, попавший в кризисное положение, он хочет максимально обезопасить себя всем, чем может. Как и все мы. И тут интересно, что делает Бог. Он убирает подпорки Гедеона. Уничтожает идолов и восставляет против всех жителей села. Вместо реального оружия предлагает факелы. И в нашем отрывке заставляет уйти 32 тысячи человек, оставив всего 300 человек помощников. Что ты сможешь с ними сделать?

Принцип, который подчеркивает здесь Писание, заключается в том, чтобы человек сознательно убрал все «запасные выходы» и доверился лишь Богу. Поэтому приходится расстаться с Ваалом, военной силой, и даже оружием. Бог хочет проявить Себя в одиночку, чтобы ты не подумал, что тебя спасли лекарства, хорошие знакомые, твой здравый смысл или удача. Именно для этого совершенно беспомощными однажды остаются Иосиф в Египте, Иаков у Лавана и тот-же Иов. В этом подпункте следует понять, что полное крушение всего у христианина происходит, когда Бог расчищает путь для Себя, этого бояться не нужно. Заодно тебе демонстрируются вещи, которые на самом деле являются твоими богами – в этом смысле серьезный кризис становится лекарством от нашего идолопоклонства.

И мудро было бы здесь «стать слабым» самому, (точнее, отказаться от ложных надежд) как можно раньше, еще до того, как разрушились все твои жизненные подпорки. Для этого нужно уже сейчас понять, что ты слаб, тебе нужен настоящий Спаситель, а не твои вавилонские башни, которые разрушатся в неподходящий миг.

Практика: Если случится что-то плохое, то что мне поможет? На что я надеюсь, если убрать на секунду Бога (я помню о Нем сейчас, лишь потому что читаю урок). Как уже сейчас, не дожидаясь худших времен, попробовать Божью помощь? В чем я мог бы потренироваться принимать Его вмешательство? Как это сделать?

2. Самуил и желание услышать Божий совет. Текст 1 Царств 3:1-10 (с. 292 ВЗ)

Вторая история тоже описывает неспокойное время, которое как две капли воды, похоже на наше. Несмотря на общее бедственное время с врагами, и далеко не золотой век для веры, когда священники уничтожали веру и самые лучшие из них называли молящихся пьяными, мы не видим главного. Чтобы хоть кто-нибудь попросил Божьего вмешательства в ситуацию. 1 текст говорит о крайне редких (возможно, полностью отсутствующих) признаках жизни со стороны Бога. Все было плохо и для хороших священников, и для народа, и для царей, но вот узнать, что об этом думает Бог, никто не собирался. Отрывок очень удачно рисует картину всеобщего сна, в котором Илия говорит, как услышать Бога, а потом благополучно переворачивается на другой бок и сопит себе дальше. Ну сказал Бог – и сказал, пусть все катится по наклонной, я предпринимать ничего не собираюсь.

На этом фоне мы видим инициативу Бога помочь во время кризиса, и единственного более-менее активного подростка, к которому Господь может обратиться: Самуила. И мы понимаем принцип, что во время трудностей Бог хочет что-то нам сказать. Его волнуют не только Вавилоны, Мидо-Персии и прочие звери. Он предсказывает не только голодные годы для Ближнего Востока, но спасает в Египте семью Иакова, Он сообщает Павлу через пророка, что тот попадет в тюрьму, Он хочет сказать Езекии, что нужно ждать при его болезни. Похоже, что Бог хочет вмешиваться не только в судьбы мировых империй и христианских конфессий, Ему интересно каждое из Его детей, и для всех у Него есть Слово. Особенно, когда они переживают из-за сложной ситуации. Выход здесь один – научиться личным отношениям с Богом.

К сожалению, в нашей субкультуре к таким близким отношениям мы не привыкли, и даже опасаемся их. У нас Бог общается бюрократическим путем: спуская свои директивы (о новых доктринах, том, какую книгу распространять церкви, и какую главу читать лично христианину) по вертикали, и адвентисты воспринимают Его говорящим через организацию. Он же хочет общаться с тобой лично, не желая посредников, официальных или неофициальных, единичных и коллективных. И в кризисе, и вне кризиса человеку стоило бы научиться слышать Его.

Практика: Когда я в последний раз слышал Божий голос ко мне? Было ли это вообще хоть раз? Если да, то о чем это было? Если я обращусь к Господу сейчас, через что я буду слушать ответ? Почему? Есть ли другие способы услышать Его?

3. Руфь и внимание к тем, кому сложнее. Текст Руфь 1:11-18 (с. 286 ВЗ)

В этом отрывке описывается интересное действие человека, переживающего крушение личной жизни. Руфь в короткий промежуток времени теряет все, — от семейного счастья и любимого человека, до хоть какого-то достатка в мире без пособий и пенсий. Единственным адекватным выходом в ее ситуации был бы путь возвращения в дом родителей, который выбрала Орфа. Там были родственники и близкие (которые не отвернутся от Моавитянки, как сделали бы чистокровные иудеи), лучшее материальное положение (не зря же сыновья Ноемини эмигрировали из Израиля) и вообще хоть какие-то шансы на новое начало, брак, семью и тп.

На этом фоне ее выбор кажется достаточно странным. Она, самый далекий в понимании Бога человек во всей истории, почему-то переходит в «правильную» веру, и тут включается наша фантазия о том, как своей жизнью свидетельствовала свекровь, кто-то там еще, или как Руфь поняла всю глупость поклонения ложным богам. В тексте этого нет. В тексте есть доверие, или, лучше сказать, преданность человеку, и желание помочь ему. Она заявляет о том, что будет с оказавшейся в худшем положении до ее смерти, то есть, преданно берет на себя заботу о ней. Именно этим Руфь всегда и отличается – она будет зарабатывать, чтобы прокормить Ноеминь, слушать все распоряжения свекрови на протяжении истории. Она идет помогать свекрови и не бросает ее, несмотря на то, что та сама подталкивает ее оставить. А вера здесь принимается как бонус. Позже став преимуществом.

Принцип, который мы здесь видим – ненормален для времени кризиса. Это шаг веры. Во время, когда каждый сам за себя, когда «мне самому не хватает», «я даже по дому ничего не успеваю, чего вы от меня хотите в церкви», когда «я лучше о детях своих буду заботиться» — человек переживает не за себя, а за другого. И этим «вынуждает» Бога проявить себя. Так сработал сосуд с маслом у ветхозаветней женщины или ужин мальчика из 5 хлебов и 2 рыбок, принесший рюкзаки с едой для каждого. Бог вмешивается в твою ситуацию, если служишь другим, провоцируя Его 🙂

Практика: Когда мне нелегко (а ведь мне и сейчас сложно?) – то я замечаю других? Кому я мог бы помочь на этой неделе, хотя и живу во время финансового кризиса? Верю ли я, что Бог помогает служащим другим? Было ли такое со мной хоть раз?

Вывод.
Итак, чтобы во время трудностей Бог смог эффективно помочь нам, нам нужно:
— как можно раньше понять, что именно Он, а не наши идолы, может нам помочь;
— поверить, что Ему интересна наша ситуация, и Он хочет посоветовать, где выход;
— обратить внимание на других страдающих, и послужить им, чтобы Бог проявил себя.

http://eugenegerasimov.blogspot.com

Похожие записи
Комментарии