СШ 3/15 «Должен ли услышать мир»
13 урок «Должен ли услышать мир»
В сегодняшнем уроке мы рассмотрим три вещи, которые даже неверующий человек может сделать для своего духовного роста. Это то, к чему можно звать нехристиан.
Методика проведения:
Если вы считаете, что пособия составляются для «новопришедших» в церковь, то сегодняшний урок – доказательство того, что о людях со стороны при составлении вряд ли кто думает. Если даже не брать в расчет отсутствие логики в повествовании, просто посчитайте количество терминов типа: «деноменация», «конфессия», «эксклюзивисты», «универсализм», «плюрализм» и т.п. Очевидно, что на этом уроке мы изучаем не совсем Библию, и очевидно, что не только новому, но и пожилому, да и не сумевшему получить образование человеку на этих уроках делать нечего. Разве что пополнять свой словарный запас, но для этого ли в церкви проходят уроки субботней школы?
Если мы хотим рассказать что-то полезное, а тем более объяснить тексты Писания, это всегда можно сделать простыми словами, которые поймет и старушка, и 15-летний школьник. Просто обращаться нужно не к терминам, о которых автор прочитал в словаре, а к практической жизни людей. Тогда, читая урок, у людей не возникнет желания выбросить пособие в мусорную корзину, такие книжки будут храниться на полке.
Мы рекомендуем вам не уходить в искусственно созданное мудрствование, а выбрать другую тему урока. В этом уроке тема не заявлена вообще, на вопрос в заглавии можно ответить как «да», так и «нет», и на этом урок закончить. Мы же предлагаем вам не уходить от темы влияния, которой мы держались весь квартал, но только сфокусировать это влияние на неверующих, о которых говорит большинство из многочисленных текстов урока. Тема вырисовывается в том, что Бог ожидает от людей, у которых нет ни Библии, ни желания ходить в церковь, ни знакомства с христианскими традициями. В трех отрывках мы увидим довольно интересные предложения, которые помогут влиять на нехристиан, чтобы помочь им вырасти из того положения, где они сейчас находятся. Этот урок, кстати, будет применим и на пасторских классах, то есть, в среде неверующих.
План урока:
Главный вопрос: Что Иисус ожидает от неверующего человека? К чему мы можем звать нехристианина, чтобы он приближался к Богу там, где он находится?
Ломка льда: Встречали ли вы когда-нибудь неверующих, которые по качествам лучше вас? Как вы думаете, как они стали такими? Почему мы не качественнее их?
1. Быть внимательными к голосу совести. Текст Римлянам 2:12-16 (с. 189 НЗ)
В отрывке из письма Римлянам мы обнаруживаем первый принцип отношений между Богом и человеком. Мы в уроке, конечно же, рассматриваем неверующего (или, лучше сказать, невоцерковленного) человека, но в равной мере это относится и к нам самим. Автор говорит о том, что судьба человека решается в зависимости от того, как он относился к голосу собственной совести (16). У него были мысли, которые вели к хорошему, и те, которые обвиняли его замыслы (15). И если мы слушаем внутренний голос Духа, проявленный в знакомом любому нехристианину понятии «совесть», то это приближает нас к спасению. И наоборот. По сути, если абсолютно неверующий и далекий от какой-либо религии человек будет внимателен к тому, что Бог пытается сообщить ему изнутри, то он будет расти духовно дальше и дальше. Возможно, именно этим можно объяснить многочисленные встречи с очень хорошими атеистами, которые разительно отличаются своей нравственностью от нас, не так сильно обращающих в своей религии внимание на совесть и необходимость подчиняться ей. Мы ведь гораздо легче подчинимся традициям церкви, чем живому внутреннему голосу. Способность слушать побуждения от Бога не входит в число «адвентистских» добродетелей – скорее нас настраивают на сравнение себя с общим поведением других, уже давно ставших христианами.
Может быть, в этом отрывке стоит сделать одно важное отступление. Павел говорит, что нормальная совесть постоянно трудится: она то оправдывает тебя, то обвиняет – такой процесс происходит постоянно. Поэтому если мы считаем, что у нас уже давно все хорошо, или «я за жизнь ничего плохого не сделал» — это первый признак того, что совесть не работает. У человека миллионы грехов, и нормально, что Дух будет будоражить тебя по сто раз за день. Если же за последние недели /месяцы /годы Он молчал, это свидетельствует об огромнейшей проблеме – слишком сильном самообмане, проявленном в защите от признания недостатков. Это лечится только открытостью, желанием принять правду о себе.
В целом же в этом отрывке мы видим, что повлиять на нехристиан можно, побуждая следовать голосу совести — союзнику, который уже находится внутри каждого из них. В их случае это делается не Библией, а другими инструментами «пробуждения Духа».
Практика: Когда в последний раз я слышал голос совести? Понимаю ли я, что это Бог зовет меня к действию? Когда он обвинял меня? Когда он побуждал что-то сделать? В какие моменты он у меня громче и когда тише? Говорил ли я о совести с кем-то?
2. Заметить незаслуженное отношение. Текст Деяния 14:15-17 (с. 148 НЗ)
Второй, да и третий отрывки тоже являются словами Павла – именно он, единственный из апостолов, общался с совершенно неверующими людьми, и поэтому сегодня он будет нашим учителем. В этой проповеди, сказанной в Листре, отмечен другой важный принцип, который должен бы растопить любое сердце – и наше, и сердце нехристианина. Тут Павел говорит о том, что с нами производят два действия. Первое – это нам беспрекословно позволяют делать, что только нам вздумается (допускают ходить своими путями, чего бы мы не захотели – т. 16). Естественно, это не самые лучшие пути, и человек, подружившийся с первым пунктом о совести – это понимает очень хорошо. Он ожидает кармы, возмездия, наказания, и тп, но встречает второе действие. Оно прекрасно описано в т. 17: Бог свидетельствует злому по сути человеку Своими добрыми делами по отношению к нему (благодеяниями). Дождь, спокойствие, урожаи, счастье, достаток – все это, по мнению автора – свидетельства Божьей любви. Принцип, который здесь подчеркнут – незаслуженное доброе отношение Бога к бестолковому человеку. И понимание этой доброты, по другим словам Павла, приводит далекого от религии человека к встрече с Иисусом (Благость Божия ведет тебя к покаянию – помните?).
Мы тоже знаем об этом принципе, и постоянно говорим – но упоминая жертвенную смерть Иисуса за нас. К сожалению, до этого козыря в игре с неверующим еще далеко, поэтому влиять на них можно, говоря о более бытовых проявлениях Божьей незаслуженной доброты. Это никогда не сможет сделать человек, настроенный на критику, и тот, кто не замечает доброго отношения Бога к себе, христианину. Такое часто бывает у нераскаянных людей, у людей, обиженных на Иисуса, и тех, кто живет делами, которые Бог совершил 2000 лет назад, а не сейчас. Если вы из этих категорий, то нужно перестраиваться. Если же вы видите ежедневные бытовые проявления своей бестолковости и Божьей доброты, то делиться с неверующими нужно именно этими случаями. Кстати, для того, чтобы признать свое хождение по «неблаговидным путям», нужно много смелости. Мы скрываем это, и поэтому Бог, которого мы изображаем людям, выглядит совсем не добрым, а выплачивающим награду таким-же хорошим верующим – нам. Что совсем не является правдой.
Практика: Совершаю ли я неправильные поступки? Когда я, по всем правилам, должен бы быть наказан, но взамен получил хорошее? Могу ли на этой неделе я рассказать кому-то о самом ярком таком случае?
3. Обнаружить, что Бог рядом. Текст Деяния 17:24-28 (с. 153 НЗ)
Заключительный отрывок взят из проповеди язычникам в Афинах, и в нем открывается наш последний принцип, который поможет неверующим лично встретиться с Богом. В приведенном в отрывке тексте открывается интереснейшее понимание Бога, которое стоило бы хорошо понять и всем нам. Тут, кроме утверждения о том, что все люди абсолютно равны (т. 26), показана близость Главной Личности во вселенной к любому человеку. Он живет не в религиях и не в созданных ими условиях (т. 24). Для того, чтобы произошла главная Встреча, не нужно предпринимать выматывающие нечеловеческие усилия, Ему это не нужно (25). Оказывается, Иисус находится рядом с человеком, Он хочет встретиться с ним, и именно стремления к Себе Бог ждет больше всего на свете. Не служений, не исполнения правил, не посещения храмов и добрых дел, главное для Бога – чтобы мы искали Его (27), хотя бы в маленькой мере от того, как Он ищет встречи с нами.
Будет интересным отметить, что найти Бога, судя по всему, можно без дополнительных инструментов. Библия, церковь, верующие – помогают, но главное, что Бог близок любому и без этого, и главное, что отделяет нас от Него — это наше желание (точнее, нежелание) встретиться и начать прямое общение. Что говорить о нехристианах, если миллионы христиан так за жизнь и не делают этот главный шаг, и продолжают помещать Бога в рукотворные храмы, за спины посредников, или за правила, которые нужно выполнить прежде, чем Он позволит тебе приблизиться. Да и не у многих из нас есть то же желание, что у Моисея, Илии или Филиппа, хотевших увидеть своего Господа. Нам комфортнее, когда мы говорим о Нем в третьем лице, не переходя на «Ты». Но это отступление, возвращаясь к нашему принципу, нужно открыть нашим друзьям нехристианам, что Бог ждет от людей не служения и не усилий, Он стремится к тому, чтобы начался наш разговор с Ним. На это способны все – от убийц Каина и Давида до предателя Иуды. И в этих отношениях счастье человека
Практика: Понимаю ли я, что главное, что от меня ждет Бог – не мое поведение и не исполнение правил? Когда я в последний раз получал удовольствие от разговора с Ним? Мне легче говорить о Нем или говорить с Ним? Почему? Могу ли я сегодня найти желание встретиться с Ним и честно поговорить?
Вывод.
Итак, нехристианам (да и нам), чтобы стать ближе к спасению, лучше всего:
— быть очень чувствительными к голосу совести – проявлению Духа внутри человека;
— увидеть свои нечестные пути и то, что Бог не платит нам той-же монетой, Он добрый;
— обнаружить, что главное желание Бога – начать с нами разговаривать и общаться.
http://eugenegerasimov.blogspot.com
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10