СШ 2/15 «Иисус в Иерусалиме»
12 урок «Иисус в Иерусалиме»
Из текстов 19-22 глав Евангелия от Луки мы возьмем три отрывка, рассказывающие о том, что Иисус хотел исправить в людях, с которыми Он встречался перед распятием.
Методика проведения:
Похоже, тематический подход к изучению книги резко сменился на текстовый. Это несколько неожиданно как для преподавателей, так и для слушателей, похоже на то, что мы второй раз меняем правила игры в ее процессе. Если бы мы шли постоянно по тексту, или постоянно по темам, внутренних вопросов было бы меньше. Если мы проводим какое-то «серийное изучение», лучше быть последовательными и не менять подход.
Наша методика, к счастью, не меняется, оставаясь стандартным трехчастным планом. Из массива текста с 19 по 22 главы нам предстоит выбрать три отрывка, насколько возможно, связанные общей темой. Брать тему «Иисус в Иерусалиме» сложно постольку, поскольку в этом городе проходила и вечеря, и разговор о том, что на небе не будут жениться, и еще многое другое. Это вещи из разных областей, и ставить их вместе неразумно. Почему? Потому что единственной линией, объединяющей истории, будет: Иисус сделал то, это, и еще сказал вот это. Расширь эту тему до «Иисус в Палестине» — и вписать сюда можно будет вообще все, что только делал Иисус. Только потом не нужно надеяться, что это «изучение Библии» как-то запомнится или повлияет на слушателей.
Для успешного проведения урока по 4 м насыщенным главам стоит выписать все отрывки, и затем попытаться увидеть в них общие линии. Это могут быть любые сюжеты: последние три притчи Иисуса, предсказания Христа, что угодно. Лишь бы тема была сколько-нибудь созвучной нашей ситуации и ярко видной в тексте. Мы берем три истории этих глав, объединенные тем, что Иисус противопоставляет Свое мнение мнению абсолютно всех, кто Его окружал. На практике будет легко увидеть, что наше мнение и наша жизнь полностью совпадают не с точкой зрения Христа, мы больше похожи на людей вокруг Спасителя. И это будет хорошим поводом к размышлению. Все истории мы берем последовательно, в порядке их описания.
План урока:
Главный вопрос: Чем обычно мы отгораживаемся от попыток Бога вмешаться в нашу жизнь и что-то сказать нам? Что Иисус хочет изменить в нашем понимании?
Ломка льда: Встречались ли вам люди, которые вас не слышали? Когда это было? Из-за чего такое обычно происходит? Как вы с этим боретесь?
1. Проблема, заглушенная праздником. Текст Лука 19:37-46 (с. 90 НЗ)
Текст, который мы прочитали, рисует первое противопоставление Иисуса и окружавших Его. Нужно понимать, что кроме общего эмоционального подъема, который стоит за пределами нашего текста, но который ощущался из-за приближения праздника Пасхи, особенные чувства испытывали и «множество учеников», которые сопровождают Христа. И здесь радость, возгласы и переполнявшие и учеников, и иудеев эмоции евангелист сравнивает с тем, что чувствовал Иисус. Он говорит, что за этим праздником скроется самый важный в истории Иерусалима день (44), а также то, что на самом деле людям было нужно сделать для мира (42). То есть, настоящая проблема, заключавшаяся в непонимании воли Божьей, была умело спрятана за атмосферой всеобщего праздника.
Если говорить о принципе, то в тексте налицо защита от осознания проблемы искусственно созданными чувствами. Во времена Иисуса миллионы паломников создали ту атмосферу, которая сравнима с тем, что мы сами чувствуем на стадионах, концертах или даже на больших собраниях в церкви. Подъем чувств часто надолго перекрывает необходимость проверить, все ли в порядке в моих отношениях с Богом, действительно ли я понимаю, что мне сейчас нужно. Хорошее самочувствие перекрывает все призывы Бога через совесть или обстоятельства, и необходимое для спасения не происходит, вполне возможно, что впереди из-за этого – огромные проблемы (43-44). Так Ирод посмеялся над Иисусом и устроил маскарад, чтобы не решать трудность, принцип здесь тот-же. Я искусственно подогреваю свои чувства.
В христианской жизни мы обычно не погружаемся в развлечения или «праздники», которые себе устраивают неверующие с помощью особых веществ или атрибутов. Возможно, у нас подобное достигается другим, в том числе способом Ирода. Для грешного человека даже богослужение может стать средством успокоения, а не средством раскрытия состояния перед Богом. Главное – не связывать хорошие чувства с правильным предстоянием перед Богом, иногда в этом нет ничего общего. Основное, чего ждет Бог – осознания, есть ли Его присутствие с тобой или давно нет.
Практика: Понимаю ли я, в чем моя самая большая трудность отношений с Богом? Я решаю эту проблему или стараюсь не думать о ней? Что я думаю о своей проблеме во время развлечений и когда мне просто хорошо? Нужно ли мне погрузиться в депрессию, чтобы начать думать о Боге? Как сделать так, чтобы решение главных проблем происходило без погружения в плохое настроение, уже сейчас?
2. Вера, заглушенная внешним. Текст Лука 21:1-6 (с. 92 НЗ)
Второй текст Евангелия показывает похожую по сути (отвлечение) ситуацию, продемонстрированную Иисусом. Люди, изображенные в отрывке (в данном случае – ученики, христиане) видят великое в камнях, зданиях и величественных постройках (6). Они в восторге от масштабных вещей, созданных человеком, но у Иисуса другой взгляд на то, что должно привлечь внимание. Он выискивает в толпе женщину с совершенно бесполезным пожертвованием, которое ничего не принесло бы храму. Современные пасторы прямо с кафедры объявляют о том, чтобы деньги такого номинала даже не клали в тарелочки. К счастью, в Иерусалиме такие деньги, в отличие от нашей церкви, можно было бросить в коробку. Ясное дело, что такая сумма никого не впечатляла, 10 000 долларов – это другое дело.
Иисус же видит мир по-другому. Он не впечатлен небоскребами, обложенными золотом (и вообще не собирается их сохранять – т .6), но обращает внимание на бесполезную для всех вдову. Похоже, что Он поражен не масштабами того, что мы для Него возвели и понаделали. Он восхищен проявлением веры человека. Его привлекает человек, оставшийся ради Него ни с чем (т.4), и теперь полностью зависящий от Его помощи. Главный принцип тут в том, что мы обращаем внимание на свои великие дела, а не на дело Божье. На масштабное и величественное, чего мы добились и построили, а не на изменение в чьей-то жизни. На 18 миллионов человек в 218 странах мира, на 30 000 крещенных в Зимбабве, а не на веру какого-то бедного человечка. Посмотрите, насколько наши буклеты и сайты наполняют цифры количества наших больниц, типографий и молитвенных домов, и вы увидите, что мы ничем не отличаемся от героев текста. Нас впечатляет внешнее, а не внутреннее. Нам важна одежда, костюмы, черный низ и белый верх, пиджаки и галстуки, а не внутренность человека. Нам интересно количество, статистика и величина. Иисусу, похоже, важны отдельные личности и то, что происходит внутри них. Он ценит не типографии и не пачки денег в корзинках, Ему важно, есть ли среди этих миллионов хоть горстка людей, научившихся проявлять доверие Ему.
Практика: Что бы восхитило меня больше – две копейки вдовы или золотой храм? Меня легче поразить внешним или внутренними переменами? Я больше ценю себя за какое-то дело для Иисуса или за проявление доверия Ему? Я оцениваю других по внешнему виду или по внутреннему их содержанию? Как делает моя церковь?
3. Зависимость, заглушенная самоуверенностью. Текст Лука 22:31-34 (с. 94 НЗ)
В третьем отрывке Луки мы видим разговор между Спасителем и Петром. Здесь также видно неправильное понимание, которое Иисус хочет откорректировать. Заключается оно в самоуверенности, что никакие потрясения будущего не собьют апостола с пути веры (33). Когда человек перестает считать себя слабым и грешным, а называет себя «наибольшим из апостолов» (24), «соблюдающим заповеди», «верным», «остатком в развращенном мире», он теряет главное – зависимость от Иисуса, нужду в Спасителе, основанную на нашей слабости и несостоятельности. Все эти определения указывают на особенность, стойкость и вкладывают в ум ложное понимание того, что я смогу выстоять в искушении. Добавьте сюда странное подначивание из тонких книжечек, говорящее, что «мы сможем жить и без Ходатая», и вы получите христиан, надеющихся только на себя, которым и Посредник не нужен, они независимы от Бога. В евангелии такое состояние называется восстанием против Бога, а в нашей субкультуре оно пропагандируется как самое правильное для людей последнего времени. Вполне естественно, что человек лишается Божьей защиты, так как не ищет ее. И его даже не нужно пугать крестом, простая служанка у костра заставит твой оставшийся без Бога разум нарисовать страшные картины и отречься от Спасителя.
Принцип, освещенный здесь Иисусом, говорит о том, что человеку свойственно переоценивать свои силы. И любое движение в эту сторону делает совершенно ненужным присутствие Христа в твоей жизни – ведь ты можешь отстоять субботу, знаешь, как ответить на вопросы критиков, и не курил уже 12 лет. Ты уже натренировался, чтобы жить правильно, и это главная ошибка — нужно тренироваться отдавать жизнь Христу, чтобы Он за тебя жил правильно твоим телом. Чтобы Он вкладывал в твой разум Свои желания, только тогда там не окажется картин, которые рисовала Петру фантазия на дворе первосвященника.
Практика: Есть ли у меня страх, что могу в будущем оставить христианство? Я чувствую себя слабым или сильным христианином? Когда в последний раз я считал, что моя вера крепче чьей-то? Когда наступит момент, в который я перестану грешить? Что мне нужно для этого сделать?
Вывод.
Итак, чтобы исправить наше понимание жизни на угодное Иисусу, нам нужно:
— оценивать жизнь не по хорошему самочувствию, а по присутствию в ней Христа;
— вместо восхищения внешним обращать внимание на внутренние перемены;
— перестать считать себя сильными, вместо этого отдать жизнь Христу.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10