СШ 2/2013 Иона
Очередной урок СШ пройдет по книге Ионы.
Хотя в книге несколько тем, мы коснемся самой проблемной и актуальной для человека во все времена — темы прощения.
Трудность, которую нам предстоит преодолеть при подготовке урока, заключается в том, что эта книга — можно сказать, самая читаемая в Ветхом Завете из-за ее малого объема, раскрученности и скандальности сюжета. Поэтому пойти по пути пересказа сюжета, как это делает автор, мы не можем. Нам нужно построить мост между Ионой и нами, то есть, найти в его жизни черты, характерные для нас. Ну и название урока тоже озадачивает. Кто стремится прощать? Бог? Бог просто прощает. Иона? Он то как раз прощать не стремится.
Главный вопрос, который мы рассмотрим на уроке — что нужно сделать, чтобы стать прощающим других человеком?
Для того, чтобы актуализировать урок, в самом начале нужно задать любые «ледокольные» вопросы. Они не должны быть сильно сложными, но потихонечку ввести в тему. Когда у Вас в последний раз просили прощения? За что? Вы злопамятный человек или нет? Ну и что-то в этом роде.
Трехчастный план урока следующий:
1. Текст Иона 1: 3-7 (с. 897 ВЗ) Последствия, которые непрощение приносит в жизнь
Здесь мы рассматриваем 1 главу, ее все помнят, мы прочитаем только характерное повествование. Прежде всего, уберите предпосылку, что Иона не шел в Ниневию из-за страха. Он сам в 4:2 заявит, что проблема — в отношении к Ниневитянам, а не в страхе. Да, жители города были агрессивными, но он их не боялся. Так мы уберем ненужную предпосылку, лишнее, что помешает сосредоточиться на главной теме. Автор урочника не сделал этого в теме за воскресенье, и из-за этого мы можем потерять слушателей.
В отрывке мы видим, что происходит, когда ты твердо решаешь не прощать.
Во-первых, теряешь ты. Ломаешь уклад жизни, тратишь деьги на проезд до Испании, теряешь отношения с Богом, доходишь до самоубийства.
Во-вторых, теряют окружающие тебя ни в чем не повинные люди (у нас это семья, коллеги, друзья и тп) — корабельщики борются с бурей, теряют весь свой товар и чуть не лишаются жизни.
В-третьих, те, кому ты хотел отомстить, Ниневитяне, которым не хочет прощать Иона, даже не догадывались о том, что твориться в его душе. Так всегда бывает с непрощающим — страдает он, а не его объект. Ну а кара Божья, которая должна была излиться на объект непрощения, на которую он так надеялся, так и не состоялась.
Вывод в том, что непрощение крайне невыгодно, причем для тебя, а не для того, на кого ты насупился.
Практика: Оценить, были ли в моем опыте плохие последствия от непрощения? Или другими словами, какую пользу я получил от того, что отказался прощать кого- нибудь? Какой путь выгоднее?
2. Текст Иона 3: 5-10 Особенность Божьего характера, которой мы можем пользоваться
Здесь мы изучаем 2 и 3 главы. В них показаны два примера, как к виноватым/плохим/согрешившим людям нужно относиться. Пример показывает Сам Бог.
Во 2 главе этот плохой человек — сам Иона, здесь мы смотрим на ситуацию глазами Божьими, и понимаем, что это непослушный, порвавший с Богом человек, вдобавок принесший много трудностей окружающим. Что делает с ним Бог, когда Иона даже не просит прощения, а просит ответить на молитву? Бог прощает, освобождает из рыбы, и вдобавок снова делает человека Своим пророком (несмотря на кучу желчи, которая все еще наполняет сердце Ионы).
В 3 главе это еще более плохие Ниневитяне, которые никак не заслуживают хорошего отношения. После их своеобразной просьбы о милости Бог отменяет катастрофу. Хотя кому как не Ему знать, что Ниневитян со временем лучше не станут. Но Бог — прощает человека, даже зная его будущее.
Вывод в том, что пример, поданный нам Богом, абсолютен. Прощать можно, зная что в будущем все равно предадут; когда человек не изменился; и даже тогда, когда прощения у тебя не просят.
Практика: Подумать, ставлю ли я условия для того, кого собираюсь простить? Зачем я это делаю? Были ли в моей жизни примеры, когда меня/я прощали безусловно?
3. Текст Иона 4: 1-3 Характерное для всех нас поведение
Здесь мы смотрим на 4 главу книги. Пример Ионы показывает, что вопрос заключается даже не в нашем внутреннем решении «не отпускать» плохого человека. Пророк расстраивается, гневается и готов даже умереть за то, что кто-то встал на сторону его противника. В данном случае это Бог, простивший врага, и такой Бог человеку не нужен. Во втором тексте замечательное описание прощающего Бога становится обвинением Ему, за то, что Господь сделал что-то хорошее тому, с кем я в ссоре. Ну и во всей главе мы так и не найдем момента, когда Иона соглашается снизойти до своих врагов. Как и во всей Библии (в которой описаны тысячелетия человеческой истории) мы не можем найти более одного-двух случаев прощения людьми. Это печально, но факт: МЫ НЕ ПРОЩАЕМ!
Это характерная особенность грешного сердца — находиться в состоянии злобы/непрощения/ухудшения, а не улучшения отношений.
Практика: Самое главное. С кем я на сегодняшний момент в ссоре? С кем мои отношения полностью порваны? С кем они запутаны так, что я не хочу разбираться? Кого из бывших друзей я не считаю больше другом? Попытаться на этой неделе сделать хоть один шаг, чтобы улучшить эти отношения.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10