СШ 2/2013 Аввакум
Урок Субботней Школы по книге Аввакума
При подготовке к этому уроку главная задача — выбрать тему, которая объединила бы пусть не все, но хотя бы основные изучаемые тексты. К сожалению, «Полагаясь на Божью благость», — слишком расплывчатое понятие, и поэтому мы оттолкнемся от проблемы человека, которая может заинтересовать наших слушателей.
Мы предлагаем Вам посмотреть на ситуацию самой книги Аввакума — в ней видны во-первых, праведные/бедные люди из 1й главы, на которых наживаются преступники из Божьего народа. Во-вторых, Вавилон, который нападает на Израиль, занимается тем-же самым. В общем то, это и есть основной вопрос книги: «Ты не можешь смотреть на притеснение» Авв. 1:13
Таким образом, главный вопрос книги — Что делать, когда тебя притесняют?
Где бы мы не находились, притеснение/угнетение/преследование — это большущая часть нашей жизни. И дело часто не касается преследования за религиозные вопросы, в нашей книге ни в первом, ни во втором случае преследование происходит не за веру. Это просто нормальное отношение сильного человека к слабому, попавшему в его власть.
Для ломки льда можно спросить, был ли в жизни слушателей случай, когда они кого-нибудь притесняли? Если Вам попались искренние слушатели, то Дух Святой начнет действовать сразу же. Неискренние ответят, что они всегда были на стороне пострадавших. Можно задать и более простые вопросы: Были ли Вы в роли угнетенных/тех, кого обижали? Новичком в классе? Не-любимчиком в семье? Белой вороной в коллективе? Адвентистом среди ярых православных?
Итак, трехчастный план нашего урока следующий:
1 Отдать решение ситуации Богу. текст Аввакум 1: 2-6 (с. 906 ВЗ)
Текст книги состоит в основном из вопросов пророка и ответов Бога. Здесь главный вопрос Аввакума о том, почему Бог бездействует достаточно долгое время, хотя видит, что творится среди верующих. Бог отвечает, что ответ придет, и будет очень серьезным и необычным. Здесь описана вещь, которую нужно сделать притесняемым: поверить, что Бог вмешается и Сам решит все лучше, чем я.
В этом есть проблема. Никто в нормальном состоянии не хочет ждать, когда его мучают. Поэтому ты хватаешься за любую возможность остановить агрессию, не веря в то, что Бог проявит Себя, и не веря в то, что Его способ борьбы лучше. Как пример такого решения проблемы можно привести иудеев, которые распяли Иисуса. Вместо того, чтобы отомстить Своим притеснителям, Иисус отдает эту ситуацию на Божье рассмотрение (Деяния 2:34-35) Отец же решает проблему с врагами, обратив к ним проповедь учеников на Пятидесятницу, и сделав их христианами. Бог делает все лучше, чем мы.
Практика: Верю ли я в то, что у Бога лучше получается решать мои проблемы, чем у меня? Было ли такое хоть раз в моей жизни? Согласен ли я ждать этого или нет? В конечном счете, вопрос здесь в том, верю ли я в личного Спасителя, которому есть дело до моей сегодняшней жизни, или для меня Бог — Тот, кто в последний раз проявлял Себя среди апостолов, и следующий Его активный шаг — Второе Пришествие. Действует ли Бог в моей жизни сегодня?
2 Успокоиться в Боге. текст Аввакум 2: 4-5
В приведенных текстах пророк нарисовал двух людей, а точнее, их поведение. Тут показан «надменный» человек, и человек «праведный». Разница между ними — в их деятельности. Надменный (видимо, полагающийся на себя, гордый) человек, чтобы выжить, ведет кипучую деятельность, он «как бродящее вино», постоянно занят поиском выхода из проблемы, он копит силы, занимается политикой, сбором средств на черный день. Ему нужно что-то, что спасет его от притеснителя.
Праведник противоположен ему именно в том, что он не деятелен. Он успокоился, положился на Бога. Хотя в других местах Библии этот текст цитируется в применении к спасению для вечности, в данном контексте человек «выживет» благодаря своей вере сейчас, когда нападут Вавилоняне. То есть в момент, когда тебя притесняют, можно правдами и неправдами заняться работой по обеспечению собственной безопасности, а можно положиться на Бога, и получить от Него покой.
Практика: Чувствовал ли я хоть раз в жизни Божий покой? Когда в последний раз я получал мир от Него? Определите, на что Вы привыкли полагаться в тяжелые времена (родственников/деньги/связи и тп)? Легко ли Вам сложить руки, когда Вы можете что-нибудь сделать? И вообще, обязательно ли ничего не делать, когда Вы можете? Правильно ли поступил Иисус во время Своего ареста?
3 Не разрывать отношений с Богом. текст Аввакум 3: 17-19
Во время трудностей, входящих в понятие «преследование», люди часто считают виноватым Бога. Ведь кто как не Он может остановить агрессию, успокоить или убрать нашего противника, уволить начальника и убрать того, кто вставляет нам палки в колеса? Он Всемогущ, и значит, если Он не вмешивается, если нам плохо, то виноват именно Он. Как минимум в бездействии. А бездействие в некоторых ситуациях считается преступлением (Как неоказание помощи попавшим в аварию, или не-спасение жертв во время геноцида евреев). Наша ситуация ничем не лучше этих, и Бог становится «виноватым» за Свое невмешательство.
И тут очень легко порвать с Ним связь. Так советовала жена Иову, так «обиделся» Каин, так делаем мы. Аввакум показывает другой пример, в тексте он говорит о том, что будет держаться за Бога до последнего, даже если враги поуничтожают и заберут и смоковницы, и овец и все его имущество. На самом деле это правильно. В момент притеснений обычно мы теряем всех, кто нас поддерживает. Добровольно отказаться в этот момент от Бога — верх глупости. Даже если мы в результате нехитрых рассуждений сделали Его виноватым в том что с нами происходит.
Практика: Подумать, насколько для меня ценны отношения с Богом? Буду ли я с Ним, если Он перестанет меня благословлять и защищать? Что я должен потерять, чтобы перестать с Ним общаться? Оценить, считаю ли я виноватым Бога и обижаюсь ли я на Него, когда мне тяжковато? Как отделить отношения с Ним от сохранности моего имущества/самочувствия/агрессии в мою сторону от людей?
Спасибо, что дочитали до конца =)
Если вы имеете в виду, что знамение - это печать,