9 урок по Даниилу: ИЗГНАННЫЙ БОГ (От осквернения…)
В уроке по 8-й главе Даниила мы увидим, как обычный верующий удаляет Бога из своей жизни даже в те минуты, когда Он ему больше всего нужен.
Проблемы проведения урока:
Почему проведение 9го урока по пособию принесет только вред, а не пользу? Потому что в нем абсолютно нет никакой, даже самой отдаленной привязки Библии к нашей жизни. Цель урока прекрасно выражена в последнем вопросе воскресенья, где от слушателей ожидается восхищение «правильностью нашего толкования пророчеств». То есть, все эти рога, копыта и козлы нужны для того, чтобы доказать кому-то (видимо, самим себе), что мы – самые истинные, потому что правильно толкуем книгу Даниила. И все, к реальности больше ничего отношения не имеет.
Как мы уже отмечали, толкование урочника построено частично или полностью на подтасовках фактов или неправде. Это «факты» об уничтожении папства в 1798 году, уничтожении арианства в 538, или бред о ветре с рогами (подтема понедельника). Урочнику нужно доказать, что малый рог возник не в Греции, как говорит Библия, и поэтому он пускается на настолько сумасшедшее толкование, что сводит скулы. Ясно, когда рога растут у животных (и они всегда в Писании привязаны к животным). Но откуда рога у ветра? Если бы Даниил узнал, как адвентисты переиначат его видение, чтобы влепить свою ненависть к римскому папе, он бы уже никогда не оправился от своей болезни. Да, такой бред может быть в головах у наших старших братьев, но в пророчествах рога сами по себе не путешествуют, они всегда связаны с животными.
Но, даже если бы мы допустили, что все, что нам написали в пособии, абсолютная правда (чего на самом деле нет), то все равно остается главная проблема. Какая польза слушателям от историй Александра Македонского, князя Михаила и Мидо-Персии? Люди станут после такого урока добрее и ближе к Богу? Они задумаются о неправильном в своей жизни? В какой момент? Урок портит слушающих, не принося им применения Писания к их нынешней жизни. Значит, такой урок будет вредить.
Главный вопрос: Что нужно сделать, чтобы не оказаться без Бога в сложные времена жизни? Какими действиями мы закрываемся от Его присутсвия?
Ломка льда: Когда вы в последний раз почувствовали, что Бога рядом с вами нет? Что это была за ситуация и когда Бог к вам «вернулся»?
1. БОГ В НАШИХ БЕДАХ. Текст Даниил 8:3-7 (с. 872 ВЗ)
Для прочтения мы взяли лишь ключевые тексты главы, хотя нам будут интересны и вкрапления темы по всему повествованию. Прежде всего, нам нужно на секунду отвлечься от рассматривания деталей деревьев, чтобы увидеть всю картину леса. Если в прошлой главе звери были нужны, чтобы показать снимок, чем Божье правление, заинтересованное в людях, отличается от человеческих хищных государств, то теперь сюжет другой. Вопрос больше не в зверстве империй и не в человечности любящего Бога. Теперь актуальные на время написания книги империи показаны как жертвенные животные (козел и баран), которые обязательно, сейчас, или в далеком будущем будут принесены в жертву, и «тогда святилище очистится» (14). То есть, эти силы, которые сейчас «делают, что хотят», и «от которых никто не может спасти» (4,7) – на самом деле обречены, Бог решит нашу проблему с ними.
Обратите внимание, как часто в этой главе за движением и развитием этих, казалось бы, непреодолимых сил постоянно говорится, что люди «были преданы» Кое — Кем под гнет рога (12) за их проблемы – об этом больше в п.2, — кто-то «будет сокрушен, но не рукою» (25), все это только «на 2300 вечеров и утр» (14) и тп. Нам доносят идею того, что Бог держит руку на пульсе происходящего, и контролирует все, даже эти империи действуют по Его воле. Так же, как это было в 1 главе, когда сам Даниил попал в рабство, и говорилось, это Бог предал всех в руки Навуходоносора.
Мы видим принцип Божьего руководства всем, в том числе и «плохими» для нас событиями. Современные христиане не согласны с этой идеей. Наш Бог не такой, Он Бог бессильный (потому что дьявол в адвентизме равен Ему по мощи, см. «Великая Борьба», где он уже тысячи лет борется – борется, а победить дьявола никак не может). Бог в нашем понимании способен только на «хорошие» вещи, типа дать зарплату, а не допустить увольнение (см. Агарь); вылечить, а не позволить болезни развиться (см. глаза Павла); спасти, а не допустить крах (см. Урия). Библейский Бог, который допускает, разрешает или даже инициирует плохое (Иов, рабство Иосифа, евнух Даниил) не подходит нам, и в беде мы остаемся без Него, считая, что либо Он побежден дьяволом, либо я разгневал Его, раз Он перестал мне делать хорошее. Так небиблейская идея оставляет нас наедине с собой там, где в беде мог бы быть Он.
Практика: Что я думаю о Боге, когда у меня серьезная проблема? Моей вере в Бога нужен дьявол? Он сильнее моего Бога или равен Ему? Я умею ощущать Бога рядом, когда мне плохо, или только когда я выберусь из проблем? Как этому научитьcя?
2. НАШЕ ОСОЗНАННОЕ УЧАСТИЕ. Текст Даниил 8:23-25 (с. 873 ВЗ)
В этом отрывке мы сталкиваемся с интереснейшей мыслью, касающейся момента возникновения самого ужасного правления людьми, когда появляется самый наглый, коварный, жестокий и богохульный правитель, понаделавший необратимого зла всем вокруг. Обратите внимание, когда это происходит? Когда сами люди становятся отступниками, занимающимися беззакониями (23), это продолжение нечестия людей (12). Мысль автора книги заключается в том, что сперва люди становятся злыми, а потом ими начинает править самый злой из них, Бог отдает людей в руки тех, кого они так хотят. Плохие лидеры возникают не без нашего участия, они не появляются откуда-то с неба, или, скорее, из адского огня. Они наша плоть от плоти. Гитлера (да и не только его) поначалу выбирают очень демократически, всенародно, потому что он является выразителем всего того, что люди на самом деле хотят. А потом они отдают ему волю.
Никто не мешал выбрать заботящегося обо всех Иисуса, но толпа кричала о Варавве (а точнее, хотела сделать приятно упивавшимся властью священникам, ставившим их ни во что). Церковь в Галатии (и не только там) выбрала законников с их жесткостью, а не любящего Павла с его Евангелием. Иерусалимская церковь позже выпрет своего кормильца вообще на смерть разъяренной толпе. Две главы назад мы читали, как сатрапы чуть не создали себе кровожадного царя (и божка, которому надо молиться) из Дария, потому что такой правитель подходил бы под их испорченность.
Получается, что при плохих обстоятельствах, излишнем вмешательстве кого-то в их жизнь, подавляющему большинству людей стоит задуматься, когда и зачем они сделали жестокого человека хозяином своей жизни. За редким исключением (типа Даниила) нам на самом деле нужен тот, кто затрагивал бы злые струнки нашей души, сняв с нас ответственность. Чтобы мы следили друг за другом, кто молится не тому, или кто не поклоняется истукану. Нам и самим этого хочется, но тут главный в церкви дает нам такой приказ – подсматривать за чужой свободой. Чтобы мы ненавидели думающих независимо и непохоже на нас, и хотели испортить им жизнь, матерясь на них, даже когда они уже прибиты ко кресту, или кидая в них камни. Получается, что при возникновении злого управления (или просто случаев несправедливости), надо задуматься, когда и зачем ты пожелал «жесткой руки» и подчинил себя не Богу. Библия говорит, что люди с удовольствием подчиняются злым из-за своей злобы!
Практика: Есть ли у меня люди, которых я впустил управлять собой вместо совести? Кто это? Как я их выбрал? Или это они меня выбрали? Я передаю свою ответственность им? В моей общине руководят самые смиренные и добрые люди?
3. НЕ ВСЕГДА ПРИЯТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Текст Даниил 8:26-27 (с. 873 ВЗ)
Последний текст говорит о состоянии, в котором оказался Даниил после того, как получил все свои видения. Несмотря на попытки разъяснить суть пророчества или успокоить пророка, что его эти катастрофы не коснутся, нашему герою откровенно плохо. Он страдает уже от одной встречи с небесными существами (18), а сказанное Богом только усугубляет ситуацию, заставляет думать, далеко не всегда все понятно (27), плюс в сл. главе Даниил напридумает себе такое своё толкование, которое его расстроит еще больше и даже лишит желания есть и жить дальше.
Этот подпункт противоположен предыдущему: здесь раскрыта причина того, почему нам гораздо выгоднее отдать какому-нибудь злому человеку право принимать решения вместо нас, почему ты выступишь на стороне небольшого рога, а не Владыки Владык и откажешься вступать с ним в ежедневную связь (11). С Богом бывает непросто, Он Сам по себе из другого теста, чем мы, и порой грешнику в Его присутствии бывает очень некомфортно, бывает трудно Его правильно понять, и тебе всегда нужно на полную включать свой разум, чтобы Его услышать. Поэтому люди в конце концов не только подчиняются своим правителям – они всегда заканчивают тем, что на стороне большинства разругиваются с Ним (11, 25), идут против истины и голоса совести. Из-за сложностей, которые бывают во всех отношениях, в том числе и в отношениях с Богом: нашей с Ним непохожести, непонимания и несогласия с Ним.
Легче быть разочарованным в Боге, не выполнившим твои мечты, как идущие в Еммаус, Гедеон в точиле или хулящий разбойник. Легче поставить себе ясного и понятного золотого тельца, чем выгадывать, когда и куда Он тебя направит. Проще уйти в печали, чем выполнять даже ясный его голос насчет денег. Воевать с Богом проще, отвергать Его легче, чем общаться с Ним, разбираться и решать недопонимания. Мы видим, что с Богом бывает непросто, и выбираем другую силу.
Практика: Бывает ли, что мои встречи с Богом вызывают дискомфорт? Почему? Что мне тяжелее всего – ощутить Его присутствие, думать, подчиняться? Как сделать эти встречи проще? Моя церковь думает за меня, или зовет к моей прямой связи с Ним?
Вывод. Чтобы не уходить из присутствия Бога во время проблем, нужно:
— поверить, что в происходящих в нашей жизни бедах участвует Он;
— заметить, как нам бывают выгодны люди, что возьмут власть над нами;
— решать трудности в отношениях с Ним, а не прерывать эти отношения.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10