1 урок по посланиям Петра: ЛИЧНОСТЬ ПЕТРА
1 урок по посланиям Петра: ЛИЧНОСТЬ ПЕТРА
В этом уроке мы рассмотрим главное качество автора посланий Петра, и сравним с ним то, как мы ведем себя в ситуациях, которые переживал наш герой.
Проблемы проведения урока:
Мы начинаем изучать письма апостола Петра, и правильно было бы сразу же приступить к этим письмам, но у нас есть традиция писать «введение» в книгу. Таким введением и является этот урок. Чтобы оправдать его существование, нам подается мысль, что, разобравшись с жизнью Петра в Евангелии, мы лучше поймем написанное Петром, т.к. между евангельскими историями о Петре и его книгами есть связь. Действительно, такая связь есть, да и должна по логике существовать.
Но сложность здесь в том, что вопреки заявлению, эта связь в тексте пособия не раскроется, так что не обольщайтесь сами и не обольщайте слушателей. Поэтому не стоит тратить энергию и время на поиск того, что в текстах урока не содержится. Схватившись за эту неплохую идею, вы рискуете не раскрыть тему.
Второй крючок, на который могут попасть учителя, заключается в излишней известности материала, который будет нужно преподать. После историй с Иисусом истории про Петра – самые популярные. Их знают абсолютно все. И на каждую из историй у слушателей уже проложена «дорожка» в мозгах. Например, в истории про Петра, вышедшего из лодки в открытом море, выдрессированный адвентистский слушатель прокричит: «Он отвел взор от Иисуса!» «Он с гордыней посмотрел на своих коллег – апостолов!» «Петр выскочка, за это и получил!» Именно на это и можно попасться здесь: Либо в том, что сам учитель будет рассказывать эти банальные (и, кстати, небиблейские) толкования — многое кажется интересным только нам, а наши классы могут предсказать, что мы скажем, когда мы только объявили тему. Либо может произойти другое, сквозь такие очки традиций на учителя будут смотреть слушатели. Это стоит заранее обдумать, чтобы урок не превратился в противостояние взглядов учителя и слушателей.
Главный вопрос: Каких качеств Петра, перечисленных в отрывках Евангелия, не хватает нам? О чем нам стоит просить Бога?
Ломка льда: Какую последнюю хорошую привычку вы приобрели? Что это? Когда это случилось? Легко ли она вам далась? Этот вопрос мы задаем, чтобы сравнить свое желание поступить «по-новому» с желанием Петра из 1 пункта.
- Новый опыт отношений с Богом. Текст Матфей 14:22-33 (с. 17 НЗ)
Все отрывки, которые мы будем читать о Петре, объединяет одно его качество – Петр никогда не будет сидеть и ждать, когда что-то произойдет само собой. В данном случае мы видим историю с хождением Иисуса по воде, в которой мы видим две реакции на увиденное чудо.
Первая – у Петра, увидев сверхъестественное, то, что от Бога можно получить большее, Петр просит Иисуса дать ему эту возможность. Да, потом что-то пошло не так, Петр чуть не утонул, но он попробовал. И с этого момента он никогда не забудет это ощущение власти Бога над природой, понимая, что любой естественный и неизбежный порядок вещей для Бога — ничто. С ним даже в шторм в море не утонешь. Петр хочет испытать новое, что дает Бог, и он это запросто получает.
И есть вторая реакция на чудо, более близкая нам – это 11 апостолов, оставшиеся сидеть в лодке. Их поведение понятно – ведь внизу 5 километров воды, в такую погоду даже в лодке – почти верная смерть, зачем испытывать судьбу? У учеников слишком хороший жизненный опыт, который подсказывает им, что рисковать не нужно. Да, может быть, здорово шлепать по волнам, но в лодке все же спокойнее. Поэтому, если Петра можно назвать имеющим маленькую веру (31), то других учеников – вообще не проявившими никакой веры.
Урок, который можно извлечь из истории нам, заключается в том, что неплохо наблюдение за сделанным Иисусом, за Его делами, и проявлением Его веры – претворить в стремление к Нему. В дела веры. В шаг наружу из лодки комфорта. По настоящему узнать силу Бога, Его поддержку и Его власть можно только там. Оставшись в лодке, ты никогда не проявишь веру. Аврааму (отцу верующих) требовалось бросить все и выйти из насиженного гнезда, Моисею лишиться египетского комфорта, Гедеону – вылезти из убежища на свет Божий. Нам тоже надо понять, что вера проявляется не только когда тебе надо отстаивать субботу (на это приходится 99% адвентистских опытов). Вера – это когда ты каждый день выходишь из лодки жизненного опыта и слыша Божий голос, — прощаешь, веришь в людей, жертвуешь, и тп. В этом можно сделать ошибки, но только так ты приближаешься к Богу. Ведь без веры угодить Богу невозможно.
Практика: Когда я в последний раз проявил веру? Что за дело это было? Чем все закончилось? Сегодня я ближе к оставшимся в лодке или к Петру? Что я могу сделать, чтобы разрушить желание сохранить существующее положение?
- Попытка разобраться с сомнениями. Текст Лука 22:54-62 (с. 95 НЗ)
В этом отрывке упоминается самое «грязное» пятно на репутации Петра, которое как только не смаковали за 2000 лет проповедники. Да, Петр отрекся от Иисуса, но не нужно считать его действие чем-то из ряда вон выходящим. Остальные ученики просто сбежали, и выковырять их из убежищ не удастся до воскресения (и еле-еле потом). А Петр все-таки идет, отдельно, издалека, инкогнито, но он следует за Иисусом, у него есть на то своя причина.
Возможно, он хотел проследить за всем и воспользоваться сложившейся ситуацией и поддержать (или даже освободить) Иисуса, но, скорее всего, дело было в другом. За последний час у Петра разрушилось его представление о христианстве. Учитель мог защититься, но не сделал этого. Он не дал выступить в Свою защиту, фактически выбив оружие из рук героя. Он мог позвать легион ангелов, но позволил связать и издеваться над Собой. Мечта Петра об Иисусе – царе разрушилась. Со всей религией.
Что при этом сделали все ученики? Пошли прятаться, сперва в Иерусалимское убежище, а кто-то и вернулся домой в Эммаус. Что делает наш герой? Он не может пойти и лечь спать или спрятаться, когда у него сомнения. Он не может жить так, как будто христианства в его жизни никогда не было, и он во всем разочаровался. Он хочет разобраться, разрешить сомнения, найти ответы. Для этого Петр на дворе священника, он там следит и пытается понять, что же происходит. Да, он ошибается, но благодаря этой ошибке способен на гораздо большее, чем ученики, сразу разбежавшиеся по домам (32).
Говоря о нас, нужно обратить внимание, что наши вопросы, сомнения и разочарования мы вообще не решаем, откладывая их в долгий ящик. В этом мы не похожи на срочно взывающего о суде Иова, засыпающего Бога вопросами в книге псалмов Давида, или пытающегося разобраться нашего героя. Дело в том, что нам не настолько дороги эти отношения, чтобы так уж о них переживать. Ничего страшного, если мы скорчим обиженную мину и затаимся. Ему это надо – пусть Он сам и объясняет. А мы спокойно подождем.
Практика: Какие сомнения в христианстве у меня есть сейчас? Какие вопросы Богу я хотел бы задать, если бы встретил Его? Я могу это сделать сейчас? В момент сложностей в отношениях я затаиваюсь или пытаюсь искать ответы? Как я это делаю?
- Решение трудных ситуаций. Текст Галатам 2:11-14 (с. 230 НЗ)
Последний текст, который мы читаем – это уникальный памятник, разрушающий наш стереотип о святости апостолов после воскресения Христа. Точно так же, как в истории о Павле, отказавшемся от Марка, наш отрывок повествует о не лучшем поступке нашего героя. Стоит отметить, что наш герой уже в третий раз встречается нам в сложнейшем месте. Иаков и прочие авторитеты остаются в Иерусалиме (а кто-то ожидал иного?), а в новую странную церковь из язычников идет тот, кто всегда отвечал на зов Духа сделать шаг в неизвестность. Тот, кому уже приходилось отмывать свою репутацию после общения с сотником Корнилием (Деян 11).
И, похоже, в трудный момент (может быть, прибывшие от Иакова (12) были законниками — проверяльщиками, а может быть, это только показалось после пережитого ранее), но Петр решил сделать, как безопаснее. В данном случае это путь наименьшего сопротивления – надо подчиниться консерваторам, даже если это ущемит кого-то в церкви. До этого мы вообще называли этих бывших язычников собаками, они вытерпят и не такое, тем более, что они теперь — смиренные христиане. А консерваторы, ратующие за жесткость, законничество и выполнение традиций терпеть не будут, они поднимут скандал до небес. И, как это происходит всегда до сегодняшнего времени, Петр унизил нормальных христиан в пользу хранителей традиций. Часть церкви оказалось христианами второго сорта, с которыми нормальный верующий даже есть не будет. Зато Петра не обругали те, кого он так боялся. Именно так решается этот спор в церкви до нынешних времен – из кого-то делают христиан второго сорта ради того, чтобы «жесткие» христиане, члены семьи, коллеги нас не ругали. Хорошо, что рядом был Павел, напомнивший, что Евангелие не может основано на лицемерии и вылизывании пяток наглым людям
В целом же, если отвлечься от ошибки Петра, мы видим его, вовлеченного в сложную ситуацию, совершенно новую для церкви и его нации вообще. Когда другие посылают «гонцов – соглядатаев», он активно служит и разбирается с новой ситуацией. Да, как первопроходец, он делает ошибки, но всегда исправляется.
Практика: Я уступлю наглым в ущерб слабым людям? А моя община? Как я веду себя в сложных ситуациях? Можно ли мне ошибаться, или я должен быть идеалом?
Вывод. Чтобы быть настоящими учениками Иисуса, нам нужно :
— проявлять шаги веры, выходя из своей зоны комфорта;
— пытаться активно разобраться и задать вопросы при возникновении сомнений;
— в сложных ситуациях не подчиняться людям, а продолжать жить Евангелием.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10