СШ 1/16 Учение Иисуса и великая борьба
7 урок «Учение Иисуса и великая борьба»
На этот раз мы обратим внимание на то, чему учит христиан Иисус в центре Своей вести: в Нагорной Проповеди. И извлечем из этого уроки для наших отношений.
Методика проведения:
Этот урок сложно провести потому, что учение Иисуса очень сложно суммировать и сказать: главное – вот это. Поэтому каждый считает главным в учении Христа свое, то, что ему кажется, он исполняет. Обратите внимание, как в тему воскресенья вынесен покой /суббота, и подумайте, почему автор это сделал, взяв из учения Иисуса именно этот текст? Да, потому что нам важно не учение Иисуса как таковое, не то, что Евангелие считает там главным, а то, что я считаю важным. Это тот своеобразный метод, которым мы «изучаем» Библию. На самом деле, мы просто вычитываем из Писания знакомые нам, и более — менее подтверждающие практику нашей церкви отрывки. И при таком методе, читая Библию годами и десятилетиями, мы не находим в ней ничего нового. И Бог, в свою очередь, желающий обратиться к нам из Слова, не может этого сделать, хотя мы вроде бы и читаем Писание, но читаем то мы его однобоко, выбирая удобное, и даже не интересуясь неудобным.
Поэтому из всех текстов, которые залили в этот урок, нам стоило бы выбрать самые важные и главные. Очевидно, что центром учения Иисуса из всего перечисленного в пособии будут не наши любимые тексты про субботу и про то, что надо идти проповедовать, уча все народы. Центр учения Иисуса – это так называемая Нагорная Проповедь, содержащаяся в Ев. Матфея, главы 5-7. Так как автор упомянул чем-то понравившиеся ему два отрывка из 7 главы, мы с удовольствием возьмем практически всю 7 главу Евангелия и прочитаем ее подряд, при этом пытаясь понять, что же хотел сказать Иисус своим слушателям. В отрывке четко видны три темы, их мы и разберем в нашем уроке. Выбрав этот отрывок, мы окажемся в выигрышном положении еще по двум причинам: это цельный кусок текста, то есть, это не субъективно выбранные человеком тексты, это Библия; а также это тот-же автор, которого мы читали на прошлом уроке, нам не придется перестраиваться.
И главное для понимания Нагорной Проповеди: это не рассыпанная пригоршня текстов, как наш урочник. Это связанное повествование, где текст исходит из текста.
План урока:
Главный вопрос: Что из сказанного Иисусом в проповеди мне сложнее всего выполнить? Какой из трех советов мне стоило бы начать исполнять прямо с этой субботы?
Ломка льда: Удалось ли Вам исправить то, что не нравилось в ваших близких? Если да – то как? Если нет – то почему, как вы считаете? Эти вопросы введут в первый пункт темы.
1. Не торопитесь исправлять других. Текст Матфей 7:1-6 (с. 7 НЗ)
Первый отрывок Евангелия предлагает нам остановиться в том, что Иисус считает нашей обыкновенной деятельностью: это осуждения, обличения, обучения и прочие термины, которые, по сути, объединяют недовольство другим человеком. И этого человека мы «осуждаем» (1-2), то есть, складываем внутри мнение о нем; «исправляем» (3-5), то есть, активно обучаем его, как не грешить; или «проповедуем во свидетельство им!» (6), то есть, «достаем» людей, которые и не собираются нас слушать. Что несколько обидно для адвентистского непомерного желания (говорю по собственному опыту, наталкиваясь на проповедников истин каждую неделю), «проповедовать вовремя и невовремя, по делу и не по делу», Иисус против этого. Почему Он против? Ярко выраженные причины следующие:
A. В 3 тексте говорится, что усиленное внимание к другим людям делает тебя слепым к своим проблемам. Концентрирование внимания на других снимает вину с тебя. Помните поговорку о том, что лучшая защита – это нападение? Похоже, это самый действенный способ и самому поверить, что ты чист. Заметив, насколько плохие курильщики, пьяницы, соседки на скамейке, католики в Ватикане, ты начинаешь представлять, что у тебя из глаза ничего и не торчит. Думаете, зачем Иисуса называли пьяницей, обжорой, грешником, незаконнорожденным? Затем, зачем это делаем мы по отношению к другим.
Б. В 5 тексте показано, что ты не знаешь механизма помощи другому человеку. Лишь когда ты сам пройдешь через исправление Богом, тогда ты понимаешь, КАК можно вылечиться. У нас распространены советы: прими Иисуса, помолись, больше читай Библию и пр. Только что же ты сам, так долго читающий Библию и молящийся так упорно, все время на коленках, такой же грешник, как и те, кому ты выдаешь советы? Теории в христианстве не работают. Успешно научить можно только практике.
В. В 6 тексте сказано, что такое бездумное исправление других грозит ответной реакцией, небезопасной для учителей. Вмешиваться можно по Божьему водительству, а не по скверной привычке обличать направо и налево, созданной в нашей субкультуре. Большинство гонений, которые получают обличители, вызваны ими самими, это тот случай, когда люди идут, «хотя Я их не посылал», т.е. это обыкновенное лжепророчество, но адаптированное к нашей церковной среде.
Практика: Кем я был недоволен в последний раз? Я его «исправил», научив или «осудил», не вмешавшись? Почему мне так хочется исправлять окружающих? Не защита ли это себя? От каких грехов я уже избавился, чтобы научить этому других?
2. Отнеситесь к окружающим как к близким. Текст Матфей 7:7-12 (с. 7 НЗ)
Логика повествования этого отрывка проповеди заключается в следующем: мы просим у доброго Бога – и Он всегда дает нам блага (7-8). Мы сами тоже умеем давать хорошее, но делаем это лишь для близких (9-10). Поэтому желающие стать христианами (Его последователями, копией) должны бы скопировать Его. То есть, распространить то, что уже умеют делать своим – но уже на всех (11-12).
Интересно, что в тексте Господь подчеркивает нашу греховную природу (вы, будучи обычно злы), в которой пробивается одно исключение. Мы не так уж и злы к детям, возлюбленным, и даже тем родственникам, которых не сильно любим. Но для них у нас есть «окно» в обычной защите, сотканной из недоверия и ожесточенности. К детям, любимым и близким мы относимся по-другому, по-хорошему. Здесь мы позволяем Духу вызвать в нас жертвенность и доброту. А против всего остального мира мы настроены воинственно. Это интересное наблюдение Христа, которое спускает нас на землю из наших мечтаний о «схождении Духа в последнее время», гонениях и прочих ожидаемых в нашей среде событиях, которые, якобы, нас поменяют и прямо наполнят любовью к людям. Оказывается, ничего ждать не нужно.
Дух Святой уже делает через нас доброе — но только мы ограничиваем Его теми людьми, на которых мы позволяем распространить хорошее. Чаще всего это действительно 1-3 детей, иногда супруги, пара друзей и все. Нам же предлагается увеличить охват людей, на которых мы будем смотреть не злобно и враждебно, а так-же доброжелательно, как на любимых родственников. В других местах Евангелия это называется «любите врагов», но здесь Иисус объясняет механизм правильных отношений другим способом — на более простом примере наших семей.
Возможно, здесь стоит повториться о нашем неправильном чтении текста 12, т.е. золотого правила. Библия не говорит о том, что реакция людей на вас улучшится! Это пустое обещание, разнесенное проповедниками. Сам Иисус – пример того, что тебя совсем не будут носить на руках. Это надо делать ради похожести на Отца, потому что этому учат закон и пророки, а не ради скрытой выгоды, как нас обучали всегда.
Практика: Сколько человек в моем окружении получают от меня безусловно хорошее отношение? Кто они? Хочу ли я расширять этот круг? Кого бы я мог включить в него на этой неделе? Могу ли я сейчас добавить туда хотя бы одного человека?
3. Будьте христианами, а не создавайте видимость этого. Текст Мф 7:13-23 (с. 3 НЗ)
Последний текст Евангелия также имеет одну тему – это не афоризмы Иисуса «о разном». Здесь говорится об узком пути последователя Господа (13-14), который не легок потому, что заключается в аутентичности, подлинности твоего христианства. Легче делать вид. Заявлять, что говоришь от имени Бога, что делают многие лжепророки (15), а самому никогда и не слышать Его голос. Делать вид, что ты овечка (15), и на твоем дереве растут ананасы (16), а на самом деле по выходе с двухчасового служения (а иногда и прямо там, в церкви, на членском, на совете или раздражившись на братьев и сестер) показать им «кузькину мать». (Это гнев как у Иисуса, да, конечно). Тут не имеются в виду волки, раздирающие стадо с умыслом. Тут имеются в виду волки, которые одевают на свою природу субботний / церковный маскарад и притворяются хорошими. Деревья, которые развешивают на себе не свои плоды на время. И именно из-за этого притворства Иисус и заявляет в 21-23, что Он в эти игры в переодевание животных и древесины не играет. И нам не советует.
Главное, чем мы похожи на описанное Христом – нашей огромной страстью к соблюдению формы, но не содержания. В церкви вы найдете требования именно к внешнему виду, формам поклонения, и тому, как все должно выглядеть. (И это не у РПЦ – а у АСД!) Никто годами не расскажет вам о рождении от Духа, но все будут тянуть вас к обряду от воды. Никто не будет переживать о вашем сердце, но зато содержимое вашего холодильника, или то, что вы носите – будет выводить людей из себя. Нас учат внешней похожести на некий образец «идеального адвентиста», и, честно говоря, именно это мы успешно постигаем в конце концов. Поэтому копни нас чуть глубже – на каких-нибудь выборах, местных или повыше, встреться мы с непохожим на нас, или услышь мы правду хотя бы о том, что должно больше читать Слово, чем труды христианских писательниц – наши беленькие шкурки сразу же полетят в сторону, и проявится наша природа. Заставляющая нас гневаться, лгать, пускать слухи, манипулировать и делать прочие гадости, нам присущие. Так что нам надо как-то возвращаться от вида христианства к его сути. Об этом отрывок 13-23.
Практика: Моя внутренняя природа – это ягненок или волк? Когда обычно проявляется моя настоящая суть? Что из моей христианской жизни я просто перенял от окружающих, чтобы быть похожими на них? Как мне перестать притворяться?
Вывод.
Итак, чтобы последовать советам Иисуса о нашей жизни, нам стоит:
— заботиться о своем благочестии, а не об исправлении людей, которыми мы недовольны;
— позволить Богу делать хорошее не только избранным нами людям;
-перестать делать вид, и начать быть верующими в Иисуса.
http://eugenegerasimov.blogspot.com
Добрый день, Евгений!
Периодически читаю Ваши комментарии, в принципе все нравится, но заметил одну непонятную тенденцию у вас… Во всех комментариях, которые я читал, вы всегда недовольны автором урока, текстами которые он избирает, как тему раскрывает и т.д. И как мне показалось, преподносите это не как ваше мнение ( одно из тысячи), а как единственное правильное понимание… Не понимаю вашу критику, как христианина… Не волен ли автор сам решать, опираясь на своё видение и опыт как и что раскрывать?? Складывается такое ощущение, что вы специально подрываете доверие к авторам урочников??!!
Здравствуйте Андрей. Вот в этом уроке http://pastoreugene.com/school/ssh-1-16-borba-prodolzhaetsya/ , в самом начале, я объясняю, зачем нужна первая часть урока — методика проведения. Надеюсь, Вы поймете. Благословений Вам.