СШ 4/15 «Кризис»

СШ 4/15 «Кризис»

2 урок «Кризис»

Рассмотрев вторую главу книги Иеремии, мы увидим три причины отступления от Бога, которые упоминает пророк. И попробуем предотвратить духовное охлаждение.

Методика проведения:

Еще раз мы напоминаем о том, что правда о том, как составлены уроки, может быть неприятной. Если вам сложно это принять — можно пользоваться просто пособием и не искать в интернете комментарии. Но поиск вами комментариев уже подразумевает, что урочник без чьего-то комментария понять и использовать для проведения СШ сложно.

Чтобы проведение этого урока было изучением Библии, нужно, как всегда, начинать с первой большой хирургической операции: следует отсечь все лишние части, которые отвлекают нас. Поэтому Судей, Царств, Паралипоменон нужно убирать, даже не задумываясь, — ведь до Нового Года на субботней школе мы читаем только книгу Иеремии. Так, по крайней мере, мы обещали своим слушателям. Вторая операция более деликатна: из текстов, встречающихся в уроке из самой книги (2, 5, 27, 25, 4, 7 главы) нужно удалить все, что не относится к последовательной теме. Прочитав эти тексты, вы обнаружите, что некоторые тексты непонятны, некоторые просто называют по имени Навуходоносора (и непонятно, что полезного для нашей жизни можно взять из них) – и их лучше всего оставить в стороне. У нас останется достаточно большой последовательный кусок текста из второй главы книги. Именно с ним мы и будем сегодня работать.

Нам останется только лишь связать наш текст (если это возможно), с темой, заявленной в пособии. Конечно, внешнего кризиса мы там не найдем, но зато в отрывке находится обращение Бога к людям, которые от Него потихонечку ушли. То есть, мы можем говорить о кризисе, но уточним, что текст больше касается нашей внутренней проблемы – постепенного охлаждения отношений со Спасителем и ухода от Бога. И нам останется лишь разделить (или выделить) три части текста, чтобы в каждой из них была своя подтема, и связать их с нашей современной жизнью. (Здесь учителю стоит подобрать примеры, характерные для его поместной общины). Тогда урок будет готов.

План урока:

Главный вопрос: Что сегодня влияет на охлаждение наших отношений с Иисусом? Что можно предпринять, чтобы оградить себя от отступления?

Ломка льда: Есть ли у вас люди, которые были вам хорошими друзьями, но сейчас вы совершенно чужие люди? Как это случилось? Что делает из друзей чужаков?

1. Не замечать в жизни Божьих дел. Текст Иеремия 2:1-7 (с. 736 ВЗ)

Вторая глава содержит слова, направленные к верующим, жившим во время Иеремии. И в ее первом отрывке мы видим, что именно становится причиной забывания ими отношений с Богом. Текст 2 описывает путешествие по пустыне, 3 чудесное наказание их врагов, 6 вспоминает Исход и выживание в необитаемой земле, 7 подарок в виде обетованной земли. Иными словами, в прошлом происходило достаточно много событий, производимых Богом, которые верующие замечали, и более того, которые вызывали в них ответные чувства. По крайней мере, в 1 стихе упоминается любовь за все эти незаслуженные блага. Именно замечание Божьих проявлений и благодарность за них в этом отрывке считается «рецептом от забывания Бога». И наоборот, причина отступления – это погружение в суету (5), временное и ненужное, которое сопровождается интересным провалом в памяти и во внимательности человека. Мы больше не видим Божьих проявлений в жизни.

Говоря о нас, можно проверить себя по этому признаку. Возможно, среди слушателей есть люди, которые вообще никогда не замечали дел Бога в своей жизни. Но большая часть, скорее всего, расскажет «опыты» 10-ти или 20-летней давности. Это и свидетельствует о том, что отношений уже давно нет. (Мы не говорим здесь о «подаренной нам жизни», «хорошем субботнем утре» и что «Бог пробудил нас сегодня ото сна» — вопрос не в стандартных адвентистских отговорках, а в том, когда человек в последний раз заметил проявление сверхъестественного в своей жизни. Обратите внимание, что в отрывке упоминаются вполне конкретные дела, важные для израильтян). Петр мог заметить наполненную рыбой лодку, монетку в рыбе, обед 5 000. Иона – шторм, рыбу и покаяние Ниневитян. Все это герои Евангелия воспринимали, как сделанное именно для них. Современный христианин, если и видел в жизни что-то особенное, что можно связать с Богом, то очень давно. Все, что происходит сейчас, это просто сложившиеся обстоятельства, мы в основном живем автономно, если и случается что-то хорошее или плохое, это просто удачи и неудачи, за происходящим мы не привыкли видеть Бога и Его водительство. Таким образом, и понятие о Его Личности постепенно стирается, и Бог становится только героем книжки с черной обложки (а может быть, Он никогда и не выходил из нее к нам).

Практика: Когда в последний раз вы заметили, что в вашей жизни проявился Бог? Что это было? Стоял ли Он за моей последней крупной неудачей? Моментом, когда мне сильно повезло? Что Он хотел сказать этим? На самом деле я хочу Его вмешательства в мою повседневность или лучше, чтобы все шло своим чередом?

2. Надеяться на другие ценности. Текст Иеремия 2:8-13 (с. 736 ВЗ)

Следующий отрывок Иеремии говорит на языке культуры времен Иеремии. Тут упоминаются и обычные верующие, и христиане — «профессионалы» (8), которые стали искать свою надежду в другом. Помощь в жизни (8, 11), и источники силы (13) эти люди обнаружили во вполне нормальном для того времени месте — у идолов. Конечно, можно назвать этих людей недалекими и глупыми, но ситуация с тех времен изменилась лишь в том, что мы сегодня перестали персонифицировать идолов. Тот, кто был Мамоной — стал столь же почитаемым у нас заработком, работой, карьерой или образованием (которое потом даст нам деньги). То же случилось и с другими божками, которых сегодня лучше назвать ценностями. Мы надеемся на знакомства (блат), на власть и влияние, на развлечения и отдых, на комфорт и вкус, и на что-то еще. Нужно признать, что принцип, подчеркнутый Иеремией — замена Бога на другие ценности — причина отступления от Бога, знакомая нам не понаслышке. Сегодня нашей наивысшей ценностью редко (а точнее, почти никогда) являются хорошие отношения с Богом. И совсем не Он – наша главная надежда в жизни. Совсем не Он приносит нам спокойствие.

Как при этом происходит отход от Бога? Вполне естественно «кормить» мыслями, мечтами, временем и силами именно того, на кого надеешься. Поэтому мы постоянно думаем о том, куда поедем в отпуск, куда поступим (или поступят наши дети), что нам надо купить, чтобы мы могли успокоиться в комфорте и тп. И находящаяся в нашей голове ценность просто вытесняет оттуда Главного. Если, конечно, Ему хоть раз удавалось занять там первое место. Кстати, текст подчеркивает, что мы несколько обманываемся, когда считаем свои ценности панацеей от проблем, на самом деле то, на что мы надеемся, «не помогает» (8), и «не содержит воды», помогающей от жажды (13). Однажды блудный сын увидит, что деньги и развлечения не работают; Закхей и Матфей бросят свою отличную карьеру; Никодим рискнет карьерой, — все они достаточно «насытятся» этими ценностями. Но до этого нужно дорасти, и выбор за нами — пойти путем блудного сына до нищеты, или путем Матфея, понявшего пустоту человеческих ценностей раньше.

Практика: На что я больше всего надеюсь в случае опасности? Если убрать из списка «Бога», что будет там стоять на первом месте? О чем я думал на этой неделе больше всего? Как сделать, чтобы отношения с Иисусом занимали мои мысли больше?

3. Считать себя безгрешным. Текст Иеремия 2:19-23 (с. 737 ВЗ)

Хотя суть последнего пункта достаточно ясна, его текст достаточно сложен. Здесь можно брать отрывок 2:33-35, но находящаяся на первом плане метафора может смутить читателей. Поэтому мы избрали текст об ослицах и верблюдицах. Нам достаточно увидеть смысл истории, заключающийся в том, что в каждом тексте отрывка перечисляются проблемы верующих (прекращение отношений с Богом, идолопоклонство и т.п), но они не собираются размышлять о своем состоянии и понимать его (19), и более того, они отказываются признавать какую-то проблему в своем поведении (23). То есть, последний путь, замеченный Иеремией в уходе от Бога — это отказ видеть в себе недостатки. Это относится и ко всему вышеперечисленному (средний верующий просто не замечает, что он не видит Бога живой Личностью, действующею сейчас, или что у него другая Надежда, не имеющая ничего общего с Иисусом). И это относится к обычным грехам, которые мы просто-напросто отрицаем. И тогда Спаситель нам становится не нужен. Зачем Он, если я и сам хорош, и со мной все в порядке?

Нужно сказать, что обычная размеренная жизнь христианина уже давно не включает в себя поиск того, «на правильном ли он пути». И греховная природа со своей стороны, и нахождение «в исключительной церкви» со своей стороны способствуют тому, что человек даже не задумывается о своих заблуждениях или грехах. У него все нормально, ровненько, и даже совесть уже давно не беспокоит его ни о чем. Поиск неправильного и признание своей нечистоты прекратились на начальных этапах христианства, сегодня обычный вопрос нормального верующего: «а в чем мне каяться?». Конечно же, святому не нужен ни Спаситель от греха, ни Тот, кто сегодня способен убрать нечистое из жизни. И Бог удаляется из жизни еще дальше — за ненадобностью. И наоборот, нужда в Боге (и возвращение к Нему) будет тем сильнее, чем сильнее человек будет осознавать необходимость в спасении.

Практика: Когда в последний раз я сделал плохой поступок? Это было неделю? Месяц? Год назад? Когда я в последний раз анализировал свою жизнь – что в ней нужно изменять? Мне нужнее Бог благословений или Бог, очищающий от грехов?

Вывод.

Итак, чтобы сохранить себя от постепенной потери отношений со Христом, надо:
— увидеть живого Бога за хорошими и плохими событиями жизни;
— обнаружить главные ценности жизни и отказаться от них в пользу Иисуса;
— открыть свою нравственную нечистоту, которой по-прежнему нужен Спаситель от греха.

http://eugenegerasimov.blogspot.com

Похожие записи
Комментарии